Скрыть
От Господа – щит наш, и от Святаго Израилева – царь наш.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Яко Господне есть заступление, и святаго Израилева Царя нашего

Смотри, как и Давид проповедует и говорит одно и тоже с Павлом: «вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно» (Флп.3:1): так точно и он в нескольких стихах подряд повторяет о Спасителе одно и тоже, называя Его, как Бога, Господом и святым. Израилем же и царем нашим называет Христа потому, что Он родился от семени царя Давида и называется Израилем по Духу.

Беседы на псалмы. На псалом 88

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Яко Господне есть заступление, и святаго Израилева Царя нашего

Питаемся же сею надеждою, имея Тебя царем, под Твоим живя промыслом.

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко Господне есть заступление и святаго Израилева Царя нашего

Что сказал выше, то говорит и здесь, т. е. что заступление и помощь принадлежат одному Господу и святому Израилеву; а святый Израилев есть Бог, как сказал и в 77-м псалме: и святого Израилева раздражали. Равным образом и царем называет Бога, поколику Он по естеству Господь наш.

Безыменного истолкователя: Заступление может принадлежать и Господу, как производимое Им и святому Израилю, как получающему оное, так что святый теперь будет освещаемый чрез созерцание Его умом; почему здесь будет переложение такое: ибо Господу царю нашему заступление и святому Израилю (принадлежит).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

яко Господне есть заступление, и святаго Израилева Царя нашего

Понеже в царе состояло верховное благо народа: сего ради особенне глаголет Пророк, что и сей дар происходит от Бога, хранящаго благосостояние верных чрез помазанника Своего. И потому, во-первых, нарицает царя, в преносном смысле, щитом, поелику подобие сие часто в Писании употребляется; но между тем исповедует, что сей щит не от кого иного посылается к защищению народа, как токмо свыше – от Бога. То же самое и во втором члене повторяет, глаголя, что царь от Бога дается народу, и потому защищение, которое от царя происходит, есть благодеяние Божие. Но здесь заметить должно, что глаголемое о прообразовательном царстве собственно приличествует лицу Христа, Который дан нам от Бога Отца с тем, чтоб защищать и хранить нас от врагов видимых и невидимых.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-19 Яко похвала силы их ты еси, и во благоволении твоем вознесется рог наш: яко Господне есть заступление, и святаго Израилева Царя нашего

«Благоволением Твоим возвышается рог наш», «от Господа - щит наш» - выражения синонимические. Могущество («рог») еврейского народа, его защита («щит») не в военной силе, не в отваге войск и опытности полководцев, но в благоволении к нему Господа. «Святый Израилев» - Господь.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 16–19 Блажени людие ведущии воскликновение: Господи, во свете лица Твоего пойдут, и о имени Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся. Яко похвала силы их Ты еси, и во благоволении Твоем вознесется рог наш: яко Господне есть заступление, и Святаго Израилева Царя нашего

Стих 16 в переводе с еврейского читается так: «Блажен народ, знающий трубный зов!» «Трубный зов» установлен был, по повелению Божию, при пророке Моисее и имел то же значение, какое имеют в нашей христианской Церкви колокола. Как колокольным звоном объявляется о созыве народа на торжественные церковные богослужения, в великие праздники и во всякое другое время, так в ветхозаветной Церкви объявлялось народу, чрез трубные звуки, о наступлении праздников, о народных собраниях на общие всенародные жертвоприношения, о собрании воинских ополчений и проч. («вострубите трубами... и будет вам воспоминание пред Богом вашим» – Числ. 10:1–12). Значит, в изречениях стиха 16 псалмопевец возвещает блаженство тех людей, которые радостно встречают колокольный (трубный) призыв (воскликновение) к богослужению в храме (ср. Пс. 121:1), а также и тех благочестивых христиан, которые имеют добрый обычай на всякий случай молитвенно призывать имя Божие; которые, например, веруя слову Христа Спасителя: «именем Моим бесы ижденут» (Мк. 16:17), часто, при всяких опасных случаях, читают молитву: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его», или же произносят часто краткую молитву Иисусову, чем самым эти люди отгоняют от себя силу и прелесть невидимого врага и привлекают к себе помощь Божию. И они же, эти благочестивые христиане, говорит далее псалмопевец, во свете лица Твоего, Господи, пойдут, т.е. будут просвещаться Духом Святым и ходить в заповедях Христа Сына Божия (см. Пс. 118:32, 35). Произнося же часто имя Твое, Господи, зная, как спасительно воскликновение Его, они возрадуются весь день (с евр.: «всякий день»), потому что, если праведный человек, при всяком «воспоминании Бога, веселится» (см. Пс. 76:4), то не гораздо ли более возрадуется он, когда призовет имя Твое (воскликнет)? И правдою Твоею вознесутся. По выражению апостола, Христос стал для нас «правдою и освящением» (1Кор. 1:30). Значит, Он возвысил христиан, и, удалив их от всего земного, чрез проповедь Евангелия возвел их на небо, и потому, предсказывая о будущей судьбе их, псалмопевец говорит: правдою Божией, т.е. Христом, Сыном Божиим, они вознесутся. Яко похвала силы их Ты еси,– сила христиан есть Христос, как укрепляющий их, а похвала Христа есть Бог Отец, Которым Он столько хвалится, что везде, в каждой части Евангелия, исповедует Его Отцем Своим и Ему приписывает все Свои успехи. Благоволение Божие, или, что то же, благая воля Отца, есть вочеловечение Сына и все к нему относящееся. Рог в одних местах Писания означает силу (Лк. 1:69; Иез. 29:21), в других – достоинство, или славу (Пс. 131:17). И потому изречения стихов 18 и 19 нужно понимать так: верные рабы Твои, Господи, как чада Божии, имеют похвалу от Тебя, чрез Единородного Сына Твоего, «к Которому Ты благоволишь» (Мк. 1:11), а чрез Него и ко всем верующим в Него. И какая же может быть большая для них похвала, как не благоволение и благость Единородного Сына Божия, со Отцем и Духом Святым? А где есть благоволение, там и заступление Господне и Святого Израилева Царя нашего, Который так же называется и в Пс. 77:41, и Который есть един всесильный Заступник не только Израиля, но и всего мира христианского.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible