Скрыть
Кто из людей жил – и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти? Никто, говорить, не преодолеет смерти, и не избавить душу свою из руки адовы, если Ты, Владыко, не даруешь ему воскресения.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти? избавит душу свою из руки адовы

Теперь положение извратилось, и человек уничтожается смертью, что пророк и оплакивает: «какой человек… поживет и не увидит смерти, избавит душу свою от власти ада?». Смертный приговор, говорит он, господствует над всеми; души всех, даже и праведников, заключены в аде, и достоин­ство данного нам образа разрушено владычеством смерти. Эти слова, пророк приводил всегда, желая ускорить пришествие Спасителя, потому что никто не мог избавиться от смерти и извести душу свою из ада, пока не пришел Тот, Кто попрал смертью смерть. Возвращаясь снова с пророчеством к народу иудейскому, пророк и здесь опять вводит перемену тона.

Беседы на псалмы. На псалом 88

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти? избавит душу свою из руки адовы

Конец всякаго человека – смерть; потому что преодолеть самую смерть есть дело невозможное. Поэтому, удели человеколюбия живым. Потом Пророк снова напоминает обетования.

Евфимий Зигабен (†1118)

Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою от руки адовы

Вопрос: кто? должно принимать здесь, по словам Евсевия, за никакой: никакой, говорит, человек не может жить, чтоб не увидать смерти, т. е. не испытать ее; и никто не может освободить души своей от руки ада, а под рукою ада разумеет преобладание и жестокую власть ада. Итак поелику мы необходимо, говорит, должны умереть, и поелику столь смертное естество мы получили за преступление, то посему удели нам живым человеколюбие Твое, по словам Феодорита.

Слова великого Афанасия: Никто, говорит, не может избегнуть смерти и никто не в состоянии избавить из ада, если Ты, Владыко, не даруешь воскресения.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 47-49 Доколе, Господи, отвращаешися в конец, разжжется яко огнь гнев твой? Помяни, кий мой состав: еда бо всуе создал еси вся сыны человеческия? Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы

Пророк, оплакав жестокия поражения церкви, здесь обращается к молитвам. Откуду следует, что те плачевные гласы, которые доселе допускал, хотя происходили от чувствования плоти, но соединены были с верою. Люди маловерные хотя приступают к молитве, но ничего не испрашивают, понеже молятся без веры. Пророк же, присовокупляя к жалобам своим молитвы, свидетельствует, что он никогда не выпускал из виду Божиих обетований и верил им несомненно. Оныя слова: доколе Господи отвращаешися в конец? – означают долговременное продолжение бедствий. Вопрос: доколе отвращаешися? – назнаменует, что как скоро обратит Господь лице Свое, то все мраки печалей исчезнут. Во втором же члене показывает, чего ради Бог не удостоивает народ отеческаго воззрения Своего, и говорит, что раздражен грехами. Откуду следует, что все бедствия от грехов происходят: понеже суть бичи прогневаннаго Бога. Таким образом, предположив, что Израильтяне за грехи свои толь бедственно страждут, дабы преклонить Бога на милость, предлагает на среду краткость жизни человеческия, в которой ежели не будем вкушать плодов Божией благости, то возмнимся всуе быть созданы. Аки бы сказал: жизнь наша весьма кратка, и смерть всем живущим предстоит близко. Аще убо не всуе создал еси вся сыны человеческия, даждь нам поне некое утешение в жизни сей, и ускори изъяти нас от належащих зол, да не восхищени будем смертию прежде, нежели приидет утешение Твое. В следующем стихе подтверждает то же, что сказал о краткости жизни. Кто есть человек, иже поживет, и не узрит смерти? Сущность слов состоит в том, что милость Божия по смерти не будет иметь места, ежели Отец небесный не явит оную бедным человекам ныне. В Еврейском тексте вместо человека положено имя мужа, дабы лучше изобразить, что никто от насилия смерти свободен быть не может, хотя бы был зело мужествен и крепок.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Кто есть челове́к, и́же поживе́т и не у́зрит сме́рти, изба́вит ду́шу свою́ из руки́ а́довы?

Подразумевается следующая мысль: посему окажи человеколюбие живым; или по св. Афанасию: освободи от смерти, даруй воскресение. С Евр.: «Кто из людей жил, и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней»?

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 48-49 Помяни, кий мой состав: еда бо всуе создал еси вся сыны человеческия? Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы

Доколе, Господи, будет продолжаться Твой гнев? Вспомни о краткости жизни человека, снизойди милостью к поруганным людям и Твоему помазаннику

При недостаточной ясности учения о загробном существовании, преимущественное внимание древнего еврея сосредоточивалось на благоустроении земной жизни. Бедствия и испытания, переживаемые человеком на земле, усиливают тяжесть его кратковременного существования, поэтому писатель молит Господа избавить от настоящих бедствий нашествия Сусакима, не сокрушать их жизни насланием страданий и преждевременной насильственной смерти: каждый из живущих и так не минует шеола.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы

Никто не избавлен от смерти, никто не живет вечно, чтобы мог надеяться хотя впоследствии (здесь на земле; понятия о загробной жизни были темны у евреев) на получение вознаграждения за перенесенные страдания. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 47–49 Доколе, Господи, отвращаешися в конец, разжжется яко огнь гнев Твой? Помяни, кий мой состав: еда бо всуе создал еси вся сыны человеческия? Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы

Народ иудейский лишился милости и благоволения Божия за свою неверность Завету Господню и за нарушение заповедей Божиих. Господь Бог отвратил лице Свое от помазанника Своего, и гнев Божий отяготел над ним. Сознавая столь бедственное свое состояние и кратковременность жизни человеческой, псалмопевец молитвенно взывает к Богу: Господи, доколе будет сокрыта милость Твоя? И ужели непрестанно (в конец) будет продолжаться (разжжется яко огнь), как огонь, гнев Твой? Вспомни, какой мой век (кий мой состав), и на то ли созданы люди (все сыны человеческие), чтобы в суете (всуе) и бесполезно провести свою жизнь?.. И есть ли такой человек, который, прожив век, не увидел бы смерти, и тем избавил бы душу свою от власти ада? В ветхозаветной Церкви не было ясного представления о будущей жизни, и потому все верили, что все люди по смерти нисходят во ад. Беспрерывное состояние (в конец) под гневом Божиим, в здешней кратковременной жизни, и ожидание, в то же время, вечной смерти, во власти ада, – не есть ли это самое безотрадное состояние, представленное псалмопевцем?

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible