Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Просвети лице Твое на раба Твоего: спаси мя милостию Твоею
С Твоим пришествием тотчас прекратится все скорбное. Это единственный способ моего спасения, если просветишь лице Твое.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Просвети лице Твое на раба Твоего: спаси мя милостию Твоею
Как скоро приидешь Ты ко мне, немедленно прекратится все скорбное.
Евфимий Зигабен (†1118)
Просвети лице Твое на раба Твоего: спаси мя милостию Твоею
Просвети лице Твое на раба Твоего
Просвети—здесь поставлено вместо—обратись и помоги мне. Ибо, говорит, Ты, Господи, не помогая мне, представляешься отвращающим лице Твое от меня, чтобы не видеть безобразия грехов моих. А лицем называет посещение и приближение Божие.
Спаси мя милостию Твоею
Спаси, говорит, Господи, не ради меня, а ради Твоей милости, ибо Ты сказал в книге Исхода: Я милостив (Исх. 22, 27).
Другой говорит: Как при воссиянии солнца тьма исчезает, а когда оно под землею, ночь объемлет все, во время которой исходят из своих логовищ дикие звери и злодейственные люди: так, когда от кого либо отвращается Бог, восстают душевные враги; а когда воссияет свет Божества Его, который тотчас окончится, называет лицем, тогда постыждаются все делающие достойное тьмы. О даровании сего—то (света) просить Давид не ради своих дел, но ради милости Божией (в Катен). Феодорит: Когда будет мне Твое явление, тогда печальное исчезнет.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Ст.17 Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостию Твоею
Т.е. воззри на меня милостиво, явись мне с благостию и помощию Твоею. «С Твоим пришествием тотчас прекратится все скорбное» (Св. Афан. и бл. Феод. Под. Пс. 4:7, 66:2, 117:27, 118:135).
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Псалом 30-й весьма близок сердцу людей, находящихся в состоянии лишений и бедствий; – в особенности же всем находящимся в гонении от сильных врагов, когда создается для гонимых такой террор, что и близкие оставляют их, простые встречные „бегут вон‟ от лица их, и „знаемии‟ страшатся за свое знакомство с ними.Но не впадает в уныние Давид, и нет в нем ропота на Бога, напротив, на Него уповает (3-я часть – ст. ст. 15–19), гонимый и презираемый людьми, – Его молит о спасении, да просветится в этой сгустившейся тьме – лице Его на раба Своего. „Да будут немы уста льстивые, говорящие на праведного беззакония – гордынею и уничижением‟, „да постыдятся нечестивые‟ голосом загнанной, но глубоко в сердце его укоренившейся, справедливости, заклинает он, в крепком убеждении своем, что только один Бог может сделать это.
Как, грехов ради, Бог, по выражению Писания, отвращает лицо Свое, или, аки облак между нами и Собой полагая, не зрит на нас: так и наоборот: когда примиряется, тогда просвещает лицо Свое, то есть – взирает на нас, дабы просветил нас или радостными и благодушными соделать...
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 17–18 Просвети лице Твое на раба Твоего: спаси мя милостию Твоею. Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя: да постыдятся нечестивии, и снидут во ад
В Ветхом Завете заповедано было чрез Моисея пророка, чтобы священники передавали благословение Господне, а с ним вместе и милость Божию людям, чрез возложение на них имени Божия, с произнесением слов: «Да благословит тя Господь и сохранит тя: да просветит Господь лице Свое на тя и помилует тя…» (Чис. 6:24–27; Сир. 50:22). Поэтому и изречение псалмопевца: просвети лице Твое на раба Твоего – выражает моление его о том, чтобы Господь благословил его и явил милость Свою к нему; на что указывает и следующее затем изречение: спаси мя милостию Твоею. Давид, как и другие псалмопевцы, нередко обращается в псалмах своих к милости Господней, которая постоянно предносится пред очами его (Пс. 25:3), на нее он постоянно уповает (Пс. 12:7, 51:10), от нее ожидает себе спасения от окружающих бедствий (Пс. 6:5, 142:12) и помилования от грехов, смущающих его чистую совесть (Пс. 50:1), вообще нравственного и физического оживления (Пс. 118:88, 159). Он даже и называет Бога милостью, как бы олицетворяет Его в виде милости: «Боже мой, Милость моя!» (Пс.58:18). Призвав на помощь себе милость Божию, Давид выражает уверенность, что он не постыдится чрез это призвание: да не постыжуся, яко призвах Тя, – что помощь Божия, на которую он надеется, скоро придет к нему. Но да постыдятся, говорит, нечестивые и да снидут во ад. Под нечестивыми разумеет псалмопевец злых советников Авессаломовых, особенно же Ахитофела, который подал злодейский совет об умерщвлении Давида. Последние слова Давида имеют значение не зложелательства или клятвы, а пророчества: они предсказывают злосчастную судьбу Ахитофела. Этот поистине нечестивый человек не имел ни веры в Бога как всесильного Мироправителя, ни любви к закону Его, ни чувства почтения к царю как помазаннику Божию, а потому, как имеющий власть и влияние при дворе царя, он употребил во зло эти преимущества и вместо того, чтобы отговорить и удержать от противозаконного увлечения сына царева, он, напротив, поддерживал это неразумное и беззаконное увлечение и стал первым советником Авессалому на разные злодеяния; а когда, по устроению воли Божией, его злому совету предпочтен был совет другого (Хусия), он, не стерпев стыда и унижения от сильной злобы и гордости, пришел в отчаяние, уединился в доме своем и чрез повешение лишил себя жизни (2Цар. 17:23). Не менее печальная участь постигла и самого Авессалома (2Цар. 18:9, 15, 17). Таким образом, эти нечестивые были постыжены перед Богом и людьми и сами себе открыли дорогу во ад.