Скрыть
Откровения Твои, которые Ты заповедал, – правда и совершенная истина.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Заповедал еси правду свидения Твоя… После сих свидетелей — неба и земли и иных еще свидетелей, заповедал еси свидения, как сущую правду и самую очевидную истину. Даже не ослабил свидетельства их; то есть, весьма прямые правила судов Твоих показывают Твою правду. Поэтому, свидения Твои суть Божественные Писания: они — правда по нравственным заповедям и истина по смыслу заключенному в словах.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 137-138 Праведен еси, Господи, и прави суди Твои: заповедал еси правду свидения Твоя, и истину зело

Все, Господи, устраиваешь Ты справедливо: и о людях заботишься, и делателей правды привлекаешь. Ты и закон дал, и нарушителям его открыл, какие наказания они навлекут на себя, и соблюдающим его обещает благое воздаяние, и обещания Свои подтверждаешь делами; последнее именно выражается в словах: «совершенную истину». Назначен у Господа день, когда Он будет судить вселенную и воздавать «каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» (Римл.2:6–9). Выражением же: «совершенную истину» – он обозначил непреложность исполнения дела.

Беседы на псалмы. На псалом 118

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Заповедал еси правду свидения Твоя, и истину зело

С высоты созерцания праведности Божией нисходя к заповедям, засвидетельствованным словом уст Его, пророк исповедует, что они, будучи и сами по себе праведны и истинны зело, дают нам прямейшее, вернейшее и непреложнейшее правило жизни. Мысль та же, что и в предыдущем стихе, но там пророк вниманием своим стоял на праведности Божией, а здесь стоит на правде и истине заповедей, впрочем так, что как там видел он в праведности Божией правоту заповедей, так и здесь в заповедях видит правоту Божию, исповедуя, что они так же непреложно правы и истинны, как непреложно праведен Сам Бог, утвердивший свидетельством Своим столь высокое их достоинство. Святой Афанасий Великий пишет: «Ты заповедал свидения, как сущую и самую очевидную истину. В высшей степени прямые правила судов Твоих показывают правду Твою. Свидения Твои суть Божественные Писания: они – правда по нравственным заповедям, и истина по смыслу, заключающемуся в самих словах».

Правы и зело истинны заповеди потому, что они совершенно соответствуют естеству нашему, нашему настоящему состоянию и разнообразным обстоятельствам и положениям жизни нашей; вследствие сего на исполняющего их они низводят глубокий внутренний мир, дают ему твердость при неприятностях, незаметно выводят из запутанностей, ведут прямо к цели и вводят в блаженную вечность. Такие убеждения о достоинстве заповедей Божиих носил пророк в сердце своем, и такие хочет он поселить в сердце нашем, ибо в этом убеждении основа прочности нравственной жизни и мужество к неуклонному шествию путями ее. Как всякий предприниматель, уверившись в верности своего плана, идет к цели и прилагает к делу придуманные средства, не смущаясь никакими препятствиями, в уверенности, что достигнет искомого, так мужественно идет путем заповедей тот, кто глубоко в сердце содержит убеждение, что путь их есть единственно верный путь и что, шествуя им, несомненно придет он к вожделеннейшей цели – вечному блаженству.

Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном

Евфимий Зигабен (†1118)

Заповедал ecи правду— свидения Твоя, и истину зело

Ты, говорит, Господи, повелел людям хранить Твои заповеди, потому что они суть действительная правда и истина. Или говорит, что Ты, Господи, дал в повелениях Твоих свидетельства весьма праведные и истинные; потому что закон воздает каждому должное, и добродетельному и грешнику; почему Он истинен в обещаниях своих.

Феодорита: Праведно, Владыко, Ты распоряжаешь всем, когда и о людях печешься, и желая сделать их делателями правды, Ты и закон дал им, и преступникам его свидетельствуешь, какое понесут они наказание, и хранителям его обещаешь воздать блага, и утверждаешь обещания свои самым делом; ибо это значат слова: истину сильно. Дидима: Посему правы суды Твои; поелику, будучи праведен, Ты судишь всем, принявшим суды Твои по самым правым уставам правды. Сии слова: праведен Ты, Господи, и правы суды Твои, по преданию истории произносил царь Маврикий, при избиении как жены его, так и каждого из детей его (пред его глазами неприятелем).

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

138. Откровения Твои, которые Ты заповедал, – правда и совершенная истина. 

Заповедал еси правду свидения Твоя, и истину зело. Под свидениями разумеется закон Божий, который проявляет правду в обещании наград и наказаний, а истину в том, что подтверждает это делами(Бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 137-144 Праведен еси, Господи, и прави суди Твои: Заповедал еси правду свидения Твоя, и истину зело. Истаяла мя есть ревность Твоя: яко забыша словеса Твоя врази мои. Разжжено слово Твое зело, и раб Твой возлюби е. Юнейший аз есмь и уничижен: оправданий Твоих не забых. Правда Твоя правда во век, и закон Твой истина. Скорби и нужды обретоша мя: заповеди Твоя поучение мое. Правда свидения Твоя в век: вразуми мя, и жив буду

Восемнадцатое осмистишие идет под буквою Цаде – «бок, сторона». Так как у пророка дело идет все о заповедях, то в этом осмистишии надо искать указания разных сторон или самых заповедей, или их отношения к нам. Здесь указываются стороны сего последнего. Можем себе представить в средине корпус заповедей, к которому можно подходить с востока, запада, севера и юга. С каждой стороны отношение к ним выражается особым расположением. С востока станет вера – уверенность, что заповеди Божии суть правда и истина непреложная (ст. 137–138); с запада – исходящая из этой уверенности ревность об исполнении всех этих заповедей и своя к ним любовь (ст. 139–140); с севера – смирение с надеждою (ст. 141–142); с юга – терпение всего находящего из-за верности заповедям. Таково содержание сего осмистишия.

Праведен еси, Господи, и прави суди Твои: Заповедал еси правду свидения Твоя, и истину зело

Пророк исповедует праведность Господа, выставляя убеждение, что ничто неправое не может исходить из уст Божиих: Праведен еси, Господи; но исповедует это не в виде отвлеченного созерцания, а как основание правости судов Божиих. Суды Божии означают и присуждения вообще, то есть все, чему быть присуждает Бог. Это вводит в область Промышления Божия и исполняет успокоением в преданности воле Божией. Но поелику здесь речь идет о заповедях, как видно из нижеследующего стиха, сходного по содержанию своему с настоящим, то ближе будет под судами разуметь присуждения, коими Бог определяет, как должно нам жить, – определяет, т.е., не участь нашу, а то, как надо нам действовать, независимо от нашей участи. К этой мысли приводит нас и греческое слово, отвечающее слову правы: – прямы, – прямы, т.е., пути, которые указывают нам заповеди Твои, Господи, прямо ведут они к цели. В этих двух стихах пророк выражает уверенность в правости и истине заповедей. В первом почерпает он эту уверенность из созерцания праведности Божией, а во втором – из уразумения свойств самих заповедей. Прямы, говорит, указания заповедей Твоих, Господи, потому что Ты Сам праведен, и ничто неправое и непрямое не может получить от Тебя одобрения. Сколько уверен я в том, что Ты праведен, столько же уверен и в том, что прямы пути, указываемые Тобою в заповедях.

Пророк исповедует, что они, будучи и сами по себе праведны и истинны зело, дают нам прямейшее, вернейшее и непреложнейшее правило жизни. Мысль та же, что и в предыдущем стихе, но там пророк вниманием своим стоял на праведности Божией, а здесь стоит на правде и истине заповедей, впрочем так, что как там видел он в праведности Божией правоту заповедей, так и здесь в заповедях видит правоту Божию, исповедуя, что они так же непреложно правы и истинны, как непреложно праведен Сам Бог, утвердивший свидетельством Своим столь высокое их достоинство. Св. Афанасий Великий говорит: «Ты заповедал свидения, как сущую и самую очевидную истину. В высшей степени прямые правила судов Твоих показывают правду Твою.

Свидения Твои суть божественные Писания: они – правда по нравственным заповедям, и истина по смыслу, заключающемуся в самых словах». Правы и зело истинны заповеди потому, что они совершенно соответствуют естеству нашему, нашему настоящему состоянию и разнообразным обстоятельствам и положениям жизни нашей; вследствие сего, на исполняющего их они низводят глубокий внутренний мир, дают ему твердость при неприятностях, незаметно выводят из запутанностей, ведут прямо к цели и вводят в блаженную вечность.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible