Скрыть
будет имя его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его*; и благословятся в нем , все народы ублажат его.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Прежде солнца пребывает имя Его. Показывает, что Сей, не умерщвленный вместе с младенцами, есть прежде сложения мира сущий со Отцем.

Толкование на псалмы

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Будет имя его благословено во веки, прежде солнца пребывает имя его: и благословятся в нем вся колена земная, вси языцы ублажат его

На слова: прежде солнца пребывает имя Его.

Божественный и чистый Ум, когда благоволил предвозвестить что-либо из будущего, не просто возвещал пророчество (над этим громко стали бы смеяться невежественные Иудеи, не научившиеся разуметь и самого ясного), но, срастворив ведение будущего с настоящим, так возвеличил пророчество, что и тогдашние слушатели могли извлечь некоторую пользу, и их преемники, видя связь событий, могли приобретать точное ведение. И чтобы, перебирая все пророчества, не показаться многоречивым, представлю один способ пророчества и с его помощью для разумнейших объясню и прочие.

Псалом надписан о Соломоне, но мало относится к Соломону, большею же и самою важною частью он относится ко Христу. С первого взгляда кажется, что воспевает он Соломона, а по смыслу более точному и глубокому - Того, Кто в действительности Миротворец. И пророчество служило как самым великим утешением для живших тогда, так и превосходнейшим утешением для будущих родов.

Ибо выражениями: прежде солнца пребывает имя Его; и прежде луны рода родов (5), и всем прочим, что сверхъестественно, боголепно и превышает относящееся не только к человеку, но и к горним силам, - воспет Христос. А сие: помолятся о нем выну (15), - сказано о Соломоне.

Посему не будем думать, что пречистая Премудрость через Пророков просто предвозвестила будущее ведение. Но будем сочетать будущее с настоящим и, когда услышим что-то унизительное и чуждое Божественному пришествию Спасителя, не подумаем, что сие сказано непременно о Нем. И напротив того: величественное, приличное одному Божественному достоинству не признаем сказанным о Соломоне, конец жизни которого не был безукоризнен.

Не станем толковать пророчества принужденно и для согласования пророческих выражений впадать в пустые разглагольствования; но сказанное исторически будем понимать благоразумно и изреченное пророчественно - в умозрительном смысле, и явно исторического не превращая насильно в умозрение, и того, что должно понимать умозрительно, - в историю; будем с тем и другим соотносить пригодный и сообразный смысл. Если же найдем такое пророчество, которое и сохраняет в себе историю, и к которому непринужденно можно приложить умозрение, то должно его толковать и в том, и в другом смысле.

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Будет имя Его благословено во веки: прежде солнца пребывает имя Его». Слова: «благословено» нет ни в одном списке, ни в ексаплах, ни у Евреев. Речением – «прежде» Пророк показывает, что Он древнее солнца и луны. Ибо не просто сказано: «прежде солнца пребывает» но: «и рода родов». А слова: «рода родов» (Пс.71:5) Пророк употребил и о солнце и о луне; потому что солнце и луна современны, в одно и тоже время приведены в бытие. Сказано: «и рече Бог, да будут светила на тверди небесней. И сотвори Бог два светила великая» (Быт.1:14, 16). Посему, если «прежде луны рода родов», то и прежде солнца. «И благословятся в Нем вся колена земная». Пророк напоминает здесь обетование данное Аврааму, Исааку, Иакову. Ибо трем сим Патриархам Бог обетовал, что благословятся, то «вси языцы земнии» (Быт.12:18), то «племена земная» (Быт.12:3). Различными же сими именованиями означается весь человеческий род. И блаженный Павел, объясняя сие, сказал: «Аврааму же речени быша обеты, и семени его. Не глаголет, и семенем, яко о мнозех, но яко о едином, и семени Твоему, иже есть Христос» (Гал.3:16); и в послании к Евреям говорит: «не от Ангел бо когда приемлет» (Евр.2:16). О Нем предвозвещает и настоящий псалом, сказуя, что «благословятся о Нем вся колена земная».

«Вси языцы ублажат Его». Пророческое слово изрекло, иное как о человеке, иное как о Боге. Но слово: «блаженный», как находим, употребляется и о Боге, Сказано: «блаженный, и един сильный, Царь царствующих и Господь господствующих, един имеяй безсмертие, и во свете живый непреступнем» (1Тим.6:15–16). Пророк говорит: все народы именуют Его блаженным и достойным песнопения. Потом, яснее открывая сокровенное Божество Его, присовокупил:

Евфимий Зигабен (†1118)

Будет имя Его благословено во веки

Cиe изречение ясно из самых дел, потому что имя— Христос, или Иисус, благословляется и прославляется всегда всеми, находящимися во всех частях миpa христианами.

Прежде солнца пребывает имя Его

Имя, говорит, Христово по Божеству (которое есть—Сый— означающее—существующей всегда, как сам Он так назвал себя, когда явился Моисею в кусте). Cиe, говорю, имя пребывает прежде создания солнца. Если же ты будешь принимать самое имя—Христос, то слова: прежде солнца, ты должен принимать вместо—выше, или более солнца. Потому, что солнце при скончании миpa падет и помрачится, равным образом и прочие звезды: а имя Христово пребудет непоколебимым и сияющим и узнаваемым всеми.

Некоторые усиливаются приложить это и к Соломону; но собственнее прилагают ко Христу. Ибо кто не убит вместе с прочими младенцами от Ирода, тот сим показывает, что Он прежде основания миpa существует со Отцем и что имя Его выше всякого имени, вечно—по Афанасию.

И благословятся в Нем вся колена земная, вcи языцы ублажат Его

Благословятся—означает—освятятся, исполнятся благодати. Потому что мы—верующие, называемые христианами сим именем прославляемся. Это Бог обещал и Аврааму, что благословятся в семени его все народы: и благословятся в семени твоем все народы земные (Быт. 26,4). А Павел говорит, что сие семя Авраама есть Христос (Гал. 3,16). Почему и все народы будут, говорит, прославлять Его. А племенами называет роды людей.

Слова Феодорита: Bсе народы, говорит, называют Его блаженным и достойным песней. Исихия: Все племена, языки и страны, жившие прежде в заблуждении, ныне единогласно приняли благословение. Почему и ублажат Его; каким выражением блаженства, если не находящимся, как должно думать, в Евангелии: блаженно чрево носившее Тебя и сосцы, которые Ты ссал.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

будет имя его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем [племена], все народы ублажат его

Здесь паки повторяет те же слова, которыя в стихе 5 сказал о вечности царства. Почему нет сомнения, что хотел он отличить царство сие от прочих земных монархий, которыя или от нападения врагов разрушаются скоро, или от своея тяжести падают, и падением своим показывают, что в мире сем нет ничего вечнаго и непоколебимаго. Откуду следует, что место сие не можно разуметь о царстве земном, которое в поколении Давида на краткое токмо время процвело, и не токмо при третьем преемнике увяло, но наконец и бедственно пало. Но Христово царство во веки не падет и не разрушится, и хотя на земли часто потрясаемо бывает то от нападения мира, то от сатаны, ненавистию дышущаго: однако, будучи подкрепляемо силою Бога, не испровергается. Мы увидим инде, что солнце и луна суть свидетели вечности Его (Пс. 88:38). Следующия слова: и благословятся в Нем вся колена земная, вси язы́цы ублажат Его – взяты из книги Бытия (Быт. 22:18), и протолкованы от Апостола в послании к Галатом (Гал. 3:16). Итак все языки благословятся Богом во Христе, яко чрез Него отрожденные, и в Нем пребывающие. Сим бо сказано будет на суде: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф. 25:34). Следовательно, благословение сие не что иное есть, как оправдание и усыновление о Христе. А якоже о Нем благословятся вся колена земная: тако и взаимно вси язы́цы ублажат и прославят Его.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Будет имя его благословено во веки, прежде солнца пребывает имя его: и благословятся в Нем вся колена земная, вси язы́цы ублажат его

С Евр.: «Будет имя Его (благословенно) во век; Доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его. И благословятся в Нем (все племена земные), все народы ублажат Его». См. ст. 5. Сн. Быт. 12:18; Гал. 3:16. Говорится о Мессии, Спасителе мира. – Афан., бл. Феод. и др.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-17 Будет утверждение на земли на версех гор: превознесется паче Ливана плод его, и процветут от града яко трава земная. Будет имя его благословено во веки, прежде солнца пребывает имя его: и благословятся в нем вся колена земная, вси языцы ублажат его

Так как царствование царя будет мирным и завладеет всеми странами и народами, то враждебные отношения между последними должны прекратиться. Все усилия человека направятся тогда в сторону развития мирной культуры, которая дойдет до такой степени высоты, что «будет обилие хлеба наверху гор». Человек найдет способ обрабатывать прежде голые и бесплодные вершины, где появится растительность настолько ценная по своим плодам, что превзойдет богатые кедровые леса Ливана, славившиеся по всему миру, как лучший материал для постройки кораблей и доставлявшие евреям значительный доход. - «В городах размножатся люди, как трава»**. Население в городах при мирных условиях существования увеличится так, что будет многочисленно, как трава. - «И благословятся в нем» - через этого царя, через усвоение основ его царствования благополучие («благословятся») перейдет ко всем жителям и народам земли.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Будет имя Его благословено во веки, прежде солнца пребывает имя Его: и благословятся в Нем вся колена земная, вси языцы ублажат Его

Такой Царь, служащий благословением всему свету, заслуживает, чтобы весь мир и все времена прославляли Его.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Будет имя его благословено во веки, прежде солнца пребывает имя его: и благословятся в Нем вся колена земная, вси язы́цы ублажат его

Здесь снова говорит Давид о вечности Царства Христова, повторяя почти то же, что сказал выше (в 5 ст.). Доставивший столь великие милости и благословения народу Своему (ст. 4, 7, 12, 14, 16) Христос Иисус, Царь мира в достопоклоняемом имени Своем, благословляется и прославляется всегда, всеми, находящимися во всех частях мира, христианами. И такое прославление имени Его будет вечно, т.е. «доколе светит солнце, дотоле пред лицом Его будет ведомо имя Его» (Господа Иисуса Христа), как объясняет в подстрочном примечании к переводу своему преосвящ. Порфирий. «Аз есмь Сый, – сказал Господь Моисею. – Сие Мое есть имя вечное» (Исх. 3:14-15). Сие-то имя Господне, существующее прежде создания мира, пребывает прежде солнца и будет благословено от всех родов во веки. Чрез Него получат благословение Божие все народы земные, которым и сказано будет: «Приводите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф. 25:34). Сие благословение, значит, есть не что иное, как оправдание и усыновление Богу о Христе. В свою очередь, получившие благословение будут взаимно прославлять и ублажать Господа Иисуса, Который «Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу» (песнь «Единородный Сыне и Слове Божий» на литургии): вси язы́цы ублажат Его.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible