Скрыть
Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 99-100 Паче всех учащих мя разумех, яко свидения Твоя поучение мое есть. Паче старец разумех, яко заповеди Твоя взысках

Царям свойственно учить, а подчиненным – учиться. Саул царствовал, да и по возрасту он был старейшим. Но, однако, ни обладание царством, ни возраст – не умудрили его, и он искал убить благо­детеля. А великий Давид уже в положении подданного и в юном возрасте возлюбил любомудрие и не хотел ни быть зачинщиком неправого дела, ни отвечать насилием на насилие. Этой самой мысли держится и пророк здесь. Впоследствии учители закона и книжники, желавшие пользоваться от людей названием «равви», учили тому, что было незаконно; апостолы же проповедовали, разумея истинное знание по свидетельству закона и пророков. Вот к этим-то учителям иудейским относится название старцев, так как по времени они прежде апостолов; но апостолы превзошли их в уразумении как закона, так и пророков, постигая их духовный смысл. Потому и заповеди Божии были поняты апостолами в их настоящем смысле.

Беседы на псалмы. На псалом 118

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Паче всех учащих мя разумех, яко свидения Твоя поучение мое есть». «Паче старец разумех, яко заповеди Твоя взысках». Царям свойственно учить, а подданным – учиться. Царствовал Саул, и был старше летами; однакоже ни царская власть, ни преимущество возраста не сделали его целомудренным, но возжелал он умертвить благодетеля. А великий Давид, принадлежа еще к числу подданных и находясь в юном возрасте, возлюбил любомудрие, и не восхотел, ни сам поднять руки для обиды, ни мстить обидящим.

Варсонофий Великий, прп. (†563)

Умудрись же более всех учащих тебя соблазнам демонов и будешь всегда привлекать к благому душу и помыслы твои, и не заключай с ними союза, ибо они всезлобные иноплеменники, и наследуешь землю израильтян, о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки, аминь.

Руководство к духовной жизни. Вопрос 222

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Паче всех учащих мя разумех, яко свидения Твоя поучение мое есть

Нет ничего дивного оказаться умудренным заповедию Божиею паче враг, но то дивно, что пророк, поучаясь в законе Божием, стал сведущее и разумнее всех учителей своих. Кто эти учители и как пророк превзошел их разумением?

Первого не сказывает пророк. Но кто бы они ни были, а все же люди, и пророк лучше их разумел, потому что после них взял его к Себе под науку Свою Господь, как сказал он пред сим. Так как Господь умудрил его заповедию, то он стал не только мудрее врагов, но разумнее и самих учителей своих – людей. Посему в этих словах выражается не какое-либо самовозношение или гордое мнение о себе пророка, а исповедание милости Божией в том, что Он, по благодати Своей, дал ему разуметь полнее и совершеннее волю Свою, нежели как передавали ее ему учители. Святой Амвросий говорит: «Слова сии могли бы показаться неуместным притязанием, если бы пророк не предпослал им сказанного пред сим, что умудрил его Господь. Тому, кого учила сама Премудрость, и нельзя было не разуметь паче всех. Потому-то и в другом месте говорит он: блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его».

Когда Господь поучает кого-либо, то разверзает ум и влагает в него сокровища ведения, или берет дух человека и вводит его в непосредственное созерцание открываемых ему вещей. Ум под действием Божиим видит, что угодно Господу показать ему, так же определенно и ясно, как глазами чувственными видит человек днем находящиеся пред ним в известном расстоянии вещи. И все это может совершиться мгновенно, и мера открываемого и созерцаемого может быть так велика, что его не вместит никакое человеческое слово. Так видел святой Павел, восхищенный до третьего неба; так зрели апостолы, когда Господь, явясь по воскресении Своем и дуновением сообщив им Духа, разверз их ум разумети Писания. В одно мгновение ум их узрел все, сокрытое в ветхозаветном Писании о совершившихся новозаветных событиях. И Господь вслед за тем только сделал общий вывод из того, что узрели апостолы: тако подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою. Так мгновенно и полно открывает Господь небесное и всем, кого считает того достойным.

Но такие просветления ума необычайны. Обычный порядок обогащения ума ведением Божественным, и при непосредственном содействии тому Господа, есть просветление ума при изучении откровения, уже данного. Пророк и говорит, что он разумел паче учащих, яко свидения Твоя поучение мое есть. Трудился над изучением свидений Божиих с верою и молитвою, и Господь, видя усердие его и любовь, влагал в ум его такое постижение написанного, какое недоступно для своеличных усилий ума. Некто сказывал, что иногда, в час молитвы, ум его входит в созерцание Божественных истин, такое ясное и определенное, какого дотоле не давало ни свое исследование, ни прочитывание исследования других. Отсюда можно заключить, что истинное ведение откровенного и бывает только то, которое вселяется в ум именно этим путем. Труд исследования и углубления в свидения подготовляет, а благодать, в час молитвы, завершает ведение, просветляя ум созерцанием и печатлея зримое им в сердце. Всякое другое учение есть внешнее: одно это внутренне, духовно, Божественно и многоплодно.

Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном

Евфимий Зигабен (†1118)

Паче всех учащих мя разумех (разумен стал), яко свидения Твоя поучение мое есть

Я, говорит, стал умнее даже учителей моих: потому что закон Твой составляет непрерывное поучение мое; а он способен к просвещенно и умудрению человека.

Оригена: Божественное Писание прежде принадлежало Иудеям, которым вверены были слова Божии; они считают себя учителями, так как они первые получили закон и пророков. Итак, мы, как произошедшие из язычников, говорим: я разумнее стал всех учащих меня. Почему? Потому что свидетельства Твои поучение мое составляют: я нахожу новейшие свидетельства, нежели часто упоминаемая свидетельства; ибо поучение мое составляют свидетельства Иисуса Христа. Сии-то свидетельства я получил; почему и стал мудрее всех учащих меня. Евсевия: Хотя и говорит в одном месте Спаситель: ученик не выше учителя, и раб не выше господина своего; но на это заметим, что сие сказано Спасителем после того, как Он, наперед объяснившись, сказал определенно: не называйте себе учителем никого на земле: ибо у вас один учитель сущий на небесах. Итак, в отношении к тому-то Учителю ученик не выше Его, а означаемые здесь многие учителя не таковы, но такие, над которыми ученик часто становится выше чрез усиленнейшее и непрерывное упражнение в слове Божием.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 98-100 Паче враг моих умудрил мя еси заповедию твоею, яко в век моя есть. Паче всех учащих мя разумех, яко свидения твоя поучение мое есть. Паче старец разумех, яко заповеди твоя взысках

Руководство заповедью Господа делает юношу разумнее учителей, сведущее старцев и мудрее врагов. Здесь указание, что псалом написан после устранения некоторых препятствий, какие встречались евреям во времена Ездры. Оставаясь преданными закону Бога, веруя в его помощь, истинные и благочестивые ревнители о благе народа не прекращали заботы о благоустроении его жизни и эти заботы часто увенчивались успехом, хотя встречали прямое противодействие со стороны врагов самарян и неодобрение со стороны учителей-старцев (см. Агг 1 гл.), которые подрывали энергию строителей второго храма и в некоторых нестроениях жизни видели знаки отвержения своего народа Богом, почему предвещали неудачу всем их предприятиям.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Паче всех учащих мя разумех, яко свидения твоя поучение мое есть

См. Толкование на Пс. 118:97

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible