Скрыть
Благословен Господь вовек! Аминь, аминь.

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

Благословен Господь во век: буди, буди

Ими означается некое, непрестанно продолжающееся, благодарение; потому что Писание, сказав однажды: «буди», не заключило сим благословения, но двукратным повторением сего речения узаконяет вечное благодарение. В каждой же части псалмов, распределенных на сии отделы, Писание дало заметить особое некое благо, в котором подается нам от Бога блаженство, в некоем последовательном порядке усматриваемых каждым благ постоянно возводя душу к высшему, пока не достигнет высочайшего из благ.

О надписании псалмов

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Благословен Господь во век: буди, буди

Прекрасною печатью запечатлел пророк свою речь. Он сугубо благ ославляет Христа теми же самыми словами, которыми благословил Его и Павел: «их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Рим. 9:5). Потому-то другие переводчики, вместо: «да будет, да будет», перевели: аминь, аминь. Почему же пророк изрекает двойное благословение? Потому, что явившийся «над всеми Бог» положит конец поношению и пророков и Церкви. Да будет Тебе известно, что здесь кончается третья книга толковников. Вспомни, – о чем сказано уже раньше, – что пророчество псал­мов разделяется на пять книг, из которых каждая заканчивается псалмом, с благословением, заключающимся словом: аминь.

Беседы на псалмы. На псалом 88

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Благословен Господь во век: буди, буди

Это – песнопение благаго упования. Ибо уверившись, что получат просимое, вознесли Богу песнь сию. А сию мысль точнее дает видеть Акила, переведя: аминь, аминь. Ибо сказал: Ты верен, и внушаешь веру, то есть, Ты истинен и даже весьма истинен; а поэтому благословен во веки: потому что обетования Свои подтверждаешь делами.

Евфимий Зигабен (†1118)

Благословен Господь во век! Буди буди

В конце сего псалма Давид научает нас не роптать в скорбях и постигающих нас бедствиях, но просить Бога и напоминать Ему о благости Его, и затем хвалить и прославлять; потому что Он все строит на пользу нам. Благословен, говорит, Бог всегда! Буди, буди благословен! Или да будет то, что Ему угодно; а угодно Ему то, что полезно людям.

Выражение: буди, в еврейском писании читается: Аминь; а у Акилы: верно. И здесь, по мнению евреев, кончилась третья книга псалмов, начавшаяся с 72-го псалма и продолжавшаяся доселе, как мы сказали в последнем замечании предисловия.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Благословен Господь во век: буди, буди

Сие заключение показывает, что Пророк духом предвидел как возвращение Израиля из плена, так и будущее пришествие Мессии, и потому воспел хвалу всеблагому Богу. Сие песнопение противополагается злоречию врагов, и означает благую надежду верных; ибо говоря: аминь, аминь, назнаменуют то же, что Бог есть истинен и в обещаниях Своих непреложен.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Благословен Господь во век: буди, буди

Литургическая прибавка, заканчивающая третий сборник Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 50–53 Где суть милости Твоя древния, Господи, имиже клялся еси Давиду во истине Твоей? Помяни, Господи, поношение раб Твоих, еже удержах в недре моем многих язык: имже поносиша врази Твои, Господи, имже поносиша изменению Христа Твоего. Благословен Господь во век: буди, буди

Здесь псалмопевец еще раз молитвенно взывает к Богу, воспоминая о милостях, как уже дарованных Давиду, так и обещанных потомкам его, а также и о клятве, с которою Господь Бог удостоверял в истине Своих обещаний и тем самым ободряет сердца верующих к надежде на Бога. А далее представляет другое обстоятельство, которое могло способствовать к умилостивлению Бога, именно умоляет о том, чтобы Господь Бог обратил внимание на то поношение, какое рабы Божии, иудеи, принуждены теперь терпеть от нечестивого народа в плену вавилонском, равно как и от других народов. Помяни, Господи, поношение раб Твоих, еже удержах (с евр. «которое я ношу») в недре моем многих язык. Поношение – то же, что «бесчестие», или «поругание», которому нечестивые народы подвергли потомков Давида, я ношу в сердце своем (то же, что в недре моем), потому что и скорби (поношения), как и радости, мы скрываем и носим в сердце. И поношения эти были не от одного, а от многих народов (многих язык). Слово поносиша псалмопевцем употреблено в последнем 52-м стихе двукратно, и в первом случае он как бы желает показать, что поношения, обращенные на рабов Божиих, идут от врагов Божиих (имже поносиша врази Твои, Господи), а во втором показывает, что эти враги порицают изменение Христа Твоего, т.е. помазанника Божия. Под изменением многие из толковников сего псалма разумеют перемену в судьбе потомков Давида, именно, вместо прежней славы и величия наступившие бедствия народа и, в частности, последних царей его, заменивших на престоле Давида, именно – Иехонию и Седекию, которые царствовали вместо (в замене, изменение) Давида и подверглись рабству и тяжкому поношению. В заключение псалмопевец научает нас в скорбях и постигающих нас бедствиях не роптать, не выражать громко своего неудовольствия, но просить Господа Бога о милости, напоминая о благости Его. Он говорит как бы так: что бы ни случилось с нами, каким бы скорбям и поношениям мы ни подверглись, всегда должны хвалить и прославлять имя Божие, – Благословен Господь во век: буди, буди! (в еврейском: «Аминь, аминь»).

Истинная вера и благочестие и в наше время подвергаются нападкам и поношению со стороны нечестивых и завистливых врагов нашего Отечества и Церкви. Позор и несчастие нашего Отечества в последние дни усиливаются еще от того, что разным проходимцам и крамольникам стали подражать в делах низких и бесчестных и православные сыны России, носившие имя благонамеренных граждан и, по-видимому, добрых христиан. Дух неверия и развращения постепенно проникает в массы народные. Злонамеренная и развращающая пресса, поставив своею задачей подстрекать и науськивать читающую публику на Церковь, ее чад и последователей, старается развить и усилить в последних подозрение к представителям Церкви и подорвать доверие к ним. Из городов это неверие переходит и в села, так что теперь и в деревнях наших можно наслушаться речей против веры. Естественное следствие неверия есть дух легкомыслия и нечестия, который состоит в том, что он не щадит ничего святого и божественного, но все смешивает с грязью. Предметами острот и насмешек для нечестивцев являются то Божественное лицо Самого Иисуса Христа, то – Святая личность Божией Матери, то – Церковь с ее священниками, то – святые таинства и молитва. Все это вышучивается и высмеивается, над всем этим слышатся самые глупые остроты и грубые издевательства. Здесь не видно уже никакой веры. А где нет веры, там не может уже быть и никакой нравственности. Этим и объясняется умножение преступлений против нравственности в наши дни.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible