Богослужения
Каноны
Акафисты
Мысли свт. Феофана Затворника
Распятие Христа Господа и собор Архангела Гавриила! Новое утешительное сочетание! Гавриил предвозвещает рождение Предтечи; Гавриил благовествует Деве; он же, вероятно, возвещал радость о рождении Спасителя; не кто другой и женам возвестил о Воскресении Христа Господа. Таким образом, Гавриил – всякой радости провозвестник и приноситель. Распятие же Христово – радость и отрада всех грешников.
Грешнику, пришедшему в чувство своей греховности и всеправедной правды Божией, некуда укрыться, кроме как под сень Креста. Здесь принимает он удостоверение, что ему нет прощения, пока он один стоит пред Богом со своими грехами и даже со слезами о них. Одно для него спасение – в Крестной смерти Господа. На Кресте рукописание всех грехов разодрано. И всякий, кто принимает это с полною верою, делается причастным этого таинства помилования.
С созрением этой веры созревает и уверенность в помиловании и вместе отрада от чувства вступления в состояние помилования на все века. Крест – источник радости, потому что грешник верою пьет из него отраду помилования. В этом отношении он есть своего рода архангел, благовествующий радость.
Притча дня
В одном храме священник заметил, что почти каждый воскресный день на Литургии стоит и молится некая раба Божия с двумя костылями. Как-то раз после службы он подошел к ней, спросил ее имя, расспросил об обстоятельствах ее жизни и, между прочим, поинтересовался, не тяжело ли ей с такими больными ногами каждый воскресный день быть в храме Божием. В ответ женщина произнесла удивительные слова: «Да, батюшка, тяжело, но прежде чем пойти в храм моим ногам, туда идет вперед мое сердце».
Основы православия
Тема 115. Вторая заповедь Ветхого Завета: Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
Эта заповедь запрещает поклоняться творению вместо Творца. Приблизиться к Богу можно только отрешившись от всех идолов: материальных и виртуальных.
Вторая заповедь не отрицает иконопочитания, она уточняет первую. Здесь нужно вспомнить значение слова «кумир». Это скульптурное изображение языческого божества. Для нас это слово стало иметь более широкий смысл – предмет поклонения, обожания.
Заповедь была дана в Ветхом Завете в противовес идолопоклонству и подчёркивала, что Бог неописуем, неизобразим. Мы же живём уже во времена Нового Завета, когда Боговоплощение и создание Церкви открыло возможность иконопочитания. Бог стал человеком (вочеловечился) и это позволяет нам Его изображать в образе человека.
Эта заповедь запрещает носить амулеты, держать в доме предметы нехристианского культа (фигурки, религиозные изображения), подковы над дверью, обереги на стекле в автомобиле. К идолам относятся языческие символы нового года, гороскопов. Кумиром, идолом может быть и всё то, что сбивает с пути спасения, всё то, что воцаряется в душе вместо Бога. Необязательно это что-то порочное по сути. Даже благородное дело или стремление, если оно занимает чрезмерное место в душе в ущерб богопознанию и богообщению. Супруг, ребёнок, духовник, дружба, творчество, наука – всё может стать предметом нездорового поклонения. Кумиром может стать и не близкий человек – писатель, артист, спортсмен, певец. В наше время кумиром часто становится животное, которым человек пленяет свою душу. И сам человек может быть себе кумиром, беззаветно служа своим страстям.