Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Скрыть переводы

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(Рим.1:1–7, 13–17; Мф.4:25–5:13)

По Крещении Господа, когда на Него сошел Дух в виде голубине, Он низводится в пустыню искуситися. Таков и общий всем путь. Св. Исаак Сирианин замечает в одном месте, что, коль скоро вкусишь благодатное утешение или получишь от Господа какой дар, – жди искушения. Искушения прикрывают светлость благодати от собственных глаз человека, которые обычно съедают всякое добро самомнением и самовозношением.

Искушения эти бывают и внешние – скорби, унижения; и внутренние – страстные помышления, которые нарочно спускаются, как звери с цепей. Сколько поэтому нужно внимать себе и строго разбирать бывающее с нами и в нас, чтобы видеть, почему оно так есть и к чему нас обязывает.

Притча дня

Встретились как-то материалист с верующим и разговорились. Когда речь зашла о Боге, материалист сказал, что не верит ни в какого Бога, что всё это сказки и пережитки прошлого. А верующий говорил, что Бог есть.

– А ты Его когда-нибудь видел?

– Нет.

– А, может, слышал?

– Нет.

– Тогда с чего ты взял, что Он есть? – спросил материалист.

– Позволь и я тебя спрошу. Скажи-ка, любовь существует?

– Конечно же.

– А ты её видел?

– Нет.

– А, может, слышал?

– Нет.

– Но ведь из этого ты не заключаешь, что её нет?

– Она есть, потому что я чувствую её.

– Вот и с Богом так же. Его нельзя увидеть, а можно только почувствовать Его влияние на нас. Как проявлением солнца является свет и тепло, так проявлением Бога является любовь. Если ты слеп, то можешь не видеть солнца, но обязательно почувствуешь на себе его тепло, когда его лучи коснутся тебя. И если ты «слеп» и не «видишь» Бога, то обязательно почувствуешь Его воздействие на тебя, когда твоё сердце согреет любовь.

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Основы православия

Тема 176. Нравственные основы христианского аскетизма.

Помимо догматической основы аскетизм имеет христианско-нравственную. Это значит, что аскетизм соответствует как естественному нравственному закону, так и христианскому нравоучению, содержанию Божественных заповедей, важнейшие из которых: заповеди о любви к Богу и к ближнему (Лк.10:27).

В основании аскетизма лежат следующие базисно-нравственные положения:

  • о необходимости уподобления Богу: «будьте святы, потому что Я свят» (Лев.11:45); «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48);
  • о необходимости подражания Христу (и) по человеческому естеству: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:21).

Подражая Христу в том, например, как Он постился, молился, противодействовал искушениям со стороны диавола и иудеев, проявлял рассудительность, духовную мудрость, совершал дела милосердия, христианин нравственно преображается, уподобляется Богу, благодатно соединяется с Ним, а уподобляясь и соединяясь с Богом, движется к реализации главной цели христианской жизни.

Практический совет

Как быть, если после Исповеди, прямо перед Причащением вспомнился грех, а исповедоваться уже нет возможности? Надо ли отложить Причастие?

В Церкви существует Таинство Покаяния, а не «Таинство прощения перечисленных грехов». В нём прощаются все грехи, если человек их искренне исповедал и сознательно не утаил. Отлагать Причастие не следует, этот грех можно исповедать на следующей Исповеди (возможно, Господь специально о нём напомнил).

Случайный тест