Свт. Григо́рия Богослова, архиепископа Константинопольского (389); преподобного Анато́лия I Оптинского (Зерцалова) (1894); священномученика Влади́мира (Богоявленского), митрополита Киевского (1918).
Святителя Моисе́я, архиепископа Новгородского (1362); мученицы Филица́ты Римской и сыновей ее мчч. Ианнуа́рия, Фе́ликса, Фили́ппа, Сильва́на, Алекса́ндра, Вита́лия и Марциа́ла (ок. 164); преподобного Попли́я Сирийского (ок. 380); прп. Мара певца (ок. 430).
Священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского (1929); священномученика Васи́лия (Зеленцова), епископа Прилукского (1930); священномученика Стефа́на Грачева, пресвитера, мученика Бори́са Заварина (1938).
Иконы Божией Матери: «Утоли моя печали».
Чтения Священного Писания
Утр.- Ин.10:1-9 (зач. 35 от полý). Лит. - 1Пет.2:21 - 3:9 (зач. 59). Мк.12:13-17 (зач. 54). Свт.: 1Кор.12:7-11 (зач. 151). Ин.10:9-16 (зач. 36). Сщмч.: Евр.13:7-16 * (зач. 334). * Чтения сщмч. Владимира читаются, если ему совершается служба. Если служба в честь свт. Григория Богослова совершается в соединении со службой сщмч. Владимира, митрополита Киевского, то на литургии Апостол - дня, святителя (под зачало) и священномученика: Евр.13:7-16 (зач. 334), а Евангелие - дня и святых: Ин.10:9-16 (зач. 36) (евангельские чтения свт. Григория и сщмч. Владимира совпадают). Если совершается только полиелейная служба сщмч. Владимира, митрополита Киевского, то на утрене читается Лк.12:32-40 (зач. 67), а на литургии - чтения дня и священномученика: Евр.13:7-16 (зач. 334). Ин.10:9-16 (зач. 36).
Богослужения
- Служба священномученику Василию (Зеленцову), епископу Прилукскому
- Служба священномученику Петру (Звереву), архиепископу Воронежскому
- Служба священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому и Галицкому
- Служба преподобному Анатолию Оптинскому старшему
- Минея. 25 января
- Минея дополнительная. 25 января
Каноны
Мысли свт. Феофана Затворника
Развернуть
Притча дня
Немного нечистого хлеба
Брат сказал авве Пимену:
– Когда я подаю своему брату немного хлеба или чего другого, то демоны унижают мою милостыню, будто бы она подается из человекоугодия.
Старец отвечал ему:
– Хотя бы твоя милостыня подавалась из человекоугодия, но мы все же должны подавать нужное, – и рассказал ему следующую притчу:
– Два земледельца жили в одном месте. Один из них посеял и собрал немного хлеба, хотя и нечистого, а другой, поленившись сеять, не собрал ничего. В случае голода, кто из них будет иметь пропитание?
Брат отвечал:
– Тот, кто собрал немного хлеба, хотя и нечистого.
Старец сказал:
– Так будем же и мы сеять немного, хотя бы даже и нечистого, чтобы не умереть от голода.
Скитский Патерик. Отечник проповедника
Основы православия
Тема 38. Зачем Бог сотворил мир?
Бог, как Беспредельный, Всесовершенный, Всеблаженный, ни в чём и ни в ком не имел и никогда не имеет нужды. Не имел Он нужды и в творении мира, ни как в объекте проявления Своих творческих способностей, ни как в объекте Своей любви и заботы. По словам св. Максима Исповедника: «Бог вседовольный произвел твари из небытия в бытие не потому, чтобы в чем-то имел нужду, но чтоб они, соответственно приемлемости своей, причащаясь Его блаженства, наслаждались, Сам же Он веселился о делах Своих, видя их веселящимися» (Главы о любви, сотница 3:46).
Будучи безмерно Благим, Он возжелал, чтобы благо Его «разливалось», чтобы причастниками Его благ стали множества всевозможных существ (творений). Каждое творение Божье причастно Его благости, каждому Он подаёт столько благ, сколько уместно, соразмерно их естеству и индивидуальному состоянию.
См. Творение из ничего.
Практический совет
Блаженный Иероним Стридонский говорил: «Незнание Священного Писания – это незнание Христа». Преподобный Серафим Саровский говорил, что нужно так обучить свой ум, чтобы он буквально плавал в словах евангельских. Поэтому он и носил его в котомке за плечами и в течение недели прочитывал весь Новый Завет. То есть в день по евангелисту, и оставшиеся дни — Деяния, Послания и Апокалипсис. Таким образом, ум его действительно плавал в словах Евангелия.
Читается Новый Завет ежедневно, желательно вслух. Обычно одна глава из Евангелия, две из Апостола. На разных этапах духовной жизни, человек совершенно по-разному прочитывает Священное Писание, оно неисчерпаемо.