العهد الجديد: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
31:11 عِنْدَ كُلِّ أَعْدَائِي صِرْتُ عَارًا، وَعِنْدَ جِيرَانِي بِالْكُلِّيَّةِ، وَرُعْبًا لِمَعَارِفِي. الَّذِينَ رَأَوْنِي خَارِجًا هَرَبُوا عَنِّي.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящии мя вон бежаша от мене
От всех враг моих бых поношение. Враги мои, говорит, поносили меня; знаемые мои боялись меня, и видящие бежали от меня; потому что великое показал я покаяние, изнуряя себя во вретище и пепле, день и ночь проливая слезы, а потому, когда бежали они, был я в забвении, как действительно мертвый, казался подобным сосуду погубленному. Выражение же: от всех — не имеет значения паче всех, но значит: поносим был всеми, т. е. врагами. Так говорит и Акила: для всех врагов моих сделался поношением.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящии мя вон бежаша от мене
«От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим». Враги мои, говорит Пророк, благодушествуют, а я смешен, соседи надо мною издеваются, знакомые меня боятся. И яснее выражая сие, присовокупил:
«Видящии мя вон бежаша от мене», потому что боятся быть вместе со мною, чтобы не впасть в руки врагов моих.
Евфимий Зигабен (†1118)
От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящии мя вон бежаша от мене
От всех враг моих бых поношение
У всех, говорит, врагов моих я был в поношении или уничижении, потому что они меня поносили, как немужественного и не великодушного за мое бегство, и как побежденного за мои грехи.
И соседом моим зело
Я был, говорит, в излишнем поношении и посмеянии у язычников соседних и смежных с моим царством. Ибо как они прежде завидовали моему счастью, то теперь, нашедши случай, они безжалостно смеются надо мною по причине несчастий и бедствий моих.
И страх знаемым моим
Сами, говорит, друзья и знакомые мои боятся обращения со мною, чтобы не подвергнуть опасности жизнь и честь свою за дружество и близость со мною.
Видящии мя вон бежаша от мене
Кто только, говорит, видит меня, или встречается со мною на дороге, бежит с нее, чтобы не подать подозрения в содружестве со мною, и не подвергнуться всему от Авессалома.
По другому истолкователю это могло быть говорено и от лица Спасителя во время страдания Его, когда враги иудеи поносили Его, а знакомые и ученики Его бежали от страха их, и когда верховный Петр отрекся, а другой предал Его. Кирилл говорит: знакомые мои боялись, чтобы я не погиб и не умер по причине чрезмерного раскаяния и бедствия моего и видевшие меня бежали прочь, отчаявшись в моей жизни, ибо я уподоблялся мертвецу. Быть может еще и то говорили, что я рехнулся ума, и потому уже не люблю жизни своей. Bcе таковые слова Давида и бедствия должны быть примером для тех, которые хотят истинно покаяться и получить прощение грехов своих (у Никиты).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящии мя вон бежаша от мене
Давида избегали знающие его. Это понятно: его преследовал Саул, как своего личного врага, и близкие отношения к Давиду, и сношения с ним кого-либо из евреев могли бы вызвать подозрения со стороны Саула в покровительстве ему и тем навлечь гнев царя.
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Злость врагов моих сделала то, что я стал быть уже в смех соседям, и в страх знаемым и друзьям: ибо многие, видя меня бегущего, сами побежали от меня, т. е. – совсем оставили, боясь лишиться жизни, ежели бы присоединились ко мне. И тако „забвен... от сердца‟, т. е. так меня забыли все, что аки бы давно я умер и погребен был, – ибо мнили, что я совсем уже погиб. „Был сосуд погублен‟: все... презрели меня – наподобие сосуда разбитого и ни к чему негодного (который нужно только выбросить – Е. Д.), я сам слышал многих поносящих и ругающих меня, разумея здесь по арх. Иринею, кажется – Семея (1Цар.16)... Аки бы сказал Пророк: „в то самое время, когда здесь, в личном моем присутствии, слышу я злословящих и ругающих меня, то тем паче, находясь там, в Иерусалиме, они составляют „советы умертвить меня‟ (Ириней).
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 12–13 От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящий мя вон бежаша от Мене. Забвен бых яко мертв от сердца: бых яко сосуд погублен
В этих словах псалмопевец продолжает изображать бедственное свое состояние, в каком находился в смутные времена при Сауле и Авессаломе. В те дни, говорит он, много было врагов у меня, и для всех них я служил посмешищем: как кто хотел и как мог, – все поносили и злословили меня. Соседние евреям народы, которые прежде завидовали счастью и воинским успехам моим, теперь, узнав о моем изгнании и бегстве, нашли случай безжалостно (зело) смеяться надо мной. Даже самые близкие знакомые и друзья мои, и те боятся встретиться со мной, чтобы не навлечь на себя, со стороны врагов моих, подозрения в близости и содружестве со мной и чрез то не подвергнуть себя опасности потерять честь и даже лишиться жизни. Завидя меня и опасаясь встречи со мной, вон бежаша от Мене. Многими из таковых я совсем забыт был и изгнан из сердца (забвен бых яко мертв от сердца), лишился места в их сердце, как умерший, о котором забывают, и стал для них подобен разбитому сосуду: бых яко сосуд погублен.