Скрыть
да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя, –

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Судит нищим людским. Нищими называет происшедших от отцов идолослужителей и обнищавших во всем добром, или вообще весь человеческий род. Ибо вcи уклонишася, по изречению псалма (Пс. 13,3). И смирит клеветника, — разумеет диавола.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Судит нищим людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника

Диавол справедливо назван клеветником. Ибо оклеветал Бога, сказав, что по зависти воспретил вкушать от древа, и об Иове произнес лживыя также слова, сказав: «еда туне Иов чтит Бога? Коснися всех, яже имать: аще не в лице Тя благословит» (Иов.1:10, 16). В псалме осьмом Пророк назвал его «врагом и местником» (Пс.8:3), здесь называет клеветником. Но Владыка смирил и сокрушил его, а тех, над кем он мучительствовал, сподобил свободы и спасения.

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 1-4 Боже, суд твой цареви даждь, и правду твою сыну цареву: судити людем твоим в правде и нищым твоим в суде. Да восприимут горы мир людем и холми правду. Судит нищым людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника

Суд, или духовный разум, — дар Божий. Святой царь просил у Бога духовного разума для себя и для сына своего. Достойное подражания действие!

И каждый христианин может и должен произносить о себе самом молитву венчанного Пророка. Под именем царя он может разуметь свой ум, а под именем сына царева — деятельность, рождающуюся от ума. Под именем людей и нищих он может разуметь свойства душевные, данные человеку Богом, обнищавшие по причине падения. Клеветником назван лжеименный разум и содействующий ему падший ангел, родитель и источник лжеименного разума; они постоянно стараются выказать добродетели и пороки в искаженном виде, противоречат и противодействуют Слову Божию, оклеветывают Слово Божие, нагло усиливаются представить Божию премудрость безумием.

Аскетическая проповедь

Евфимий Зигабен (†1118)

Судит нищым людским (из народа), и спасет сыны убогих (людей).

Нищими из народа Давид называет грубейших по уму из иудеев, как нищих разумением и как пребывавших в одной только букве закона и пророков и не могших подняться к сокрытому в букве богатству Духа; а сынами бедных именует уверовавших во Христа язычников, которых предки были бедны в благочестии и добродетели и не имели богатства истины и Богопознания. Или под сынами бедных должно разуметь, с Феодоритом, Апостольских учеников — христиан. Ибо по внешнему Апостолы были рыболовы и ничтожные. Итак нищих в познании иудеев Христос осудит за неверствие, а язычников, (как) веровавших в Него, спасет.

И смирит клеветника.

Христос, говорит, в пришествие свое смирит клеветника, то есть, по Феодориту, диавола, который в начале клеветал на самого Бога, когда сказал Еве, что Бог по зависти запретил им есть плоды древа познания. Он и всех людей оклеветывает и поносит, почему и называется диаволом (клеветником)—носящим имя от своих.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя

Продолжает говорить о плоде правосуднаго правления, и что вкратце сказал о нищих, то здесь пространнее изъясняет. Ибо как Бог наипаче промышляет о нищих и убогих, то Давид, дабы не тщетна была молитва его, возсылаемая о царе, показывает, что сие творит для пользы и утешения нищих. Впрочем, хотя никакого лицеприятия у Бога нет, однако Он не без причины поставляет царей превыше жребия других. Ежели бы не было царей, законов и судебных расправ, то чем кто был бы сильнее, тем неистовее стремился бы ко угнетению бедных, яко неимущих покровительства и защиты. Сим-то беззащитным людям наипаче напоминает Давид, что они в лице Царя Соломона будут иметь покровителя и защитника в случае обид, причиняемых им со стороны сильных людей. А как царь, защищая и охраняя бедных, не может обойтися без того, чтоб строгостию и наказанием не усмирять злодеев, сего ради не всуе присовокупил рещи при конце: и смирит клеветника. Ибо не должно ожидать, пока злодеи сами собою перестанут злодействовать, но надлежит меч употреблять, дабы не усилилась дерзкая злость их. Следовательно, государь должен быть всегда готов укрощать злодеев, дабы кроткие и смиренные люди могли пользоваться своими правами.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Судит нищым людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника.

С Евр.: «Да судит нищих народа, да спасет сынов убогого, и смирит притеснителя».

Св. Афанасий под нищими разумеет тех, которые произошли от отцов идолослужителей и обнищали во всем добром, или – весь род человеческий, ибо все уклонились (Пс. 13:3), а под клеветником – диавола.

«Диавол справедливо назван клеветником... Владыка Христос смирил и сокрушил диавола» (Бл. Феодорит).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-4 Да восприимут горы мир людем и холми правду. Судит нищым людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника.

«Да принесут горы мир людям и холмы правду» - пусть в жизни людей господствует мирная жизнь и правосудие, пусть всякий чувствует спокойствие, в уверенности, что его правда всегда найдет защиту, а «притеснитель», живущий обманом, неправдой - получит кару. «Горы и холмы» - местности возвышенные, далеко видимые; пусть над всем господствует законность, как горы и холмы видимы отовсюду. По параллели с 6 гл. 1-2 ст. кн. пророка Михея под горами и холмами можно разуметь знатные классы еврейского народа, в силу их преобладающего положения способные давить низших себя. Тогда означенное выражение будет значить - пусть чувства законности и справедливости будут усвоены и высшим классом.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Судит нищим людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника

Здесь псалмопевец продолжает речь о плодах того мудрого управления царством, которое явится следствием свыше дарованных царю мудрости и правосудия. Где нет разумной власти и строгого правосудия, там царствуют произвол и насилие: сильные и богатые притесняют и угнетают бедных и слабых, – там и клеветник ничем не удерживается от своей лжи и злокозненной деятельности. Но вот является у народа царь (Соломон), которому дарована от Бога мудрость и Божественное правосудие, и он посредством этих даров производит суд над бедными из народа, защищает и избавляет от напасти сынов убогого и низлагает притеснителя. В пророческом смысле нищими людскими названы здесь иудеи, бедные по разумению воли Божией, остановившиеся на букве Закона и не могшие возвыситься до понимания сокрытого в этой букве богатства благодати Святого Духа. Под сынами убогих разумеются уверовавшие во Христа язычники, отцы или предки которых были убоги (бедны) в добродетели и благочестии, не имели богатства истины и Богопознания. Клеветником назван древний враг рода человеческого – диавол, который еще в начале клеветал на Самого Бога, когда говорил Еве, что Бог запретил людям вкушать плода от древа познания добра и зла по зависти. Он и каждого человека старается погубить ложью и клеветой, почему и называется диаволом, что (с греч.) и значит клеветник. Господь Иисус Христос осудит нищих в Богопознании иудеев за неверие их, а уверовавших в Него язычников спасет, и смирит клеветника, т.е. уничтожит власть диавола над людьми, сотрет главу исконного змия (Быт. 3:15), сокрушит его злобное царство и низложит его до конца.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible