Скрыть
Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Помяни, кий мой составь. В неистление сотворил Ты человека, по образу Твоему создал его (Прем. Сол. 2,23); но вследствие обольщения подпал он тлению. Поэтому, даруй ему неистление, чтобы спаслось Твое создание, для чего и сотворено.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Помяни, кий мой состав: еда бо всуе создал еси вся сыны человеческия

Слаб он, говорит пророк, и ничтожен, потому что мы из земли прои­зошли и в землю возвращаемся, почему для воссоздания и нуждаемся в Твоей помощи. На это последнее и указывают дальнейшие слова: «Ужели напрасно Ты создал всех сынов человеческих?» Ты создал человека не как преходящее нечто, чтобы он только являлся и исчезал, подобно прочим животным, но чтобы он служил украшением всех созданий, и чтобы чрез него видны были смысл и цель творения.

Беседы на псалмы. На псалом 88

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Помяни, кий мой состав». Ты – Творец и Создатель, и знаешь меру моих сил.

«Еда бо всуе создал еси вся сыны человеческия?» Не напрасно и не всуе создал Ты человеков; но благость управляла созданием; потому что создал нас по единой благости. Посему не презри осужденных терпеть столько зол.

Евфимий Зигабен (†1118)

Помяни, кий мой состав, еда бо всуе создал ecи вся сыны, человеческия

Вспомни, говорит, Господи, для чего я получил бытиe, т. е. для чего создан; ибо я создан для того, чтобы жить и прославлять величие Твое; почему избавь меня, Господи, от смерти, поелику мертвые не могут восхвалять Тебя. Ты, говорит, не создал сынов человеческих, иначе людей, всуе, и без пользы, чтобы погибли просто и без причины, как нечто излишнее и бесполезное: но Ты почтил их своим образом, сделав их великими и славными. Посему не презри нас, бедственно и жалко погибающих.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 47-49 Доколе, Господи, отвращаешися в конец, разжжется яко огнь гнев твой? Помяни, кий мой состав: еда бо всуе создал еси вся сыны человеческия? Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы

Пророк, оплакав жестокия поражения церкви, здесь обращается к молитвам. Откуду следует, что те плачевные гласы, которые доселе допускал, хотя происходили от чувствования плоти, но соединены были с верою. Люди маловерные хотя приступают к молитве, но ничего не испрашивают, понеже молятся без веры. Пророк же, присовокупляя к жалобам своим молитвы, свидетельствует, что он никогда не выпускал из виду Божиих обетований и верил им несомненно. Оныя слова: доколе Господи отвращаешися в конец? – означают долговременное продолжение бедствий. Вопрос: доколе отвращаешися? – назнаменует, что как скоро обратит Господь лице Свое, то все мраки печалей исчезнут. Во втором же члене показывает, чего ради Бог не удостоивает народ отеческаго воззрения Своего, и говорит, что раздражен грехами. Откуду следует, что все бедствия от грехов происходят: понеже суть бичи прогневаннаго Бога. Таким образом, предположив, что Израильтяне за грехи свои толь бедственно страждут, дабы преклонить Бога на милость, предлагает на среду краткость жизни человеческия, в которой ежели не будем вкушать плодов Божией благости, то возмнимся всуе быть созданы. Аки бы сказал: жизнь наша весьма кратка, и смерть всем живущим предстоит близко. Аще убо не всуе создал еси вся сыны человеческия, даждь нам поне некое утешение в жизни сей, и ускори изъяти нас от належащих зол, да не восхищени будем смертию прежде, нежели приидет утешение Твое. В следующем стихе подтверждает то же, что сказал о краткости жизни. Кто есть человек, иже поживет, и не узрит смерти? Сущность слов состоит в том, что милость Божия по смерти не будет иметь места, ежели Отец небесный не явит оную бедным человекам ныне. В Еврейском тексте вместо человека положено имя мужа, дабы лучше изобразить, что никто от насилия смерти свободен быть не может, хотя бы был зело мужествен и крепок.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Помяни́, кий мой соста́в, еда́ бо всу́е созда́л еси́ вся сы́ны челове́ческия?

Помяни кий мой состав.
Т.е. Ты, Господи, ведаешь слабость моего естества, кратковременность жития моего. «Ты – Творец и Создатель, и знаешь меру моих сил» (Бл. Феод.). По св. Афанасию: «Ты ведаешь, что человек подпал тлению; посему даруй ему неистление». С Евр.: «Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих»? Егда бо всуе создал еси вся сыны человеческия? Певец, как видно, имел в виду судьбу не одного Еврейского народа, страдавшего в Вавилонском плену, но и всего рода человеческого. Т.е. если Ты нам не поможешь, не спасешь: то не напрасно ли Ты создал всех сынов человеческих, ибо спасение их зависит от исполнения обетований, данных дому Давидову, и след., – от освобождения его из плена? Посему, спаси, да исполнятся сии обетования. «Не напрасно и не всуе создал Ты человеков, но благость управляла Твоим созданием. Посему не презри осужденных терпеть столько зол» (Бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 48-49 Помяни, кий мой состав: еда бо всуе создал еси вся сыны человеческия? Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы

Доколе, Господи, будет продолжаться Твой гнев? Вспомни о краткости жизни человека, снизойди милостью к поруганным людям и Твоему помазаннику

При недостаточной ясности учения о загробном существовании, преимущественное внимание древнего еврея сосредоточивалось на благоустроении земной жизни. Бедствия и испытания, переживаемые человеком на земле, усиливают тяжесть его кратковременного существования, поэтому писатель молит Господа избавить от настоящих бедствий нашествия Сусакима, не сокрушать их жизни насланием страданий и преждевременной насильственной смерти: каждый из живущих и так не минует шеола.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Помяни, кий мой состав: еда бо всуе создал еси вся сыны человеческия

Жизнь человеческая так коротка, а Бог не захочет к тому еще всецело отяготить ее, чтобы не подумал кто, что Бог напрасно (по отношению к наслаждениям жизни) создал человека. Состав – продолжение жизни; с евр. «вспомни, какой мой век», т.е. как он короток. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 47–49 Доколе, Господи, отвращаешися в конец, разжжется яко огнь гнев Твой? Помяни, кий мой состав: еда бо всуе создал еси вся сыны человеческия? Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы

Народ иудейский лишился милости и благоволения Божия за свою неверность Завету Господню и за нарушение заповедей Божиих. Господь Бог отвратил лице Свое от помазанника Своего, и гнев Божий отяготел над ним. Сознавая столь бедственное свое состояние и кратковременность жизни человеческой, псалмопевец молитвенно взывает к Богу: Господи, доколе будет сокрыта милость Твоя? И ужели непрестанно (в конец) будет продолжаться (разжжется яко огнь), как огонь, гнев Твой? Вспомни, какой мой век (кий мой состав), и на то ли созданы люди (все сыны человеческие), чтобы в суете (всуе) и бесполезно провести свою жизнь?.. И есть ли такой человек, который, прожив век, не увидел бы смерти, и тем избавил бы душу свою от власти ада? В ветхозаветной Церкви не было ясного представления о будущей жизни, и потому все верили, что все люди по смерти нисходят во ад. Беспрерывное состояние (в конец) под гневом Божиим, в здешней кратковременной жизни, и ожидание, в то же время, вечной смерти, во власти ада, – не есть ли это самое безотрадное состояние, представленное псалмопевцем?

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible