Преподобным Марку, Ионе и Корнилию Псково-Печерским
Тропарь, глас 8
Я́ко свети́льницы, яви́стеся всесве́тлии/ в верте́пе Цари́цы Богома́тери,/ преподо́бнии отцы́ на́ши Ма́рко, Ио́но и Корни́лие,/ вы́ бо, кре́ст Христо́в на ра́мо взе́мше,/ усе́рдно Тому́ после́довасте/ и, чистото́ю Бо́гови прибли́жившеся,/ отону́дуже си́лами чуде́с обогати́стеся,/ те́м и мы́ любе́зно прибега́ем к ва́м и уми́льно глаго́лем:/ о преподо́бнии, моли́те Христа́ Бо́га/ спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод:Как светильники явились преяркие в пещерах Царицы Богоматери (в пещерах Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря), преподобные отцы наши Марк, Иона и Корнилий, потому что вы, подняв крест Христов на свои плечи, смело последовали за Ним и приблизились в чистоте к Богу, от Того и обогатились силой чудотворений. Поэтому и мы с усердием прибегаем к вам и сокрушенно взываем: «О преподобные, молите Христа Бога о спасении душ наших».
Кондак, глас 2
Христо́вою любо́вию уязви́вшеся, преподо́бнии,/ и Того́ кре́ст на ра́мо взе́мше,/ понесли́ есте́ Боже́ственне, вооружи́вшеся на неви́димыя враги́/ и непреста́нныя моли́твы, я́ко копие́, в рука́х иму́ще кре́пко,/ победи́ли есте́ бесо́вския ополче́ния,/ те́м зове́м ва́м:/ ра́дуйтеся, преподо́бнии отцы́ на́ши Ма́рко, Ио́но и Корни́лие,// ве́рных удобре́ние.
Перевод:Пленив свои сердца любовью Христовой и Его крест подняв на свои плечи, вы понесли его, святые, вооружившись на невидимых врагов и имея непрестанную молитву, как копье в руках, победили вы бесовские ополчения. Потому взываем к Вам: «Радуйтесь преподобные отцы наши Марк, Иона и Корнилий, верующих украшение».
Недели Антипасхи
Тропарь, глас 7
Запеча́тану гро́бу,/ живо́т от гро́ба возсия́л еси́, Христе́ Бо́же,/ и две́рем заключе́нным,/ ученико́м предста́л еси́,/ всех воскресе́ние;/ дух пра́вый те́ми обновля́я нам,// по вели́цей Твое́й ми́лости.
Перевод:Хотя гроб был запечатан, Ты, Жизнь, из гроба воссиял, Христе Боже; и, когда двери были заперты, Ты, всех Воскресение, предстал ученикам, через них Дух Правый обновляя в нас по великой Твоей милости.
Кондак, глас 8
Любопы́тною десни́цею/ жизнопода́тельная Твоя́ ре́бра Фома́ испыта́, Христе́ Бо́же;/ созаключе́нным бо две́рем я́ко вшел еси́,/ с про́чими апо́столы вопия́ше Тебе́:// Госпо́дь еси́ и Бог мой.
Перевод:Любознательной рукою жизнь источающие ребра Твои исследовал Фома, Христе Боже; и тогда, как Ты вошел при запертых дверях, он с прочими Апостолами стал взывать Тебе: «Ты – Господь и Бог мой!»
«Господь мой и Бог мой!» – воззвал св. апостол Фома (Ин.20:28). Ощущаете ли, с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что, кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует.
Мы говорим: «Господь Спаситель», – разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: «Господь Спаситель мой». Кто говорит: «мой Спаситель», тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения, от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни.
Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: «кто меня разлучит!»(Рим.8:35).
Один судья мусульманин позвал в гости православного авву, подвизавшегося в тех местах. Угостил его ужином и спросил: «Скажи мне, мудрый человек, вот я судья, я мусульманин и стараюсь жить по законам. Я честно сужу, не беру мзды, кормлю бедных, молюсь, соблюдаю посты. Выполняю всю волю Аллаха. Так неужели я не буду наследовать Царства?» Авва ответил: «Скажи мне, уважаемый, у тебя дети есть?» «Есть», – ответил судья.
«А слуги есть?»
«Есть и слуги, конечно!»
«А скажи мне, кто слушает тебя лучше, слуги или дети?» – спросил старец. «Слуги, слуги лучше, они каждое мое слово ловят. Во всём угодить стараются. А дети часто строптивы, не слушают меня, своевольничают», – ответил судья. «А скажи мне, когда умирать станешь, кому всё свое добро оставишь, детям или слугам?» «Конечно, детям!» – воскликнул судья. «Вот так и с Царством. Ты можешь быть идеальным слугой, но наследство получит сын. А усыновление происходит только через Иисуса Христа...»
Елеосвящение – это Таинство, в котором при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия, которая исцеляет немощи духовные и телесные. Оно также называется соборованием, потому что в идеале его должен совершать «собор» из семи священников (или в продолжение семи дней подряд).
Самое раннее свидетельство о Таинстве Елеосвящения содержится в Послании Апостола Иакова (Иак.5:14-16). Фраза «пусть призовёт» из вышеприведённой цитаты указывает на то, что болезнь должна быть достаточно тяжёлая, а слово «восставит» (букв. с греч. «поднимет») говорит о том, что болящий лежит. В чинопоследовании Таинства мы встречаем такие обращения и выражения «болящий, страждущий, недугующий, струпы телесные, горькие болезни».
Как опознать болезнь, требующую соборования? Под тяжёлой болезнью следует понимать ту, которая приковывает человека к постели (или скоро это произойдёт), и он уже не имеет сил приходить в храм и участвовать в богослужениях и Таинствах Церкви. Тем христианам, что ещё могут передвигаться самостоятельно, могут участвовать в храмовом богослужении, уместно в «крепость, исцеле́ние, и здра́вие души́ же и те́ла» участвовать в Евхаристии.
Не стоит верить высказываниям про какое-то магическое прощение забытых грехов при Соборовании. Митрополит Макарий (Булгаков): «В древности Е. совершалось, как доныне совершается, после покаяния и вслед за ним как бы нераздельно». Прощаются не только забытые грехи, а вообще все, если человек участвовал в Таинстве Покаяния. В христианстве нет и не может быть автоматического прощения грехов без покаяния: ни от масла, ни от ледяной воды в проруби…
У кого в храме можно спросить совета, если священник занят?
Спросите у свечницы в церковной лавке. В городских храмах должен быть катехизатор (ответственный за духовное образование прихожан), уточните как с ним связаться.
Если принципиально нужен совет священника, то посмотрите в расписании, когда в храме совершается Таинство Покаяния (исповедь). Исключите день воскресный, когда в храме максимальное количество молящихся. Подойдите в выбранное время и, когда подойдёт ваша очередь, скажите священнику, что требуется духовный совет. Он сам решит, сможет ли он ответить сразу или назначит время для встречи. Имейте в виду, что священников в современной России остро не хватает, старайтесь обращаться с духовно-практическими вопросами.
Если что-то не будет получаться, проявите настойчивость и ни на кого не обижайтесь. Если вы пришли к Богу, то окружающие люди вам помешать точно не смогут!