Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня,
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 3-4 Приклони ко мне ухо Твое, ускори изяти мя: буди ми в Бога защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя. Яко держава моя и прибежище мое еси Ты: и имене Твоего ради наставиши мя и препитаеши мя
«Приклони ко мне ухо Твое, ускори изъяти мя». Услышав молитву мою, подай скорую помощь.
«Буди ми в Бога защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя». «Яко держава моя и прибежище мое еси Ты». Тоже сказал и в псалме семнадцатом, изображая всевозможную Божию попечительность. Слова: «держава моя» Акила и Симмах перевели: камень мой. Кажется же, что пророческое слово согласуется с евангельским, которое указует нам мудраго мужа, создавшаго храмину свою на камени, так что она, по твердости основания, не потерпела вреда от приражения ветров, дождей и рек (Мф. 7:29).
«И имене Твоего ради наставиши мя и препитаеши мя». Вместо: «препитаеши мя» Симмах употребил: попечешься о мне. Говорит же Пророк: сподобишь меня всевозможнаго промышления ради имени Твоего, на которое уповал я. Из всех сих изъясненных нами речений дознаем скромность его мыслей о себе: ибо просил Божественной помощи, не ради собственной своей добродетели, но ради имени Божия и правды Божией, и ради того, что на Бога надеялся.
Евфимий Зигабен (†1118)
Приклони ко мне ухо Твое, ускори изяти мя: буди ми в Бога защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя
*Приклони ко мне, ухо Твое О приклонении уха Божия мы говорили при изъяснении ст. 6-го псалма 16-го. Там и смотри о том, то есть, при изъяснении слов: приклони ухо Твое мне. Ускори изъяти мя Не только, говорит, избавь меня, Господи, но и скоро соверши cие избавление мое. Буди ми в Бога защитителя Будь мне в Бога защитника—поставлено вместо—защити меня, или будь мне Богом—защитником, или будь мне тем и тем. Между прочими это есть свойство еврейского языка. Итак хотя Бог и был Богом Давида, однако же при всем том Давид просит здесь, чтобы Бог был не просто Богом его, но Богом защитником его и помощником во время бедствия. Филон (быть может иудейский), изъясняя сии слова, говорит: Бог—имя силы благодетельной, а—Господь—царской. Зная cие и пророк, мне кажется, молится сею удивительнейшею молитвою, чтобы Господь был ему в Бога. Он не желает более бояться Его, как начальника, но почитать с любовью, как благодетеля. Почему просит изменения из Владыки в Благодетеля, отвращаясь от мучительного страха и желая наслаждаться благодушием, в надежде получения благ. А—будь—не всегда означает осуществление, но и отношение к чему либо; как например здесь—защищающего к защищаемому. Это свойственно Писанию—говорит: вместо защиты—будь мне в Бога защитника. И в дом прибежища, еже спасти мя Будь мне, говорит, Господи, домом прибежища, чтобы Ты сохранил меня, притекшего к Тебе, как в безопаснейшую крепость. Толковая Псалтирь. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Приклони ко мне ухо Твое, ускори изъяти мя: буди ми в Бога Защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя Выражение буди ми в Бога Защитителя в переводе с еврейского читается так: «Будь мне каменною твердынею». Так как Давид, узнав своевременно о заговоре против него Авессалома и о том, что этот сын его с войском идет из Хеврона на Иерусалим, чтобы овладеть царским престолом, поспешно со своими приближенными оставил свою столицу и чрез поток Кедрон и гору Елеонскую направился на восток, в места пустынные, где не было ни городов, ни домов или других каких-либо построек, куда бы можно было пристать хотя для временного отдыха, то, продолжая свое молитвенное обращение к Богу, просит, чтобы Господь приклонил с высоты Небесной слух Свой к его молению и ускорил бы Своею помощью. Так как ему угрожала близкая и скорая опасность, то просит поспешить на избавление от этой опасности: ускори изъяти мя. Будь мне, говорит, Господи, вместо твердейшей крепости, вместо укрепленного дома, в котором я мог бы безопасно укрыться, чтобы спастись от вражеских нападений. Объяснение священной книги псалмов.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Приклони ко мне ухо твое, ускори изъяти мя: буди ми в Бога защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя.
Понеже гонение продолжалося, и друзья Давидовы чрез вестников о том уведомляли его (2Цар. 17), дабы не терял напрасно времени, но продолжал свое бегство, ежели не хощет погибнуть: сего ради просит, дабы Господь ускорил услышать его и от надлежащия опасности исхитил. Следующия слова: буди ми в Бога защитителя, в Еврейском тексте читаются так: буди ми в камень крепости, и положены весьма прилично к настоящей материи. Ибо как Давид бежал чрез места пустыя, где не было никакого домика, кольми паче крепости, куда бы он прибегнуть мог: сего ради нарицает Бога каменем, или каменною стеною, на высоком месте стоящею, или крепостию из твердейших камней устроенною, аки бы сказал: О Боже! буди ми вместо крепчайшаго камене, вместо желаемаго дому, вместо преогражденныя крепости, в которой бы я безопасно укрыться мог.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Ст.3 Приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня
В дом прибежища.
Будь для меня как бы домом, в котором бы я нашел безопасное убежище.
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
На Тебя, Господи, уповал я, – да не постыжусь я во век! по правде Твоей избавь меня и изыми (спаси) меня. Приклони ко мне ухо Твое, поспеши изъять (спасти) меня: будь мне Богом-Защитником, и домом прибежища, во спасение мне.
В первой части (ст. 2–9) преобладает молитвенное излияние упования на Бога, доходящего до такой целостности и высоты, что Давид говорит: „в руце Твои предложу дух мой‟. Он не сомневается, что Господь „изведет его от сети сея‟, которую „скрыли для него‟, ибо „возненавидел Господь хранящая суети вотще‟, и уже говорит о весельи своем и радости о том, что спас Господь, по смирению его, „от нужд душу его‟, и „поставил на пространне нозе его‟, – вывел его на простор и свободу.
И здесь Давид в твердом убеждении в невинности своей, сразу обращается к Тому, Кто по правде защитит его и будет, как Дом убежища для него.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Приклони ко мне ухо Твое, ускори изъяти мя: буди ми в Бога Защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя
Выражение буди ми в Бога Защитителя в переводе с еврейского читается так: «Будь мне каменною твердынею». Так как Давид, узнав своевременно о заговоре против него Авессалома и о том, что этот сын его с войском идет из Хеврона на Иерусалим, чтобы овладеть царским престолом, поспешно со своими приближенными оставил свою столицу и чрез поток Кедрон и гору Елеонскую направился на восток, в места пустынные, где не было ни городов, ни домов или других каких-либо построек, куда бы можно было пристать хотя для временного отдыха, то, продолжая свое молитвенное обращение к Богу, просит, чтобы Господь приклонил с высоты Небесной слух Свой к его молению и ускорил бы Своею помощью. Так как ему угрожала близкая и скорая опасность, то просит поспешить на избавление от этой опасности: ускори изъяти мя. Будь мне, говорит, Господи, вместо твердейшей крепости, вместо укрепленного дома, в котором я мог бы безопасно укрыться, чтобы спастись от вражеских нападений.