Скрыть
Правосудие и правота – основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Правда и судба уготование престола Твоего: милость и истина предыдете пред лицем Твоим

Ка­кого престола? Несомненно будущего, почему пророк и упомянул об «основании». Здесь, в настоящей жизни, из наших дел наш Судия готовит себе правду и суд, предустрояя будущий суд из са­мих этих дел. «Милость и истина идут пред лицем Твоим». Естественно, что милость предшествует, а истина следует за нею, потому что если бы Бог не положил наперед милости, то кто мог бы снести истину суда? Но как истина соединяется с милостью? Бог милует не всех, а тех только, кто сожалел о своих гре­хах и загладил их или покаянием или делами милосердия в отно­шении к ближнему.

Беседы на псалмы. На псалом 88

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Правда и судба уготование престола Твоего: милость и истина предыдете пред лицем Твоим

Умоляя Бога разсудить и Вавилонян, просят произнести правдивый приговор на последних, а им ниспослать милость и доказать истинность обетования. А потому и сказали, что престол, с котораго судит, украшен правдою и судом, и что милость и истина предшествуют Богу; потому что обетование дано прежде за много родов.

Евфимий Зигабен (†1118)

Правда и судьба уготование (готовность) престола Твоего.

Акила перевел: правда и суд основание престола Твоего; а Симмах: утверждение. Мысль в сих словах такова: праведен Ты судия, которого и престол суда утвержден на правде и суде. Итак под правдою и судом ты должен разуметь праведный суд. Ветхозаветное Писание обыкновенно употребляет и такой образ выражения, в котором существительное имя полагается вместо прилагательного, как употреблено ж несколько ниже в сих словах: милость и истина, вместо: истинная милость. Или правдою называет способность судить, а судом самый (судебный) приговор, как и милостью называет милосердие, а истиною самое исполнение Богом обещания Его.

Милость и истина предъидете, пред лицем Твоим.

Сими четырьмя словами, т. е. правдою и судом и милостью и истиною, Давид выражает сии четыре действия: что Ты, Господи, естественно умеешь судить праведно и произносить приговор, миловать и осуществлять истину слов своих; почему Ты и будешь судить праведно род человеческий, находящейся под жестоким влиянием врага, и произнесешь суд против обмана мучителя диавола и идолов, и помилуешь творение свое и будешь истинен в данных Тобою мне и избранным Твоим обещаниях. Можно сказать и иначе, что милость и истина потому, как сказано, пойдут пред Богом, что никто не может стоять пред лицем Божиим, т. е. в познании Его, если не будет прежде помилован и не присоединится к истинному учению веры; ибо милость и истина предшествуют таковому. А некоторые cиe относят к будущему суду, понимая так: Ты, Господи, праведнейший судия, и на суде Твоем предшествует истине милость; поелику никто не может устоять пред истиною обличений Божиих, если не растворит ее божественною милостью.

Слова Евсевия: Правде и суду предходят милость и истина, ибо правда требует милости для смягчения наказания: иначе ни один человек не устоит пред строгостью правды.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Правда и судьба уготование престола твоего: милость и истина предыдете пред лицем твоим

Сии слова присовокуплены для большаго подкрепления надежды. Они сильнее действуют на сердце, нежели когда предлагается на среду одна токмо Божия сила. Сего ради Пророк, приспособляяся к славе и величию царей, глаголет, что престол, на котором возседает Бог в величестве Своем, основан не на одной токмо силе, но и на правде и на суде: милость же и истина суть аки некия прислужницы Его. Аки бы сказал, что Бог, вместо порфиры, скипетра и диадимы, украшается сими наипаче свойствами, – яко есть праведен и правосуден, и купно есть милосердый Отец и верный Покровитель рабов Своих. Цари земные поелику не все в своей власти имеют, то блеск свой отинуду заимствуют. Бог же, яко существо самодовольное и никаких посторонних пособий не требующее, сияние образа Своего предлагает нам в правде, в благости и истине Своей.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Пра́вда и судьба́ угото́вание престо́ла Твоего́: ми́лость и и́стина предъи́дете пред лице́м Твои́м.

«Умоляя, Бога рассудить их и Вавилонян, просят (т.е. пленники Вавилонские) произнесть правдивый приговор на последних, а им ниспослать милость и доказать истинность обетования. А потому и сказали, что престол, с которого судит, украшен правдою и судом, и что милость и истина предшествуют Богу; потому что обетование дано прежде за много родов» (Бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Правда и судьба уготование престола Твоего: милость и истина предидете пред лицем Твоим

Уготование, то, что должно быть устрояемо до постановления престола, основание.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Правда и судба уготование престола Твоего: милость и истина предыдете пред лицем Твоим

Уготование значит «основание, утверждение». Стих сей можно разделить на две части, из коих в первой говорится о престоле Господнем, который утверждается на правде и суде, а во второй – о том, что пред лицем Господа Бога предшествуют (предыдете тоже двойственное число вместо множественного – «предыдут») милость и истина. Таким образом, псалмопевец еще раз подтверждает, что Господь Бог в особенности страшен праведным судом Своим, на котором пред строгостию правды Божией не устоит ни один человек, а так как вместе с истиною пред лицем Божиим предшествует милость, то еще есть надежда грешнику получить помилование от милосердия Божия, чрез покаяние.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible