Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
и покло́нятся ему́ вси́ ца́рiе зе́мстiи, вси́ язы́цы порабо́таютъ ему́.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«И поклонятся Ему вси царие земстии» – некоторые добровольно в настоящей жизни, а все по воскресении. «Не у видим Ему, всяческая покорена», говорит божественный Апостол (Евр.2:8); но тогда «поклонится Ему всяко колено небесных, земных и преисподних» (Флп.2:10).
«Вси языцы поработают Ему». Сие согласно с пророчеством Патриарха Иакова: «Той чаяние языков» (Быт.49:10). Но видим и исполнение предречения. Ибо нет народа, который бы не слышал евангельской проповеди; напротив того в каждом народе есть приявшие луч Боговедения.
Евфимий Зигабен (†1118)
И поклонятся Ему вcи царие земстии; вcи языци поработают Ему.
Все цари, говорит, поклонятся Христу, хотя еще и не все поклонились Ему. Или говорит, что из всякого народа поклонятся Христу, как мы сказали в 67-м псалме. Это изречение подобно тому, которое сказал о Христе Иаков: и Он ожидание народов (Быт. 49,10).
На сие замечает Феодорит: Исполнение сего предречения очевидно. Нет народа, который не слышал бы Евангельской проповеди; но в каждом есть такие, которые приняли зарю Богопознания. Также Исихий: ныне поклонятся добровольно, а в будущее (время) и невольно. Ибо мы еще не видим, чтобы согласно с словами Апостола Ему покорено было все. Но тогда поклонится Ему всякое колено небесных и земных и преисподних, притом враги Его будут лизать прах, выражая почтение к добровольным плотским страданиям Его. Евсевий: Все цари и народы будут работать Ему во второе Богоявление Спасителя (в изд. цепи).
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Ст. 10-11 цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему
Продолжает далее начатую речь о распространении царства. Фарсисом нарицают Евреи всю страну, прилежащую к Киликии. Следовательно под именем островов разумеется весь округ Средиземнаго моря, простирающийся от Киликии до Греции. Ибо как Иудеи, довольствуяся выгодностями своего отечества, не так далеко мореходствовали, как другие народы, да и Бог с таким намерением ограничил пределы их, дабы предохранить нравы от растления внешних: то сие было причиною, что области, противоположенныя морю, названы островами. Под именем даров всякую дань или пошлину разуметь должно, а не добровольныя приношения: ибо Пророк говорит о врагах побежденных, и о покорности их. Но может быть с намерением употребляет имя даров, дабы смягчить ненавистное имя дани, или косвенно напоминая подданным, чтоб они не отрицалися дань давать царям своим. За сим особенно упоминает о царях Аравийских и Савских, сиречь Ефиопских, потому что области сии изобилуют вещьми драгоценными, яко-то златом, сребром, камением драгим, и всякаго рода благовонными ароматами, как видно из книги 3Цар. 10. В следующем 11 стихе обращает мысль ко Христу: ибо хотя царство Иудино никогда так не процветало, как при Соломоне, но и тогда немногие цари дань платили, и притом весьма умеренную. Сего ради Давид, начавши от сына своего и от внуков, пророческим духом восходит к духовному царству Христову, дабы видели все, что мы не всуе сопричислены к надежде спасения вечнаго, но потому, что Отец небесный подчинил нас Сыну Своему. Отсюду видим, что царям и в церкви Христовой дается главное место, которых здесь не обезоруживает Давид, ниже отъемлет у них диадимы, дабы в церковь допустить: но глаголет, что они с достоинством своим и купно с народами приидут, дабы поклониться Христу.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
И поклонятся Ему вси царие земстии, вси язы́цы поработают Ему
И поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему - «некоторые добровольно в настоящей жизни, а все в воскресении, – замечает бл. Феодорит. – Нет народа, который бы не слышал евангельской проповеди; напротив того, в каждом народе есть приявшие луч Боговедения». Очевидно, что к Соломону нельзя относить слов сего стиха, а потому Отцы единогласно относят к Царю – Христу.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 10–11 Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут: и поклонятся ему вси царие земстии, вси язы́цы поработают ему
Царие Фарсийстии – то же, что «цари Фарсиса», которые были правителями отдельных городов и областей в Испании, где находились финикийские торговые колонии. Впрочем, именем Фарсиса евреи называли вообще приморские отдаленные страны. Словом острови именуются здесь острова Средиземного моря, а также и богатые прибрежные города и страны этого моря. Под словом дары разумеются всякие вообще дани, которые собираются в царскую казну от подчиненных и покоренных народов. Царями Аравскими, или Аравийскими, называются здесь владетели городов и областей, находившихся к востоку от Палестины, на Аравийском полуострове. Сава (или Савея) – так называлась страна, лежащая к юго-востоку от Палестины, у Персидского залива, где обитало племя савеев. Словом Сава псалмопевец обозначает здесь целое отдельное племя эфиопского народа. При наименовании здесь всех этих царей и народов, он имел в виду, конечно, то, что рассказано об отношениях царей и народов Востока и Запада к израильскому царю Соломону в 3-й книге Царств (3Цар. 5:1–10, 24 и др.). Но очевидно, что речь псалмопевца в этом месте не может вполне относиться к Соломону, что особенно видно из последнего, 11-го стиха, слова которого св. отцы единогласно, как пророческие, относят к вечному Царю Христу, к Которому «приидут (см. Мф.8:11) и поклонятся все цари земные и все народы (вси язы́цы)» будут служить Ему, некоторые, по словам блж. Феодорита, – добровольно в настоящей жизни, а все – по воскресении. «Не у видим Ему всяческая покорена», – говорит божественный апостол (Евр. 2:8), но тогда «поклонится Ему всяко колено небесных и земных и преисподних» (Флп. 2:10).