Скрыть
Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши прийти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму.

Святые отцы

Прочие

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 10-15 Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден. Егда послю Артему к тебе или Тихика, потщися приити ко мне в Никополь, тамо бо судих озимети. Зину законника и Аполлоса скоро предпосли, и да ничтоже им скудно будет. Да учатся же и наши добрым делом прилежати в нужная требования, да не будут безплодни. Целуют тя со мною сущии вси. Целуй любящыя ны в вере. Благодать со всеми вами. Аминь

Но в другом месте Апостол говорит: еда како даст им Бог покаяние (2Тим. 2:25); зачем же в этом месте он повелевает отвращаться? Там он говорит о таких, на исправление которых еще имеется надежда, а здесь о неизлечимо больных. – Есть самоосужден. Не может выставить в свою защиту то, что никто ему не говорил, никто его не вразумлял, – не имеет никакого оправдания, – осуждается сам собою, своею совестью. – Потщися приити ко мне. Зачем Апостол опять призывает к себе Тита, когда он поставил его в Крит? Чтобы больше приготовить его и дать совет, что нужно сделать. Никополь – городво Фракии, близ Македонии. Отсюда видно, что Павел написал послание в то время, когда находился в Македонии и Ахаии. – Зину законника и Аполлоса скоро предпосли, так как им еще не были вручены церкви. Зина – знаток иудейских законов, а Аполлос – муж великий, красноречивый и сильный в писаниях. - Да ничтоже им скудно будет. Снабди их в достаточном количестве, вероятно, пищею и одеждою. - Да учатся же и наши добрым делом прилежати в нужная требования. Здесь Апостол имеет в виду учение, или вообще пособие, как бы так говоря: и они пусть проявляют человеколюбие по отношению к нуждающимся, пусть благодетельствуют им, нуждаются ли те в учении или в чем-нибудь другом необходимом. - Да не будут безплодни. Апостол Павел хочет больше принести пользы самим дающим, чем получающим. – Целуй любящыя ны в вере, т.е. любящих самого Апостола, или вообще верующих; в вере точнее – чрез веру. Аминь.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму

Зачем апостол, поручив Титу такой большой остров, опять вызывает к себе, отвлекая от должности? Это для его же пользы, чтобы лучше наладить его на дело, обсудив, как исполнено им вверенное ему. Никополь - город во Фракии, расположенный на Истре.

Толкование на Послание к Титу

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Послесловие

Здесь святой Павел: а) делает некоторые распоряжения (см.: 3:12 - 14); б) посылает целования (см.: 3:15) и в) дает последнее благословение (см.: 3:15)

Некоторые распоряжения Апостола (3:12 - 14)

Егда послю Артему к тебе или Тихика, потщися приити ко мне в Никополь: там обо судих озимети

Оставил в Крите святого Тита недокончанная исправити (ср.: 1:5), а тут опять к себе зовет. Как так? Но нет нужды предполагать, что этот случай имел место скоро после отбытия святого Павла из Крита. Могло после того миновать каких-нибудь полгода, в какое время святой Тит мог в достаточной мере привесть в порядок дела Критской Церкви. Святому Павлу естественно было прийти к желанию узнать, что и как он там устроил, чтоб, пересмотрев все и обсудив, дать ему нужные наставления для дальнейшего действования. Так святой Златоуст, Экумений, Феофилакт. Вот слова их: «что ты говоришь? Поставив Тита в Крите, ты опять вызываешь его к себе? Не с тем, чтобы отвлечь его от должности, но чтобы больше утвердить» (святой Златоуст). «Чтобы больше приспособить его к делу и дать совет, что и как следует делать далее» (Экумений). «Это для его же пользы, чтоб лучше наладить его на дело, обсудив, как исполнено им вверенное ему» (блаженный Феофилакт). Амвросиаст прибавляет, что после послания и к себе зовет Тита святой Павел не для утверждения его только в делах церковных, но и по желанию видеть его, любимого.

Какой разуметь здесь Никополь? Святой Златоуст, Феодорит, Экумений разумеют Никополь Фракийский, близ границы между Фракиею и Македониею, на половине расстояния между Филиппами, на берегу моря, и Филиппополем, на Марице. Феофилакт разумеет Никополь на Дунае, который значится и в древних картах там же, где и ныне стоит. Блаженный Иероним разумеет Никополь Епирский, получивший название такое от победы, одержанной Августом над Антонием и Клеопатрою. Ныне это — Превеза. Был еще Никополь Киликийский, недалеко от Тарса, близ границы с Сириею и Армениею. На каком из них остановиться? На каждом можно, судя по тому, как кто вообразит себе путь шествия апостола Павла. Можно вообразить его так: писал святой Павел из Рима к Филимону, чтоб приготовил ему комнату, и нужды Церкви Колосской и сопредельных ей требовали особой заботы его. Потому недивно, что он из Крита направился по тому же пути, по которому следовал прежде в Рим, то есть Миры. Отсюда взошел к Колоссам и, устроив здесь дела, поспешил к востоку для посещения Церквей Писидийских, Ликаонских и Киликийских, первородных чад своих, имея в мысли побывать и в Антиохии. Но, приближаясь к пределам Сирии, узнал, что там начались истребительные нападки на евреев, и положил не идти туда, а озиметь в Никополе Киликийском, так как зима была близко. Сюда-то и приглашал он Тита. Тихика взял он в Колоссах, куда сей был послан отнести Послание. Перезимовав в Никополе, Апостол опять направился на Запад, посетил Церкви Киликийские, Фригийские, Галатийские, побывал в Ефесе, Македонии и Ахаии и чрез Никополь Епирский, или еще иначе как, отправился далее в Испанию. Предлагаем такое начертание пути, потому что оно кажется более подходящим. О сем уже говорено во введении.

О Тихике поминалось уже в других Посланиях. Об Артеме говорится в первый раз и более о нем ничего не известно. Предание передает, что он потом был епископом в Листрах. Он причисляется к 70 Апостолам. Память его 30 октября.

Блаженный Иероним дает соображение, зачем посылается в Крит Артема или Тихик. Затем, чтоб остаться там вместо Тита и чтобы Церковь критская не сиротствовала без мужа Апостольского. «Из этого видна отеческая любовь Апостола к критянам. Ему нужно было видеться с Титом по делам Евангельской проповеди; но не прежде велит ему двинуться к себе, как по приходе к нему Тихика или Артемы, чтоб заступить место его».

Толкование на послание к Титу

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О Священстве

 

Сектанты говорят: Тимофей и Тит не были епископами в Ефесе и на Крите, так как одного из них лишь «оставил, а другого просил пребыть, а затем ожидал их к себе» (2Тим.4:9; Тит.3:12).

Православный ответ: Были ли Тимофей и Тит постоянными или временными епископами в Ефесе и на Крите – не важно, но что они имели благодать священства (1Тим.4:14; 2Тим.1:6) и что они поставляли пресвитеров там, это – ясно (1Тим. 5:22; Тит.1:5).

Оружие правды

Евфимий Зигабен (†1118)

Егда послю Артему к тебе или Тихика, потщися приити ко мне в Никополь, тамо бо судих озимети

Никополь – город во Фракии. Апостол приглашает к себе Тита, вероятно, желая сообщить ему некоторыя тайны, как и Тимофею, и еще более утвердить и успокоить его в борьбе со многими искушениями.

Толкование на послание к Титу

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-15 Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму. Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка. Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны. Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас в вере. Благодать со всеми вами. Аминь

В заключение апостол дает некоторые поручения Титу, посылает ему приветствия от своих споспешников и просит передать привет всем любящим Павла. В конце он призывает благословение Божие на всех читателей послания.

Зина законник (ст. 13), т. е. человек, раньше занимавшийся изучением закона Моисеева.

Тихик - см. Деян 20:24.

Артема - имя, упоминаемое только здесь.

Аполлос - см. Деян 18:24.

Любящих в вере, т. е. верующих христиан, которые любят апостола.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

12. Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму.

13. Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка.

Послесловие начинается распоряжением о лицах: Титу Апостол повелевает поспешить к нему, но не прежде, когда придут к нему посланные от Апостола Артема или Тихик; прежде же должны быть отправлены на дело проповеди Зина и Аполлос, которых Апостол советует снабдить в достаточной мере всем необходимым для них великого пути по морю и суше. Все упоминаемые здесь лица были в разной мере сотрудниками Павлу, одних из коих он имел при себе (в Никополе Киликийском), других желал видеть, чтобы руководствовать их (Зину и Аполлоса), как для того же вызывал и Тита, наставивши Артему и Тихика тому, в чем они временно могли заменить в Крите Тита, которого Апостолу нужно было видеть, особенно для распознания характера лжеучителей и указания мер противодействия им, а также и услышать о впечатлении послания.
Тихик был посылаем Апостолом в Ефес и Колоссы с посланиями (Еф.6:21; Кол.4:6), а также со 2-ым посланием к Тимофею (2Тим.4:12). Потом он был епископом в Вифинии. Артема по преданию тоже был впоследствии епископом в Листрах. Память его – 30-го октября, вместе с другими 70-ю Апостолами. Аполлос, знаменитый своим красноречием, был епископом в Коринфе, где еще при учреждения там Церкви, были большие его почитатели (1Кор.3:5;1Кор.4:6). Память его – 10-го сентября и 3-го декабря. Зина пас Церковь Христову в Диосполе. Память его – 27-го сентября. Он тоже причислен к 70-ти Апостолам. Он назван законником, как сведущий в законе и объясняющий его достодолжно.
Из распоряжений Апостола «видна отеческая его любовь к Критянам», писал блаж. Иероним. «Апостолу нужно было видеть Тита по делам Евангельской проповеди; но не прежде велит ему двинуться к себе, как по приходе к нему Тихика или Артемы, чтобы заступить место его, или место Зины и Аполлоса, которых Апостол требует поскорее послать к нему, тотчас по получении его послания» (преосвящ. Феофан).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

12 Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши прийти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму.

Святой Павел, оставив Тита на Крите для окончания устройства здесь Церкви Христовой, сам посещал, прежде устроенные им Церкви в Малой Азии, и решил провести зиму в Никополе. Сюда он вызывает Тита, чтобы узнать, как он устроил Церкви, и решить как дальше ему действовать там. А на смену ему в Крите обещает послать или Артему, о котором ничего неизвестно из других мест Писания. Предание же передает, что он потом был епископом в Листрах, или известного уже нам его сотрудника Тихика, который послан был им с посланием в Колоссы, где Апостол, вероятно, и встретится с ним.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible