Скрыть
Да воспрiи́мутъ го́ры ми́ръ лю́демъ и хо́лми пра́вду.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Да восприимут горы мир людем, и холми правду. Горами и холмами называет здесь евангельские силы, которые древле, по причине разлившегося всюду нечестия, не обитали на земле, и которым ныне повелено восприять мир со всеми людьми.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Да восприимут горы мир людем и холми правду

Это – олицетворение, показывающее перемену во всех. Так повествуя об исшествии народа, Пророк сказал: «горы взыграшася, яко овны, и холми яко агнцы овчии» (Пс.113:4). Впрочем видим перемену в самых горах и холмах. Ибо, вместо вселявшагося на них древле нечестия, возлюбившие ангельскую жизнь пожинают на них евангельскую правду, и предстательствуя о людях, стараются исходатайствовать им Божественное примирение.

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 1-4 Боже, суд твой цареви даждь, и правду твою сыну цареву: судити людем твоим в правде и нищым твоим в суде. Да восприимут горы мир людем и холми правду. Судит нищым людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника

Суд, или духовный разум, — дар Божий. Святой царь просил у Бога духовного разума для себя и для сына своего. Достойное подражания действие!

И каждый христианин может и должен произносить о себе самом молитву венчанного Пророка. Под именем царя он может разуметь свой ум, а под именем сына царева — деятельность, рождающуюся от ума. Под именем людей и нищих он может разуметь свойства душевные, данные человеку Богом, обнищавшие по причине падения. Клеветником назван лжеименный разум и содействующий ему падший ангел, родитель и источник лжеименного разума; они постоянно стараются выказать добродетели и пороки в искаженном виде, противоречат и противодействуют Слову Божию, оклеветывают Слово Божие, нагло усиливаются представить Божию премудрость безумием.

Аскетическая проповедь

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Да принесут горы мир людям и холмы правду, то есть да водворится везде правда и мир.

Дневник. Том I. 1856

Евфимий Зигабен (†1118)

Да восприимут гори мир людем, и холми правду.

В обороте олицетворения Давид повелевает здесь горам получить от Христа мир, и холмам получить правду, чтобы горы служили жилищем мирным, отвергнув любящих брань демонов, которых обоготворяли на горах, а холмы чтобы праведно подчинялись христианам, как рабам Создателя своего. В совокупности с горами и холмами, как высшими частями земли, Давид обнял и всю землю, в которой имели обитать подвижники и отшельники и (вообще) воины Христовы, как говорит Феодорит. Или, по мнению Евсевия, под горами можешь разуметь архангелов, как такой чин, который превышает ангелов, а под холмами ангелов, как таких, которые ниже архангелов. Потому что ангелы и архангелы выше земных, как горы и холмы выше земли. Сих-то архангелов и ангелов он понуждает на будущее время жить в мире с народом Христовым и относиться к нему праведно, как к наследию Владыки Христа. Ибо до воплощения Христова ангелы и архангелы были враги и противники народу Божию, или язычникам, за нечестие и неверие их. Или горами называются цари и правители, а холмами низкие власти, так как многие из царей и князей пришли к вере во Христа и стали поступать с народом Христовым мирно и праведно.

По другому толковнику это можно понимать и о Соломоне. Ибо Бог чрез Нафана сказал Давиду: Соломон имя сыну твоему, и Я дам мир во дни его, и в другом месте: и будет при нем мир вокруг со всех сторон (3Цар. 4,24). Посему, говорит, ныне все да наполнится миром и правдою (у Никиты), и Афанасий: Горами и холмами здесь называет ангельские силы, по причине разлившегося на земли нечестия, не посещавшие ее, а ныне получающие повеления восприять мир со всеми людьми (в издан. цепи).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 2-3 да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; да принесут горы мир людям и холмы правды

Некоторые читают слова сии: судити людем – в желательном наклонении, другие – в будущем времени, относя к Пророчеству. Но лучше подразумевать нечто среднее, и толковать так, акибы сказал Пророк: утверди Боже царя, дабы праведно судил. Или сим образом: ежели царь одарен будет Твоею правдою, то праведно судить будет. Ибо управлять людьми правосудно есть дар самый превосходнейший, который не от земли происходит, но дается свыше. Хотя же в первом члене глаголет вообще о всем народе, но особенно упоминает о нищих, которые по бедности своей и по немощам требуют помощи, и для которых цари препоясуются мечем, дабы неправедным притеснителям за них отмщали. Отсюду раждается мир, о котором говорит в ст. 3. А как сие имя у Евреев означает не токмо мир, но и благополучные во всем успехи: сего ради Пророк научает, что народ тогда имеет жить благополучно, когда государственное правление учреждено будет по правилам правосудия. Речение: принесут – есть преносное, взятое от плодоносия земли, аки бы сказал, что не будет ни единаго места во всем государстве, где бы не было изобилия. Ибо горы по большей части бывают безплодны, или по крайней мере не имеют такого изобилия плодов, как удолия или низменныя места.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Да восприимут горы мир людем, и холми правду.


С Евр.: «Да принесут горы мир людям и холмы правду».  «Это – олицетворение, показывающее перемену во всех», замечает бл. Феодорит (Под. Пс. 113:4; Иоил. 3:18).

«Горами и холмами, – говорит св. Афанасий, – называет (т.е. Давид) здесь евангельские силы, которые древле, по причине разлившегося всюду нечестия, не обитали на земле, и которым ныне повелено восприять мир со всеми людьми». «Впрочем, – присовокупляет бл. Феодорит, – видим перемену в самых горах и холмах. Ибо, вместо вселявшегося на них древле нечестия, возлюбившие евангельскую жизнь (т.е. христиан. подвижники) пожинают на них евангельскую правду и, предстательствуя о людях, стараются исходатайствовать им Божественное примирение».

 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-4 Да восприимут горы мир людем и холми правду. Судит нищым людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника.

«Да принесут горы мир людям и холмы правду» - пусть в жизни людей господствует мирная жизнь и правосудие, пусть всякий чувствует спокойствие, в уверенности, что его правда всегда найдет защиту, а «притеснитель», живущий обманом, неправдой - получит кару. «Горы и холмы» - местности возвышенные, далеко видимые; пусть над всем господствует законность, как горы и холмы видимы отовсюду. По параллели с 6 гл. 1-2 ст. кн. пророка Михея под горами и холмами можно разуметь знатные классы еврейского народа, в силу их преобладающего положения способные давить низших себя. Тогда означенное выражение будет значить - пусть чувства законности и справедливости будут усвоены и высшим классом.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Да восприимут горы мир людем и холми правду

Горы и холмы – название всей земли; смысл: везде, по всей земле, да явятся мир и правда, как плоды мессианского царства (ср. Ис. 2:4, 9, 5, 6; 11:9; 65:25; Мих. 4:3; Зах. 9:10).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Да восприимут горы мир людем и холми правду

Горы и холмы, о которых здесь говорится, представляют всю землю Израильскую, нынешнюю Палестину, которая вся состоит из гор и холмов. Псалмопевец словами сего стиха молится, чтобы Господь даровал сей земле мир и благоденствие. И о чем он молился, то и получил: Господь даровал мирное царствование Соломону, «и был у него мир со всеми окрестными странами. И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею... во все дни Соломона» (3Цар. 4:24–25). В таинственном смысле горами и холмами пророк называет здесь, по словам св. Афанасия, «ангельские силы, которые древле, по причине разлившегося всюду нечестия, не обитали на земле, и которым ныне повелено восприять мир со всеми людьми [3, с. 242] «Впрочем, – говорит блж. Феодорит, – видим перемену в самых горах и холмах. Ибо вместо вселявшегося на них древле нечестия возлюбившие ангельскую жизнь пожинают на них евангельскую правду и, предстательствуя о людях, стараются исходатайствовать им Божественное примирение» [6, с. 336]. Таким образом, горы и холмы, в пророческом смысле, означают название всей земли, и вся речь сего стиха должна посему иметь такой смысл: везде, по всей земле да явятся мир и правда как плоды благодатного Царства Мессии (ср. Рим. 14:17).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible