- Мч. Ники́фора, из Антиохии Сирской (ок. 257)
- Обре́тение мощей свт. Инноке́нтия (Кульчицкого), епископа Иркутского (1805)
- Обре́тение мощей свт. Ти́хона (Беллавина), патриарха Московского и всея России (1992)
- Прп. Панкра́тия Печерского, в Дальних пещерах (XIII)
- прпп. Ники́фора (1557) и Генна́дия (ок. 1516), Важеозерских
- сщмчч. Маркиа́на (Маркелла) Сиракузского, Фила́грия Кипрского и Панкра́тия Тавроменийского, епископов (I)
Богослужения
Каноны
Мысли свт. Феофана Затворника
«И ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив... Вострубите трубою.., назначьте пост и объявите торжественное собрание... пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы. ...да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой...»» (Иоил.2:12–13, 15–17).
Кто слышит ныне глас этот, раздающийся в церкви? Если бы с неба на площадях раздался громовой голос: «пощадите, люди, себя самих, да пощадит и вас Господь», может быть, кто-нибудь и услышал бы его и очнулся от упоения утехами, похотями и вином. Священники не перестают взывать: «пощади, Господи»! Но от Господа верно исходит грозный ответ: «не пощажу, ибо нет ищущих пощады». Все спиною стоят к Господу, отвратились от Него и забыли Его.
Притча дня
Развернуть
Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты
Основы православия
Тема 53. Могли ли люди самостоятельно преодолеть последствия грехопадения?
Ещё будучи цельным, невинным, имея духовную близость с Богом и не имея ещё склонности ко греху, первозданный человек не устоял в искушении дьявола и последовал его воле. Совсем не в таком состоянии пребывал Адам по грехопадении: связь с Богом нарушилась, разум и чувства омрачились, воля извратилась, образ Божий померк; тленность и смертность стали для человека (как бы) «естественными». Отступив от Бога, он в значительной мере потерял нравственные ориентиры. Стало быть, согрешив, человек не просто утратил первозданное состояние, он сделался удобопреклонным ко злу, к воздействию на него демонических сил.
Даже человеку, омытому от скверны первородного и личных грехов (что происходит в Таинстве Крещения), воспитанному на учении Евангелия, невозможно без помощи Божьей стяжать (обрести) праведную жизнь: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Если человек отпадает от Церкви, он неминуемо одолевается грехом. Что же говорить о ветхозаветных людях? Разве только пофантазировать, что они, словно Мюнхгаузен, могли взять да и вытащить сами себя за волосы из болота смерти и греха, могли сами себя исцелить от духовных болезней, от греховности, от порочных страстей.
Практический совет
Церковные записки не отменяют и не заменяют участия в богослужениях и личной молитвы. Представьте, что кто-то просит Вас помочь в ремонте его квартиры, но сам участия в труде принимать не желает.
В записках пишут имена только тех, кто Крещён в Православной Церкви. Начинают список обычно со священнослужителей, указывая сан. Старайтесь писать имена разборчиво, обязательно в родительном падеже. Отпавших живых лучше поминать при чтении Псалтири, а не на Проскомидии.
Во время паломничества в Грецию имейте в виду: крестик там наносят только на записки об упокоении; также там нет отдельного места для установки свечей за усопших («у Бога все живы» (Лк.20:38)). В греческих храмах не увидеть свечей возле каждой иконы; здесь в притворе храма, а иногда и вовсе на улице располагаются подсвечники, наполненные песком, в который и ставятся свечи.