Постный день. Глас 6-й
- Обретение мощей блгвв. кнн. Фео́дора Ростиславича Черного, Смоленского и чад его Дави́да и Константи́на, Ярославских чудотворцев (1463)
- прмч. Адриа́на Пошехонского, Ярославского, игумена (1550)
- мч. Они́сия Усуровского (Исаврийского) (I)
- мч. Ко́нона Мандонского (Памфилийского), градаря́ (огородника) (III)
- мц. Ираи́ды
- мч. Евло́гия, иже в Палестине
- мч. Евла́мпия Палестинского
- прп. Ма́рка Нитрийского (V)
- прп. Иси́хия Вифинского (ок. 790)
- Сщмч. Никола́я Покровского, пресвитера (1919)
- сщмч. Иоа́нна Миротворцева, пресвитера, преподобномучеников Марда́рия (Исаева), иеромонаха и Феофа́на (Графова), иеродиакона (1938)
- Обре́тение мощей свт. Луки́ (Войно-Ясенецкого), исп., архиепископа Симферопольского и Крымского (1996)
- Иконы Божией Матери: Воспитание
Богослужения
Мысли свт. Феофана Затворника
Замечательно, что Премудрость зовет к себе безумных: «кто неразумен, обратись сюда» (Притч.9:4).
Стало быть, умникам нет входа в дом Премудрости или в св. Церковь. Умность всякую надо отложить у самого входа в этот дом. С другой стороны, если всякая мудрость и ведение только в доме Премудрости, то вне сего дома, вне св. Церкви, только безумие, неведение и слепота.
Дивное Божие учреждение! Входя в Церковь, оставь ум свой и станешь истинно умным; оставь свою самодеятельность, и станешь истинным деятелем; отвергнись и всего себя, и станешь настоящим владыкою над собою. Ах, когда бы мир уразумел премудрость эту! Но это сокрыто от него. Не разумея премудрости Божией, он вопиет на нее, и безумных разумников продолжает держать в ослеплении своем.
Притча дня
Жил в некоем монастыре нерадивый монах: он часто опаздывал к службе, огорчал этим братьев и вынуждал гневаться игумена. Иноки роптали и даже просили настоятеля изгнать его.
И вот этот монах заболел, болезнь усиливалась, и он уже приближался к смерти. Огорчены были братья, что погибнет душа несчастного. Собрались они у одра его, чтобы облегчить предсмертные страдания своей молитвой, но что же видят они? Этот монах умирал смертью праведника. Лицо его выражало спокойствие и радость.
Когда он немного очнулся, братия спросили:
– Какое утешение получил ты от Бога? С кем ты беседовал, как с близкими родными своими?
И умирающий, собрав последние силы, отвечал:
– Братья, вы знаете, что я жил недостойно, и вот я увидел, как демоны окружили мой одр, в руках их была хартия – лист, сверху донизу исписанный моими грехами. Они приблизились ко мне, Ангел же Хранитель мой стоял вдалеке и плакал. И вдруг я услышал голос с неба: «Не судите, да не судимы будете! Этот монах не осудил никого, и Я прощаю его!» – и тотчас хартия в руках демонов загорелась, и они с воплями исчезли. Подошёл ко мне Ангел и приветствовал меня, и я говорил с ним. Братья, – продолжал он, – после принятия монашества я не осудил ни одного человека! Братья, – сказал он еще, – вы осуждали меня, и осуждали справедливо, а я, грешный, не судил никого.
Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты
Основы православия
Тема 77. В чём состояло значение сошествия Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы?
Незадолго до Своих Крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос, обращаясь к апостолам, пообещал: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины...» (Ин.14:16-17), «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину...» (Ин.16:13).
Святой Дух сошёл на апостолов после Вознесения Христа, когда земная миссия Богочеловека была выполнена: «Дух Святый … научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам… Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.14 и 15). Нужно иметь в виду, что Святой Дух и ранее был на Апостолах, в день же Пятидесятницы они получили Его дары для строительства Церкви. Земная миссия Христа завершилась Вознесением, далее – созидание Церкви Христовой людьми, освящёнными и просвещёнными Св. Духом.
День сошествия Св. Духа на апостолов является Днём рождения Церкви. С тех пор Святой Дух пребывает в ней непрестанно. Благодаря действию Святого Духа в Церкви совершаются Таинства, исполняются богоугодные молитвы, осуществляется преображение верующих, духовное единение членов Церкви с Богом и друг с другом, сохраняется в неповрежденности вера.