Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением
Немы да будут устны льстивыя. Умоляю о том, чтобы онемели враги. А это будет, если просветишь лице Твое.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением
Пророк предрекает здесь смерть Ахитофелу, который, будучи другом и советником Давида, обнаружил давнее притворство, подвиг язык на несделавшаго ему обиды. Совет же его справедливо назвал «гордынею и уничижением»; потому что сына возбуждал против отца, к совершению убийства.
Евфимий Зигабен (†1118)
Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением
Коварными называет уста Ахитофела, как скрывавшие древнее коварство, которое он имел против Давида, и не обнаруживавшие сего дотоле. Они то и онемели, потому что он, спустя немного времени, удавился. А праведным Давид называет самого себя, как не обидевшего ни Авессалома, ни Ахитофела, ни какого либо друга и сообщника их. Беззаконием—называет совет против Давида, данный Авессалому Ахитофелом: он был беззаконный, поелику подстрекал сына к умерщвлению отца его. Гордынею, так как Ахитофел с надменностью говорил, что он может пойти на целую ночь и, напавши на войско Давида, умертвить его; уничижением—поелику Ахитофел поносил и уничижал Давида, как написано: и сказал Ахитофел Авессалому: изберу себе двенадцать тысяч мужей, встану и пойду в погоню за Давидом ночью и настигну его; и как он утружден и с ослабевшими руками, то я устрашу его; и весь народ побежит с ним и я поражу одного только царя, а весь народ возвращу к тебе, подобно тому как возвращается невеста к мужу своему; так как и ты ищешь души одного мужа, тогда всему народу будет мир» (2Цар. 17,1).
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением.
Сие глаголет пророческим духом о злых советниках Авессаломовых, а наипаче о Ахитофеле, который был главный советник Авессаломов, подавший зловредный совет против Давида; но Богу разрушившу совет его, посрамлен был: ибо не стерпя стыда, удавился, и тако низшел во ад нечестивый сей, и уста его вечным молчанием заградилися, как повествуется во второй книге Царств, в гл. 17. Впрочем прилично нарицается Ахитофел нечестивым, понеже сына к отцеубийству склонял: и уста его прилично также нарицаются льстивыми, Поелику чрез долгое время притворялся быть верным другом Давиду; но как скоро представился случай, тотчас вероломство свое изменою доказал. Следующия слова, устны глаголющия на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением, показывают, что льстивыя уста клеветников достойно и праведно наказаны вечным молчанием; понеже ложь глаголали против невиннаго Давида, который никакой обиды не сделал ни Ахитофелу, ни Авессалому, ни сообщникам их, кои глаголали беззаконие гордынею и уничижением, то есть, составили совет беззаконный с величайшею гордостию и презрением. Ибо сия проклятая гордость делает людей толико дерзкими, что они готовы бывают сделать всякую несправедливость.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Ст.19 Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое, с гордостию и презрением
Праведником называет себя Давид по отношению к Саулу и его нечестивым советникам, пред коими Давид был прав, невинен. «Пророк, – говор. бл. Феод., – предрекает здесь смерть Ахитофелу, который, будучи другом и советником Давида, обнаружил давнее притворство, подвиг язык на несделавшего ему обиды. Совет же его справедливо назвал гордынею и уничижением; потому что сына возбуждал противу отца к совершению убийства».
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Речь здесь об Аритофеле... „уста его прилично нарицаются льстивыми, так как долгое время притворялся он быть верным другом Давиду. Слова: „немы да будут устны... уничижением‟, показывают, что льстивые уста клеветников достойно и праведно наказаны будут вечным молчанием... Сия проклятая гордость делает людей столь дерзкими, что они готовы бывают на всякую несправедливость‟ (архиеп. Ириней (Клементьевский).
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением
Выражением устны льстивыя указывает псалмопевец опять на того же Ахитофела, о котором шла речь в предыдущем стихе. Этот беззаконный и гордый человек состоял в числе людей близких к царю и льстивыми словами и речами долгое время притворялся верным другом Давида, но как скоро представился случай, он тотчас же изменою ему доказал свое вероломство и лицемерие. А потому словами: немы да будут устны льстивыя и проч. – пророк ясно показывает, что льстивые уста клеветников достойно и праведно наказаны будут вечным молчанием (во аде немы); потому что они изрыгали ложь и хулу против неповинного Давида, не сделавшего никакой обиды, никакого зла ни Ахитофелу, ни Авессалому, ни сообщникам их, которые глаголали на праведного беззаконие гордынею и уничижением, т.е. составили против законного царя Давида беззаконный совет, с величайшею гордостью и презрением. Таково свойство гордости, что она делает людей настолько дерзкими, что они готовы бывают говорить и делать всякую несправедливость.