Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 118:82
- 0
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
- 148
- 149
- 150
- 151
- 152
- 153
- 154
- 155
- 156
- 157
- 158
- 159
- 160
- 161
- 162
- 163
- 164
- 165
- 166
- 167
- 168
- 169
- 170
- 171
- 172
- 173
- 174
- 175
- 176
Истаевают очи мои о слове Твоем; я говорю: когда Ты утешишь меня?
Святые отцы
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Исчезоша очи мои в Слово Твое. Разумеет Господа нашего Иисуса Христа. Ибо Его, по слову Апостола, Ходатая имамы ко Отцу: и Той есть очищение о гресех наших (1Иоан. 2,1-2). Глаголюще: когда утешиши мя? Ибо когда приидет ко мне Слово, тогда утешусь.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Исчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя
Словом называется и божественное обещание, и боговдохновенное Писание. Значит, изнемогает не только тот, кто ждет исполнения божественного обещания и избавления от постигших бедствий, но и тот, кто живет божественными словами и желает вполне усвоить себе их и это усвоение считает для себя утешением и радостью. Но к этому он только стремится, ожидаемое же им утешение дано в евангельском слове, когда Сам Спаситель утешил нас, явившись на земле и сказав: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28); «ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:30).
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Исчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя?» Здесь «словом» называется и Божие обетование, и Богодухновенное Писание. Посему исчезает не только тот, кто ожидает исполнения Божия обетования и прекращения облежащих его зол; но и тот, кто читает словеса Божии, и желает в точности дознать смысл их, в обретении же онаго предполагает для себя утешение и ободрение.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Исчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя
«Здесь, толкует блаженный Феодорит, словом называется обетование Божие. Исчезает в него тот, кто ожидает исполнения Божия обетования и прекращения облежащих его зол».
И в обычной речи говорят иногда о том, кто долго ждет кого-либо с сильным желанием его видеть: «глаза просмотрел». Так тяготимый скорбию, молитвенно обращая очи свои к Богу, просит и ждет помощи, – ждет дни, месяцы и годы, а помощь все не приходит. Как же ему не возопить: когда утешиши? Этим выражается не оскудение упования, а сила желания. Прилично было взывать так тому мученику, которого двадцать восемь лет мучили; измучат – и опять в темницу; чуть-чуть оправится, опять мучат – и опять в темницу; прилично было и трицативосьмилетнему расслабленному, у которого каждое лето пред глазами получал кто-нибудь исцеление, после него заболевший и не столь долго лежавший при купели; прилично было иерихонскому слепцу, сидевшему при пути и насилу дождавшемуся того, чтобы мимо его проходило спасение его. И в слове пророка, и в этих примерах слышится сильный урок нам – не оскудевать упованием при нескором исполнении прошений об избавлении от гнетущих нас нужд и, взывая: когда, Господи, утешиши? – не терять упования.
Вышепоименованные святые отцы разумеют и это место о душе, ищущей спасения в Господе. Но когда душа прилепляется к Господу и имеет Его в себе, так чего же еще желать ей? – Одного: полнейшего исполнения того, чего ожидает она от Господа. Кающемуся изрекается всепрощение в таинстве покаяния; но чувство прощения, или внутреннее удостоверение, что грехи прощены, приходит не скоро. Сокрушающемуся о том духу прилично вопить: когда утешиши? Один старец заключил большую покаявшуюся грешницу в келлии и, по истечении трех лет, сказал ей: «Бог открыл мне, что прощены все грехи твои». В этот промежуток времени не уместно ли ей было взывать: когда утешиши? Что идет к покаянию, то и ко всякому дарованию духовному о Христе Иисусе. Ни одно не дается, или не присвояется, душе тотчас: всему свое время; и утверждение во всякой добродетели приходит в свое лишь время. Ничего не восхитишь самовольно из руки Господней: ищи, молись, жди, – отсюда и вопль: когда утешиши? Блаженный Августин пишет: «Словами – когда утешиши пророк показывает, как тягостно замедление получения желаемого. Но дающий замедляет даянием ради того, чтобы тем приятнее было получение и тем бдительнее соблюдаемо было полученное. Господь знает, что когда кому дать, ибо Он всегда все располагает мерою, весом и числом».
Святой Амвросий вопль – когда утешиши относит к душе, возжелавшей благодати созерцания. Деятельное совершенство есть первая ступень христианской жизни, а созерцание – вторая, высшая. На нее восходят по очищении души, но не сами собою, а возводятся Господом и благодатию Духа. Между тем возжелавший его и сам устремляет туда око ума своего; но, при всем напряжении, сам ничего не видит. У Господа же и благодати Его всему свое время. Отсюда вопль: когда утешиши? Все тайны Божии открыты в слове Божием, но постигаются только тогда, когда благодать дает их постигнуть. Внезапно узревает ум в слове то, чего прежде не видал нем, хотя и несколько раз читал и обдумывал его.
Евфимий Зигабен (†1118)
Исчезоша (истощились) очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя
Изнемогли, присовокупляет, и расстроились мысленные глаза души моей, взирая постоянно на закон Твой, при том изнемогли, ожидая, когда утешишь и вразумишь меня, открыв сокрытое в заповедях Твоих богатство.
Феодора: Тем словом, которым имел быть утешен, называет Господа нашего Иисуса Христа; ибо Он утешитель наш от Отца; Он очищение о грехах наших по словам Иоанна: Его-то ожидая с сокрушенными очами душа и всецело занимаясь взиранием на Него, просит удостоить утешения своего, как сказал Евсевий. Феодорита: Словом называется Божие обещание и богодухновенное Писание. Итак, исчезает не только тот, кто ожидает Божия обещания и надеется прекращения обременяющих его зол, но и тот, кто занимается Божиим словом и желает в точности узнать смысл его, и открытие его считает своим утешением и успокоением.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Исчезоша очи мои в слово Твое. Т.е. душа моя томительно ожидает не только исполнения обетований Твоих о мне и прекращения зол, но желает в точности познать смысл словес Твоих (Бл. Феод.). По Афанасию, «когда придет ко мне Слово (Спаситель мира), тогда утешусь».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 81-83 Изчезает во спасение твое душа моя, на словеса твоя уповах: изчезоша очи мои в слово твое, глаголюще: когда утешиши мя? зане бых яко мех на слане: оправданий твоих не забых
Изображение тяжести переживаемых писателем нестроений жизни. - «Мех в дыму», точнее, мех на морозе, который от того твердеет, ломается и делается от него дым. «Мороз» здесь образ бедствий евреев, изнуривших последних.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 81-88 Исчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах. Изчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя? Зане бых яко мех на слане: оправданий Твоих не забых. Колико есть дний раба Твоего? Когда сотвориши ми от гонящих мя суд? Поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи. Вся заповеди Твоя истина: неправедно погнаша мя, помози ми. Вмале не скончаша мене на земли: аз же не оставих заповедий Твоих. По милости Твоей живи мя, и сохраню свидения уст Твоих
Одиннадцатое осмистишие идет под буквою каф – «ладонь». Ладонью дают пощечину, оскорбительную для того, кто ее получает; и ладонью прикасаются к щеке любимого человека, чтобы приятнее поцеловать его. Таким образом, ладонь есть и орудие обиды и оскорбления, и орудие любви самой теплой. Такое заглавие очень идет к этому осмистишию, так как в нем пророк представляет лицо оскорбляемое, теснимое неправедно и обращающееся к Богу в уповательной молитве о помощи и заступлении. Он говорит как бы так: бьют меня, – приласкай же Ты меня, Господи. Все, что здесь говорится, очень приложимо к Иову, к св. мученикам и, во многих чертах, к борющимся со страстьми и похотьми.
Ст. 81–82 Изчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах: изчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя
Изчезает во спасение, то есть сильно желает душа моя получить спасение от Тебя, Господи, и притом так сильно, что доходит до исступления. «Желающие чего-либо сильно, – говорит блж. Феодорит, – но лишаемые желаемого, говорят о себе, что они как бы исчезают. Так бывает с томимыми сильно жаждою и не имеющими воды; так бывает с теми, которые с часу на час ждут возвращения кого-либо из знакомых и, не видя его прибытия, исчезают от желания, как бы истомляются, так и борющиеся с какими-либо несчастиями исчезают» [6, с. 589–590]. «На словеса Твоя уповах, то есть на обетование», – поясняет св. Афанасий. При объяснении сего св. Амвросий ставит вопрос: «Что значит исчезает во спасение душа?» И так на него отвечает: «Душа, прилепившаяся к Господу, как бы перестает быть душею, а бывает «един дух с Господом» (1Кор. 6:17). Святой и богобоязненный ничего не желает, кроме спасения Божия, которое есть Христос Господь: только Его вожделевает он, Его желает, к Нему устремляется всеми силами, Его греет в лоне ума своего, Ему открывается и пред Ним изливает душу свою, и одного только боится: как бы не лишиться общения с Ним. Кто, исчезая в себе, прилепляется к Нему, тот теряет свое и восприемлет Божеское, вечное, успокаивающее».
в следующем стихе (82) говорит, что очи его, молитвенно устремленные к Богу и к слову Его, в продолжительном терпении ожидавшие помощи и утешения от Бога, тоже исчезали, выражая нетерпеливое чувство: когда утешиши мя? «Здесь, – толкует блж. Феодорит, – словом называется обетование Божие. Исчезает в него тот, кто ожидает исполнения Божия обетования и прекращения облежащих его зол». И в обычной речи говорят иногда о том, кто долго ждет кого-либо, с сильным желанием его видеть: «Глаза просмотрел». Так тяготимый скорбию, молитвенно обращая очи свои к Богу, просит и ждет помощи, – ждет дни, месяцы и годы, а помощь все не приходит. Как же ему не возопить: Когда утешиши? Этим выражается не оскудение упования, а сила желания.