Скрыть
И жи́въ бу́детъ, и да́ст­ся ему́ от­ зла́та Араві́йска: и помо́лят­ся о не́мъ вы́ну, ве́сь де́нь благословя́тъ его́.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

И жив будет, и дастся Ему от злата Аравийска. Это сказано относительно к Ироду, посылавшему избить младенцев. Посему говорит, что не будет Он захвачен вместе с избиваемыми детьми. А слова: и дастся Ему от злата Apaвийска — ясно означают дары, принесенные волхвами. И помолятся о Нем выну, Его именуя в молитвах и прося, чтобы чрез Него Отец сподобил даяния благ.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«И жив будет, и дастся Ему от злата Аравийска». Вместо Аравии другие переводчики поставили: Сава. Но и то и другое предвещает дары, приносимые Ему всеми, и царями и варварами. Сказано же: «жив будет», вместо пребудет.

«И помолятся о Нем выну, весь день благословят Его». Непрестанно будут песнословить Его; будут же песнословить и Отца Его, в Сыне заимствовав повод к песнопению. Ибо сказанное: «помолятся о Нем» – сходно с оным апостольским изречением: «благодарю Бога моего Иисусом Христом» (Рим.1:8); и еще: «Тем имамы приведение ко Отцу» (Еф.2:18). Поэтому ради Него помолятся все Отцу, и будут песнословить Его за благодеяния, оказанныя им Сыном, но будут песнословить и Сына, как от Него приявшие блага сии.

Евфимий Зигабен (†1118)

И жив будет.

Некоторые говорят, что это—будет жить—одно и то же с следующими: которого царствию не будет конца (Лук. 1,33). Ибо Христос будет жить всегда. Но мне кажется, что Давид пророчествует о воскресении Христовом, что Он по смерти оживет.

И дастся ему от злата Аравийска.

В древности Аравия имела много прекрасного золота; и потому она называлась у других счастливою, а у греков золотою. Загадочно Apaвиею, наименованною от золота, он выражает, что каждая страна принесет златые дары и пожертвования в храмы или церкви Христовы. Иначе— первые Аравияне посредством Павла приняли веру во Христа, как он в писании к Галатам говорит: но когда Бог благоволил… открыть во мне Сына своего, дабы я проповедывал Его язычникам, то я с того времени не советовался с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к бывшим прежде меня Апостолам; а пошел в Аравию (Гал. 1,15—17).

И помолятся о Нем выну, весь день благословят Его.

Христиане, говорит, будут молиться о спасении своем данном от Христа, чтобы Христос заступал их и помогал им, и они при посредстве Христа спасали себя. Некоторые относят сказанное здесь к пророкам, что они, наперед зная о пришествии Христа к людям, молят Отца о скорейшем послании Его для истребления жестокого владычества диавола. Христиане будут прославлять Христа весь день, то есть, всегда.

Некто говорит: И о Соломоне так же как о царе своем будут совершать молитвы и будут хвалить Его всегда. И Феодорит: Будут воспевать Его непрестанно, будут воспевать также и Отца Его, получив чрез Него причины к песнопению. Ибо— помолятся о Нем—подобно Апостольскому изречению—благодарю Бога моего Иисусом Христом: И опять: Посредством Которого мы получили доступ к Отцу. Итак, чрез Него все будут молиться Отцу и воспевать Его за все блага оказанные им Сыном; а будут воспевать Его, потому что получили их от Него.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

и будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его

Некоторые глагол сей, жив будет, относят к нищим и убогим, но принужденно: ибо Давид утверждает, что царь, о котором глаголет, благословен будет долговременною жизнию, которая между Божиими дарами не последнее занимает место. Следующия слова: и дастся Ему от злата Аравийска, должно читать неопределенно, аки бы сказал: дастся Ему злато Аравийское. Пророк повторяет здесь то же, что выше сказал о сильном могуществе царя, присовокупляя к тому и великое богатство: ибо ежели одна отдаленная Аравия многую дань пренесет, то коликое множество богатства соберется с ближайших областей? Христос, хотя царствует над церковию своею не для собрания злата, но Давид иносказательно научает, что и самые отдаленнейшие народы послужат Ему, и не токмо имение свое, но и себя самих во власть Ему отдадут. Ибо это не новое, что слава духовнаго царства представляется под образом внешняго блеска. Итак царство Христово будет самое наибогатейшее, но токмо в разсуждении духовнаго свойства его. Далее под образом общих молитв, которыми препоручается здравие царево Богу, означает Давид, что подданные будут к нему усердны, так что ничего приятнее и желательнее для них не будет, как повиноваться власти его. И помолятся о Нем выну, весь день благословят Его. Хотя иго Христово многим не нравится, а лицемеры скрытно на него ропщут, и ежели бы дано было им на волю, то охотно желали бы загладить и самую память Христову; однако сие изречение Пророка весьма прилично всем благочестивым. Ибо, ежели Священное Писание повелевает исполнить долг сей в разсуждении царей земных, то кольми паче обязаны мы пещися о распространении царства Христова, в котором и Божие величество сияет, и наше блаженство заключается.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

И жив будет

С Евр.: «И будет жить, и будут давать Ему от золота Аравии, и будут молиться о Нем непрестанно, всякий день благословлять Его». По св. Афанасию, младенец Иисус при избиении младенцев Иродом «не будет захвачен с ними, останется жив; и дастся Ему от злата Аравийска – ясно означаются дары, принесенные волхвами; и помолятся о Нем выну, – Его именуя в молитвах и прося, чтобы чрез Него Отец сподобил даяния благ» (Св. Афан.). По бл. Феодориту – словами: и дастся Ему от злата – означаются дары, какие принесут Спасителю все и цари и варвары; о Нем – ради Него помолятся все Отцу; но будут песнословить и Сына, как от Него приявшие блага».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-15 Яко избави нища от сильна, и убога, емуже не бе помощника. Пощадит нища и убога, и душы убогих спасет: от лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя его пред ними. И жив будет, и дастся ему от злата Аравийска: и помолятся о нем выну, весь день благословят его

Распространение владычества этого царя будет достигнуто, однако, не завоеваниями, не насильственными средствами, а мирными – добровольным подчинением ему всех народов, в силу укоренившегося в них сознания, что только его царствование есть царство мира и справедливости.

«Драгоценна будет кровь их пред очами его» – он будет охранять праведников от насилий и сберегать и дорожить их жизнью («кровь» – носительница жизни), т. е. в его царстве возобладает праведник и будет главенствовать. Поэтому имя этого царя всегда будет почитаемо, он будет жить в народной памяти, ему будут приносить в дар аравийское золото, отличавшееся своею ценностью за изобилием самородков, и изо дня в день будут молиться о нем и его правлении.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

И жив будет, и дастся Ему от злата Аравийска: и помолятся о Нем выну, весь день благословят Его

Как праведный царь, Он не подлежит смерти, но живет вечно (жив будет); Ему постоянно будут приносить дары (дастся), и Его подданные будут молиться о Нем, вечном, счастливом существовании Его царства. Жив будет – царь будет жить в высшей степени счастливо; с евр. субъект не царь, но нищий. Помолятся о нем, т.е. о вечном существовании, всеобщем распространении Его царства. – Благословят – пожелают Ему добра; по другим: прославят Его за освобождение, возблагодарят.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

И жив будет, и дастся ему от злата аравийска: и помолятся о нем выну, весь день благословят его

По контексту с предыдущими изречениями, и этот стих нужно понимать в пророческом смысле: о Мессии, Царе всемирного духовного царства, которому не будет конца (Лк. 1:33), – о Царе, Который, следовательно, будет жить вечно; слова и жив будет так и читаются во всех переводах: «и будет жить». А по словам св. Афанасия, это сказано о том, что младенец Иисус, при избиении младенцев Иродом, не будет захвачен с ними и останется жив [3, с. 243]. Словами же: и дастся ему от злата аравийска – указывает на то, что в Царстве сего могущественного Царя будет и в материальном отношении довольство и изобилие во всем. По св. Афанасию, этими словами ясно означаются дары, принесенные Богомладенцу Христу волхвами (Мф. 2:11) [3, с. 243], пришедшими с востока. Аравия (у других переводчиков – Сава, что почти одно и то же: см. выше, ст. 10–11), пограничная с Персией, имела в древности много золота, почему и называлась счастливою Аравией, а у греков – даже золотою (у Е. Зигабена). Можно думать, что именем Аравии пророк обозначил и все другие страны, из которых будут приноситься дары и жертвы Христу аравийским золотом и другими драгоценностями в Его храмы или вообще в пользу Церкви Его, от всех царей и народов, приобщившихся через веру к духовному Царству Его. Сии цари и народы помолятся о нем выну, т.е. всегда будут благодарить за Него Бога, будут также молиться о всеобщем распространении Его Царства, о благостоянии Святых Божиих Церквей и о вечном спасении своем через Христа Спасителя всех. Всегда совершая такую молитву, они весь день благословят Его, т.е. будут всякий день, ежедневно благодарить и прославлять Царя Христа за освобождение их от рабства диаволу и за все Его великие милости.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible