Скрыть
Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга

Ибо были некогда и мы такими же, как и они, - и в тех пороках, каким предаются они теперь, вращались и мы, - и те деяния, какие нам не желательно видеть у них, совершали и мы. Неразумны были мы, как и они; и непокорны мы были подобно им; заблуждающимися были мы, как и они; рабствующими различным похотям подобно им; в ненависти и злобе, в коих пребывают они, вращались и мы; также ненавистны Богу мы были и друг друга преследовали ненавистью подобно тому, как и они.

Послание к Титу

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга

Таким образом, со всеми такого рода людьми мы должны вести себя кротко. Бывший прежде таким и изменившийся не должен укорять подобных людей, но молиться и благодарить Дарующего ему и им освобождение от прежних зол. Никто не должен хвалиться, поскольку все согрешили (Рим 3:23). Итак, когда ты, будучи сам исправлен, хочешь порицать кого-нибудь, то вспомни о своей прежней жизни и неизвестности будущего и удержи свое негодование.

Толкование на послание к Титу


Грабитель не тот только, кто разломает стену и похитит что-либо из дома, но и тот, кто нарушит справедливость и отнимет что-либо у ближнего. Итак, не будем судьями чужих дел, забывая о своих собственных; не станем заниматься исследованием пороков, когда есть случай к человеколюбию; но, помыслив о том, чем и мы были некогда, будем впредь кроткими и человеколюбивыми.

Беседы на Евангелие от Иоанна

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий

В Послании к Коринфянам устрашает будущим, чтобы не осуждали, говоря: кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1Кор. 10:12). Здесь же вразумляет прошедшим, говоря: не будем укорять других, так как и сами мы некогда более грешили. Что говорил разбойник другому разбойнику: и мы осуждены на то же (ср. Лк. 23:40). Когда же мы были несмысленны? До Христа. Разве не бессмысленно было служить таким богам? А приносить людей в жертву - разве это не величайшее заблуждение? Но мы служили еще различным страстям и удовольствиям. Здесь разумел мужеложество, брак с матерью или сестрой и прочие бесстыдства; ибо различно забавляется нами диавол.

Жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга

Жили в злобе и зависти, то есть всегда проводя время в злопамятстве и зависти и живя такой жизнью; поэтому мы и были достойны ненависти, так как ненавидели друг друга. Справедливо: от зависти происходит и ненависть.

Толкование на Послание к Титу

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Внушение, что затем и благодать Святаго Духа, чтобы претворять нас из недобрых в добрых (Ст. 3, 3 – 7)

Бехом бо иногда и мы несмысленни, и непокориви, и прельщены, работающе похотем и сластем различным, в злобе и зависти живуще, мерзцы суще, и ненавидяще друг друга

Бехом бо. Чрез это бо — речь сия связуется прямо с предыдущею, что не следует ни единого хулити. Почему? Потому что нам не следует уже быть такими. Были и мы таковы же; но теперь стали инаковы, по благодати Спаса нашего, обновившего нас и из худых сделавшего хорошими. Так святой Златоуст: «никого не порицай, ибо и ты был таким же. Бывший прежде таким же и изменившийся не должен укорять таких людей, но молиться и благодарить Дарующего ему и Готового дать им освобождение от прежних грехов. Никто не должен хвалиться: ибо все согрешили. Итак, когда ты, будучи сам исправен, хочешь порицать кого-либо, то вспомни о своей прежней жизни и неизвестности будущего и удержи свое негодование. Если бы ты с самого детства жил добродетельно, и тогда ты имел бы много грехов; а если не имеешь их, как ты думаешь, то знай, что это зависит не от твоей силы, но от благодати Божией; ибо если бы Он не призвал (к вере) твоих предков, то и ты был бы неверным». — Так блаженный Феодорит: «приведем себе на память прежнее наше поведение, представим в уме, сколько в нас было худых качеств; и, когда таковыми были, Бог всяческих сподобил нас спасения. Посему и мы будем переносить злонравие пребывающих еще в заблуждении».

Но можно, отвлекши мысль от связи с предыдущим, видеть и в сем отделении (стихи 3 — 7), как и во встреченном уже нами выше (см.: 2, 11 — 14), указание на побуждение, почему особенно христиане должны быть чужды всякого порока и украшены всеми добродетелями. Потому что были нехороши, а теперь ограждены благодатию Духа в купели к новой святой жизни, чтоб, став праведными, сподобиться наследия жизни вечной, блаженной. Отличие настоящего отделения от встреченного выше то, что там говорится о призвании к святой жизни, а здесь о новом для сей жизни рождении и о снабжении нас достаточными к тому силами. На тех, кои возрождены и снабжены силами к святой жизни, лежит неотложный долг быть святыми. И если они не окажутся такими, то с таким неразумием ничто сравниться не может. Так отчасти Амвросиаст: «Апостол поминает, что сии блага, которых не имеет неверие, даны христианам; чтоб, сияя всякою правдою, они давали всем разуметь, что суть чтители истинного Бога. Ибо когда они, быв некогда несмысленными, являются ныне во всем благосмысленными, то чрез это в них прославляется Бог».

Бехом бо иногда и мы. — Иногда — прежде уверования и освящения благодатию Божиею. — И мы. Апостол очевидно разумеет критян; но и себя причислил к ним, чтобы смягчить речь. У нас в ходячей речи соответствует этому фраза: и мы с вами. Блаженный Феодорит так объясняет это — и мы: «Божественный Апостол и себя включил в то же число, не как подлежащего всем этим обвинениям, но как бывшего гонителя; ибо не всем порокам подлежали все, но одни — тем, а другие — другим; однако же все улучили спасение».

Несмысленни, и непокориви, и прельщени. Изображается сими словами, как, когда живут в грехах и страстях, поражены и извращены бывают все силы души. Мысленная сила поражается «несмыслием», теряет здравые понятия о Боге, мире, человеке, о цели настоящей жизни, о цели окружающих нас вещей и значении всего бывающего с нами. Потеряв же такие понятия, она теряет силу управлять жизнию человека, и он ходит как во мраке, впадая от неразумия в неразумие. Так с язычниками и было. «Не бессмысленно ли было служить таким богам (какие были у язычников) и приносить людей в жертву?» (блаженный Феофилакт). А изображения их жизни их же писателями читать нельзя без отвращения. — Деятельная сила заражается непокоривостию, по коей ни Божеских, ни человеческих законов знать не хочет, и никаких уважений не берет в счет, кроме своей воли. Так хочу, и никто мне не указ; а хочет только того, что внушает самость и самоугодие в удовлетворение страстей. Что ни говори, слушать не хочет. Απειθεις — именно таких и представляет, не принимающих никаких резонов. — Чувствующая сила бывает возобладана прелестию, по коей считает хорошим, приятным и красивым то, что по свойству своему дурно, отвратительно и безобразно. Она теряет природный свой вкус.

Или можно полагать, что здесь указывается на поражение высшей духовной стороны человеческого естества: несмыслием — исчезновение помышления о Боге и страха Божия; непокоривостию - невнимание к гласу совести и заглушение его; прельщением — пристрастие к вещам чувственным. Это все всегда и всюду имеет место, когда кто предается самоугодию и страстям, кто бы он ни был, язычник или христианин, ученый или неученый, простой или благородный. Ибо грех, как и яд, не имеет лицеприятия.

Работающе похотем и сластем различным. Когда поражены высшие силы и высшая сторона человеческого естества, тогда место законов, лежащих в них и долженствовавших править деяниями человека, заступают похоти и сласти, и жизнь начинает течь по их требованиям. Высшие силы тогда у них в работе состоят: ум придумывает средства к удовлетворению их и прикрытию такого удовлетворения, которому непригоже быть видиму; воля, как ведомая, ведется вслед их, как осля на обрывочке; и чувство, не раз испытав безвкусие похотных сластей, все влечется к ним, прельщаемо бывая обманчивым чаянием — встретить и вкусить наконец и на этом пути какое-нибудь благо прочное. Тут настоящее рабство внутри человека — тирания греха. — Под похотями разумеются страсти душевные и телесные. Они возбуждают пожелания предметов, коими обычно удовлетворяются. А сласти суть те минутные приятности, какие доставляет удовлетворение страстей. Всякая страсть имеет свою сласть, которою манит к предметам своим; все же сласти сливаются в одной коренной — самоугодии. В сластях — сила страсти. Страсти побеждают всегда обещанием сластей. Грешник сластолюбив; оттого не разгибаясь работает страстям.

Несмыслие, непокоривость, прелыценность, рабство похотям и сластям составляют внутренний строй грешника. Чем он обнаруживается вовне, в делах? Жизнию в злобе и зависти. Эгоизм и самоугодие все к себе стягивает. Как и вне встречаются они с такими же направлениями, то естественно вступают в столкновения. Полагающий им преграду возбуждает неприязнь к себе в разных степенях, на верху которых стоит злоба — желание уничтожить противника подсечением присущих ему сил: когда он богат, — истощением богатства; когда во власти, — подрывом власти и прочее. Это и есть злоба или злодейство. Оно имеет место особенно, когда эгоист горд, силен и характером, и подручными средствами. — Но бывает, что иной возбуждает неприязнь не помехою, а одним тем, что стоит выше и живет богаче и веселее. Из-за него начинает точить зависть, которая сильного тоже ведет ко злодейству, а бессильного самого снедает и истощает. Там, где господствуют страсти, злоба и зависть непрестанно в движении более или менее сильном. И бывает ли кто от них свободен?

Мерзцы суще. Кто неприязнствует к другим в нескрываемой злобе и зависти, тот обратно к себе возбуждает неприязнь: от него начинают отвращаться, или гнушаясь им, или ужас к нему питая. Это и выражает: στυγητοι. Люди злобные и завистливые естественно отвратительны.

И выходит таким образом, что люди, обладаемые страстями, живут ненавидяще друг друга. Потому что каждый один нераздельно хочет обладать благом, к которому с таким же желанием протягивает руку и другой. В природе эгоизма — себя только любить. Он наперед уже ко всем холоден; и лишь только встретит в других противное себе, тотчас претворяет свою холодность в неприязнь. Эгоизм умеряется иногда симпатическими чувствами; но это не погашает его ненависти, а только расширяет: ибо тогда ненавистью он ограждает не себя только, но и все принятое в сферу своего сочувствия; выходит партия на партию.

Толкование на послание к Титу

Евфимий Зигабен (†1118)

Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга

Бехом бо иногда и мы несмысленни

Были неправо мыслящими. Эта речь имеет в виду собственно учеников. Но Апостол в ряд с ними поставил и самого (себя) учителя, нисколько не считая это для себя унизительным.

И непокориви

в отношении к Истинно Сущему Богу и ко благу.

И прельщени

Быв введены в заблуждение учением, чуждым благочестию.

Работающе похотем

злым, вредным

И сластем различным

Ибо страсть к удовольствиям проявляется во многих видах и образах.

В злобе и зависти живуще

Злобою он называет здесь собственно лукавство, или коварство и обман.

Мерзцы суще

Но своим безчестным и скверным деяниям будучи ненавистниками в отношении к людям добродетельным.

И ненавидяще друг друга

По причине отсутствия любви. Те, которые были некогда сами таковыми, а затем освободились от всякаго греха благодатию Христовою, теперь не должны злословить и осуждать заблуждающихся, напротив должны милостиво относиться к ним, молиться за них и по возможности оказывать им всякую помощь. Итак, когда в тебе возбудится порыв к злословию и осуждению, то помысли о своей прежней жизни, да и о том, что будущая твоя жизнь тоже неизвестна, и таким образом останавливай свой порыв.

Толкование на послание к Титу

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

3. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга.

Воспоминаются общие грехи прежней жизни для того, чтобы не осуждать за них других и, ставши христианами, избегать их, как несвойственных тем, кои получили все, чтобы быть непорочными и святыми. Амвросиаст пишет: «Апостол поминает, что сии блага, которых не имеет неверие, даны христианам, чтобы, сияя всякою правдою, они давали всем разуметь, что суть чтители истинного Бога. Ибо когда они, быв несмысленны, являются ныне во всем смысленными, то чрез это в них прославится Бог». «Божественный Павел и себя включил в то же число, не как подлежащего всем этим обвинениям, но как бывшего гонителя; ибо не всем порокам подлежали все, но одни – тем, а другие – другим; однако же все улучили спасение» (блаж. Феодорит). Останавливаясь особенно на разъяснении слов Апостола: работающе похотем (рабы похотей), преосв. Феофан пишет: «когда порочны высшие силы, тогда место законов, лежащих в них, заступают похоти и сласти, и жизнь начинает течь по их требованиям. Под похотями разумеются страсти духовные и телесные. Несмыслие, непокорность, прельщенность, рабство похотям и сластям составляют внутренний строй грешника. Чем он обнаруживается во мне? Жизнию в злобе и зависти. Эгоизм и самоугодие всех себе стягивают. В природе эгоизма – себя только любить. Он наперед уже ко всем холоден, и лишь только встречает противное себе, тотчас претворяет холодность в неприязнь. Эгоизм умеряется иногда симпатическими чувствами, но тогда ненавистию он ограждает не себя только, но все принятое в сферу своего сочувствия; выходит партия на партию».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

3 Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга.

Христианам, говорит, никого не следует злословить, потому что они были некогда и сами худыми, а теперь только по благодати Спаса нашего, обновившего нас, из худых сделались хорошими.

Чем были люди до христианства? Все в душе у них было в извращении – несмыслен ум, непокорна воля и заблудшее сердце, такова уж участь людей, которые живут в страстях и грехах. Именно ум, пораженный страстью, лишается своего света, в нем помрачаются прежние здравые понятия о Боге, мире и человеке, о цели настоящей жизни, о назначении окружающих нас вещей и о значении всего, что с нами бывает. Потеряв такие понятия, он теряет и силу управлять жизнью человека – ходит как ощупью, впадая от одной несуразности в другую. Потом и воля, заражаясь непокорностью, не хочет знать ни Божеских, ни человеческих законов, ничего кроме себя и того, что внушает ей самоугодие к удовлетворению страстей. Наконец и сердце, будучи во власти прельщения, считает хорошим, приятным и красивым лишь то, что льстит этой страсти, хотя по свойству своему дурно, отвратительно и безбожно. Таким образом, и оно теряет свой природный вкус. А когда поражены бывают высшие силы – высшая сторона человеческой природы, тогда вместо законов, лежащих в них, чтобы заправлять поступками человека, выступают похоти (страсти) и сласти (от удовлетворения страстей), жизнь начинает течь по их требованиям. Высшие силы начинают на них работать, ум придумывает средства к удовлетворению их, и прикрытию такого удовлетворения, которому неудобно быть видимым. Воля исполняет веления ума и сердца, которое, хотя не раз уже испытывало горький осадок после удовлетворения страстей, все же влечется к ним, обманчиво надеясь встретить и вкусить, наконец, и на этом пути какое-нибудь прочное благо. Тут настоящее рабство внутри человека. Тирания греха – главная сила, управляющая им, сластолюбие, которое возбуждает страсти и заставляет человека не разгибаясь работать страстям. Таков внутренний строй грешника.

Внешние же его отношения определяются злобой и завистью. Он считает, что всё, и все, должны ему служить, и на него работать. Кто же не хочет подчиниться его эксплуататорским замашкам, тот уже этим самым внушил к себе неприязненные чувства. Он начинает злиться, и горит желанием уничтожить своего противника. Богатого – лишить богатства, властного – власти, или подорвать уважение к нему. А если у него нет средств прямо нанести какой-нибудь вред, старается хоть чем-либо досадить своему противнику, не разбираясь в средствах. Понятно, что такие люди по своим злобе и зависти, внушают к себе отвращение, как гнусные, и все такие эгоисты-сластолюбцы живут в ненависти друг к другу. Да это и понятно, эгоист по природе любит только себя. Он наперед уже ко всем холоден, а лишь только встретит в другом что-либо противное себе, тотчас эта холодность переходит у него в ненависть.

Вот как жил, и живет человек – не истинный христианин.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible