Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка.
Святые отцы
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Икумений Триккский, прп. (†Xв.)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
ст. 13-14 Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка. Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, [в удовлетворении] необходимым нуждам, дабы не были бесплодны
Пусть не ждут, чтобы нуждающиеся приходили к ним, а пусть сами заботливо отыскивают нуждающихся в их помощи. Так печется тот, кто истинно печется; он особенно и с великим усердием исполняет это дело. Подлинно, благодеяния приносят выгоду и пользу не столько принимающим, сколько дающим, так как благодеяния доставляют им дерзновение пред Богом.
Икумений Триккский, прп. (†Xв.)
Ст. 10-15 Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден. Егда послю Артему к тебе или Тихика, потщися приити ко мне в Никополь, тамо бо судих озимети. Зину законника и Аполлоса скоро предпосли, и да ничтоже им скудно будет. Да учатся же и наши добрым делом прилежати в нужная требования, да не будут безплодни. Целуют тя со мною сущии вси. Целуй любящыя ны в вере. Благодать со всеми вами. Аминь
Но в другом месте Апостол говорит: еда како даст им Бог покаяние (2Тим. 2:25); зачем же в этом месте он повелевает отвращаться? Там он говорит о таких, на исправление которых еще имеется надежда, а здесь о неизлечимо больных. – Есть самоосужден. Не может выставить в свою защиту то, что никто ему не говорил, никто его не вразумлял, – не имеет никакого оправдания, – осуждается сам собою, своею совестью. – Потщися приити ко мне. Зачем Апостол опять призывает к себе Тита, когда он поставил его в Крит? Чтобы больше приготовить его и дать совет, что нужно сделать. Никополь – городво Фракии, близ Македонии. Отсюда видно, что Павел написал послание в то время, когда находился в Македонии и Ахаии. – Зину законника и Аполлоса скоро предпосли, так как им еще не были вручены церкви. Зина – знаток иудейских законов, а Аполлос – муж великий, красноречивый и сильный в писаниях. - Да ничтоже им скудно будет. Снабди их в достаточном количестве, вероятно, пищею и одеждою. - Да учатся же и наши добрым делом прилежати в нужная требования. Здесь Апостол имеет в виду учение, или вообще пособие, как бы так говоря: и они пусть проявляют человеколюбие по отношению к нуждающимся, пусть благодетельствуют им, нуждаются ли те в учении или в чем-нибудь другом необходимом. - Да не будут безплодни. Апостол Павел хочет больше принести пользы самим дающим, чем получающим. – Целуй любящыя ны в вере, т.е. любящих самого Апостола, или вообще верующих; в вере точнее – чрез веру. Аминь.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка
Так называет человека опытного в законах иудейских: таков был Зина; и Аполлос был красноречив и силен в Писаниях. Им еще не были вверены Церкви, чтобы ни в чем у них не было недостатка, то есть: позаботься, чтобы они в изобилии имели все необходимое, именно - пропитание и одежду.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Зину законника и Аполлоса скоро предпосли, и да ничтоже им скудно будет
Зина законник, — только здесь поминаемый, потому что хорошо изучил и знал закон, получил такое прозвание; оно удержалось при нем и по его обращении. Аполлос,— известный ведец Писания, муж сильный в слове. Они не получили еще особых епархий в управление, а сотрудничествовали апостолу Павлу (см.: святой Златоуст и другие). Относительно них пишет святой Павел: скоро предпосли. — Предпосли, προπεμψον, — или дальше их поскорее проводи, или поскорее ко мне пошли прежде себя, не дожидаясь, когда я позову тебя. И в том и в другом значении употреблял уже сие слово святой Павел, — в первом, когда уповал римлянами проводитися в Испанию (см.: Рим. 15:24), во втором, когда писал к коринфянам проводить к себе с миром святого Тимофея (см.: 1Кор. 16:11).
В первом случае получим такую мысль: Зина и Аполлос были при святом Павле. Имея нужду, по делу проповеди, послать их куда-то, может, в Ахаию, он, по обстоятельствам, направил их туда чрез Крит и пишет Титу, чтоб он не задерживал их, а препроводил далее поскорее, снабдив всем нужным. При этом можно предположить, что Послание к Титу было отправлено с ними или они отправлены с относителем Послания,— а может быть, и писано было сие Послание по поводу направления их этою дорогою.
Во втором случае будет такая мысль: Зина и Аполлос были в Крите и трудились там в проповеди Евангелия еще до прибытия туда мимоездом святого Павла. Отъезжая из Крита, святой Павел оставил их там продолжать дело проповеди, вместе с Титом. Но теперь, имея в них нужду, по тому же делу проповеди в той местности, где сам находился, пишет к Титу, чтоб поскорее послал их к нему, прежде чем сам будет позван, — тотчас по получении сего Послания.
И да ничтоже скудно будет им. Снабди их всем нужным, пищею, одеждою и известною суммою денег на путевые издержки (см.: блаженный Иероним, Экумений, блаженный Феофилакт); чтоб они ни в чем не имели недостатка.
Зина пас Христову Церковь в Диосполе. Память его сентября 27-го. Причислен к 70-ти. Аполлос, по Иерониму, был епископом в Коринфе; но месяцесловы пишут, что он епископствовал в Смирне, прежде святого Поликарпа; причислен к 70-ти; память его сентября 10-го и декабря 8-го.
Евфимий Зигабен (†1118)
Зину законника и Аполлоса скоро предпосли и да ничтоже им скудно будет
Постарайся скорее прислать их ко мне, обезпечив их всем, что нужно на дорогу, так чтобы у них не было нужды ни в чем из необходимаго. Зина – законник, потому что был весьма сведущ в иудейском законе.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 12-15 Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму. Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка. Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны. Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас в вере. Благодать со всеми вами. Аминь
В заключение апостол дает некоторые поручения Титу, посылает ему приветствия от своих споспешников и просит передать привет всем любящим Павла. В конце он призывает благословение Божие на всех читателей послания.
Зина законник (ст. 13), т. е. человек, раньше занимавшийся изучением закона Моисеева.
Тихик - см. Деян 20:24.
Артема - имя, упоминаемое только здесь.
Аполлос - см. Деян 18:24.
Любящих в вере, т. е. верующих христиан, которые любят апостола.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
12. Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму.
13. Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка.
Послесловие начинается распоряжением о лицах: Титу Апостол повелевает поспешить к нему, но не прежде, когда придут к нему посланные от Апостола Артема или Тихик; прежде же должны быть отправлены на дело проповеди Зина и Аполлос, которых Апостол советует снабдить в достаточной мере всем необходимым для них великого пути по морю и суше. Все упоминаемые здесь лица были в разной мере сотрудниками Павлу, одних из коих он имел при себе (в Никополе Киликийском), других желал видеть, чтобы руководствовать их (Зину и Аполлоса), как для того же вызывал и Тита, наставивши Артему и Тихика тому, в чем они временно могли заменить в Крите Тита, которого Апостолу нужно было видеть, особенно для распознания характера лжеучителей и указания мер противодействия им, а также и услышать о впечатлении послания.Тихик был посылаем Апостолом в Ефес и Колоссы с посланиями (Еф.6:21; Кол.4:6), а также со 2-ым посланием к Тимофею (2Тим.4:12). Потом он был епископом в Вифинии. Артема по преданию тоже был впоследствии епископом в Листрах. Память его – 30-го октября, вместе с другими 70-ю Апостолами. Аполлос, знаменитый своим красноречием, был епископом в Коринфе, где еще при учреждения там Церкви, были большие его почитатели (1Кор.3:5;1Кор.4:6). Память его – 10-го сентября и 3-го декабря. Зина пас Церковь Христову в Диосполе. Память его – 27-го сентября. Он тоже причислен к 70-ти Апостолам. Он назван законником, как сведущий в законе и объясняющий его достодолжно.
Из распоряжений Апостола «видна отеческая его любовь к Критянам», писал блаж. Иероним. «Апостолу нужно было видеть Тита по делам Евангельской проповеди; но не прежде велит ему двинуться к себе, как по приходе к нему Тихика или Артемы, чтобы заступить место его, или место Зины и Аполлоса, которых Апостол требует поскорее послать к нему, тотчас по получении его послания» (преосвящ. Феофан).
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Зина, хорошо знающий законы, и Аполлос, известный своим красноречием, вероятно, вместе с Титом трудились на Крите. Святому Павлу понадобились они для дела проповеди. Поэтому он наказывает Титу прислать их к нему прежде, чем сам отправится, снабдив их всем необходимым для дороги. Апостол указывает Титу, где взять необходимое для них.