Скрыть
цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары;

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 9-10 Пред ним припадут Ефиопляне, и врази Его персть полижут. Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут

Фарсисом, и блаженный Исаия и чудный Иезекииль именуют Карфаген, первенствующий город в Ливии. Сава же есть народ ефиопский. А Ливийцы, называемые и Афрами, населяют западныя страны вселенной; Ефиопы же – восточныя и южныя; и Аравитяне – средину суши, а островитяне – средину моря. О всех их сказал Пророк, что припадут пред Ним, воздадут Ему поклонение, как Богу, и принесут дары, как Царю. А враги подпадут клятвам, наложенным на змия: «на персех и чреве ходити будеши, и землю снеси вся дни живота твоего» (Быт.3:14). Враги же Бога и Спасителя нашего суть все лукавые демоны, над которыми даровал власть, повелев «наступати на змию и скорпию» (Лк.10:19). После того, как Пророк упомянул о трех или четырех народах, и прикровенно предызобразил перемену во всех народах, ведет он речь с большею ясностию.

Евфимий Зигабен (†1118)

Царие Фapcииcтии и островы дари принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут.

Фарсисом называют Кархидон, бывший, по Феодориту, первым городом Ливийским. А Сава есть город Индийский (или Счастливой Аравии), весьма известный и знаменитый. Итак, упомянув о славившихся в то время царствах, Давид посредством их означил и другие, как это открыл следующими словами, в которых всеми народами назвал в совокупности все царства миpa, как мы сказали в 67-м псалме при изъяснении слов: приидут послы из Египта, Eфиопия предупредит (прострет) руку свою к Богу. А островами называет здесь все находящиеся на море. По истине всякий народ приносил дары Христу. И иной приносил храмы и жертвы; иной добродетели; иной дары чувственные, и иной дары мысленные.

Некто приспособляете это к Соломону, к которому многие купечества неслись на кораблях. Но все сии с верою истинно покорились Христу, поклонились Ему, как Богу, и принесли дары чрез волхвов, как царю. Островами приносящими дары Христу могут быть и души, возникающие от горького неверия и неколеблемые злыми духами. А Аравляне—по переводу—запад и вечер, означаемому Дидимом (могут быть те), у которых солнце, бывшее по заблуждению (их) в уважении, скрылось и наступил (конец) вечер худых дел по обращении (их ко Христу), которое выражается (именем) Сава—ибо Сава по толкованию значит обращение. А Фарсис, что означает созерцание радости, суть имеющие услышать: войди в радость Господа твоего (у Никиты). Ответствует также и критик Фотий на вопрос, почему к рождеству Господа первые пришли восточные волхвы из Персии, а не из другого места или народа? думаю—по многим причинам, и во 1-х они кажется сим исполнили древнее пророчество, говорящее: Цари Аравские и Сава представят дары. Ибо Персы тогда владели сими странами. Земля их доставляет отличное золото и смирну и ладан. Иначе—и царство Египетское слилось с Ассирианами, а Ассирийское перешло к Персам, которые и пред прочими тогдашними царями земли имели старшинство. Итак, надлежало получившим в то время первенство приити и поклониться первому и единственному царю веков—явившемуся на земли Христу Богу нашему, с принесением Ему даров, каковыми действиями они засвидетельствовали бы, что родившийся царь есть Владыка и Господь и царь и над теми, которые владели над всею почти землею и имели первенство пред всеми, которому они долженствовали и покланяться и сопутствовать как щитоносцы Его (Амфилох.119. вопрос). Смотри: Корабли Фарсийские в 242-м псалме там.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 10-11 цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему

Продолжает далее начатую речь о распространении царства. Фарсисом нарицают Евреи всю страну, прилежащую к Киликии. Следовательно под именем островов разумеется весь округ Средиземнаго моря, простирающийся от Киликии до Греции. Ибо как Иудеи, довольствуяся выгодностями своего отечества, не так далеко мореходствовали, как другие народы, да и Бог с таким намерением ограничил пределы их, дабы предохранить нравы от растления внешних: то сие было причиною, что области, противоположенныя морю, названы островами. Под именем даров всякую дань или пошлину разуметь должно, а не добровольныя приношения: ибо Пророк говорит о врагах побежденных, и о покорности их. Но может быть с намерением употребляет имя даров, дабы смягчить ненавистное имя дани, или косвенно напоминая подданным, чтоб они не отрицалися дань давать царям своим. За сим особенно упоминает о царях Аравийских и Савских, сиречь Ефиопских, потому что области сии изобилуют вещьми драгоценными, яко-то златом, сребром, камением драгим, и всякаго рода благовонными ароматами, как видно из книги 3Цар. 10. В следующем 11 стихе обращает мысль ко Христу: ибо хотя царство Иудино никогда так не процветало, как при Соломоне, но и тогда немногие цари дань платили, и притом весьма умеренную. Сего ради Давид, начавши от сына своего и от внуков, пророческим духом восходит к духовному царству Христову, дабы видели все, что мы не всуе сопричислены к надежде спасения вечнаго, но потому, что Отец небесный подчинил нас Сыну Своему. Отсюду видим, что царям и в церкви Христовой дается главное место, которых здесь не обезоруживает Давид, ниже отъемлет у них диадимы, дабы в церковь допустить: но глаголет, что они с достоинством своим и купно с народами приидут, дабы поклониться Христу.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

 Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут.


«Фарсисом, – говорит бл. Феод., – и бл. Исаия и чудный Иезекииль именуют Карфаген – первенствующий город Ливии. Сава же есть народ Ефиопский». Под островами разумеются вообще острова и страны приморские. С Евр.: «Цари Фарсиса и островов поднесут Ему дань, цари Аравии и Савы принесут дары». Под именем царей и народов востока, конечно, разумеются вообще все народы, все цари земли, которые уверуют во Христа, что видно из след. стиха.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-10 И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя. Пред ним припадут ефиопляне, и врази его персть полижут. Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут:

«От моря до моря» - от Средиземного моря, западной границы Палестины, до «моря», вероятно, Индийского на востоке, «от реки», так называется обыкновенно Евфрат - северная граница известного тогда древнему еврею мира, «до концов земли» - до крайней, конечной границы мира с юга. Смысл тот - пусть владения этого царя обнимут весь мир. - «Падут пред Ним жители пустынь», - т. е. дикие народы, независимые ни от каких повелителей и самоуправляющиеся племена. - «Лизать прах». У восточных народов (ассириян, египтян и индусов) был обычай в знак особенного почтения целовать на земле следы ног правителя. Пусть враги будут оказывать царю знаки самого глубокого почтения. - «Цари Фарсиса» - Фарсис - город в Испании, «островов» - острова финикийских владений в Средиземном море, на запад от Палестины. «Сава» - с евр. Шева. Одни эту местность находят в счастливой (южной) Аравии (что, по параллелизму противоположения речи вероятней), другие - в Африке, именно в нынешней Абиссинии. Власть этого царя да распространится не только на земли народов, но и на самые народы; пусть все народы и цари подчинятся ему. Здесь берутся географические пункты востока и запада как крайние точки, для изображения стран всего света.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 9-10 Пред ним припадут ефиопляне, и врази Его персть полижут. Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут

Ибо и самые дикие (Ефиопляне) и враждебнейшие народы преклонятся пред Ним; западные (царие Фарсийстии) и южные (царие Аравстии) цари, цари со всего света принесут Ему дары, поклонятся Ему и подчинятся. Ефиопляне – вместо евр. «жители пустыни»; даже они, самые дикие и непокорные, подчинятся, полижут персть, когда повергнутся на земле пред Царем. Фарсис (Тартесса в Испании, вероятнее, коллективное название всех финикийских колоний в Испании); острови – (прибрежные страны или и острова на западе) название всего запада; Аравия и Сава – весь юг; все названные провинции были очень богаты и потому могли доставить богатые дары. Псалмист ссылается, конечно, на 3Цар. 5:1; 10 и д. и видит в рассказанном там образы мессианских отношений.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 10–11 Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут: и поклонятся ему вси царие земстии, вси язы́цы поработают ему

Царие Фарсийстии – то же, что «цари Фарсиса», которые были правителями отдельных городов и областей в Испании, где находились финикийские торговые колонии. Впрочем, именем Фарсиса евреи называли вообще приморские отдаленные страны. Словом острови именуются здесь острова Средиземного моря, а также и богатые прибрежные города и страны этого моря. Под словом дары разумеются всякие вообще дани, которые собираются в царскую казну от подчиненных и покоренных народов. Царями Аравскими, или Аравийскими, называются здесь владетели городов и областей, находившихся к востоку от Палестины, на Аравийском полуострове. Сава (или Савея) – так называлась страна, лежащая к юго-востоку от Палестины, у Персидского залива, где обитало племя савеев. Словом Сава псалмопевец обозначает здесь целое отдельное племя эфиопского народа. При наименовании здесь всех этих царей и народов, он имел в виду, конечно, то, что рассказано об отношениях царей и народов Востока и Запада к израильскому царю Соломону в 3-й книге Царств (3Цар. 5:1–10, 24 и др.). Но очевидно, что речь псалмопевца в этом месте не может вполне относиться к Соломону, что особенно видно из последнего, 11-го стиха, слова которого св. отцы единогласно, как пророческие, относят к вечному Царю Христу, к Которому «приидут (см. Мф.8:11) и поклонятся все цари земные и все народы (вси язы́цы)» будут служить Ему, некоторые, по словам блж. Феодорита, – добровольно в настоящей жизни, а все – по воскресении. «Не у видим Ему всяческая покорена», – говорит божественный апостол (Евр. 2:8), но тогда «поклонится Ему всяко колено небесных и земных и преисподних» (Флп. 2:10).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible