Скрыть
Ревность моя снедает меня, потому что мои враги забыли слова Твои.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Истаяла мя есть ревность Твоя: яко забыша словеса Твоя врази мои. В какую ревность приходил я, как скоро видел кого-либо, забывщего словеса Твои! И не просто приходил в ревность, но истаявал от ревнования по Тебе, если видел забывающих словеса Твои. Об этой ревности, от лица Господня выраженной во псалме, помянута ученицы, яко ревность дому Твоего снеде мя (Пс. 68,10; Иоан. 2,17).

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Истаяла мя есть ревность Твоя, яко забыша словеса Твоя врази мои

Преданных беззаконию пророк оплакивает, а законо­дателя видя оскорбляемым, справедливо негодует. Такая ревность прославила Финееса; она сделала славным великого Илию; ею пламе­нея, добропобедный Стефан обличил неверие иудеев. Этот стих выражает ту же мысль, что и один из предшествующих: что там говорил он: «Источники вод… извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего» (Пс.118:136), то и здесь разумеет: «истаяла меня… ревность по Тебе, ибо забыли слова Твои враги мои». Таков был, как я сказал, Финеес, поразивший блудника: «и (это) вменилось ему в праведность» (Пс.105:31). Таков был божественный Павел, в самом себе носивший всего Христа, почему и говорил он: «кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2Кор. 11:29)? И блаженный Лука говорит о нем, что в Афинах возму­щался «при виде этого города, полного идолов» (Деян.17:16)

Беседы на псалмы. На псалом 118

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Истаяла мя есть ревность Твоя: яко забыша словеса твоя врази мои». И живущих в беззаконии оплакивает Пророк, и видя пренебреженным Законоположника, справедливо приходит в негодование. Такая ревность прославила Финееса; она великаго Илию соделала присночтимым; ею воспламененный Стефан обличил неверие Иудеев; ее храня в себе, божественный Павел взывал: «кто изнемогает, и не изнемогаю? кто соблазняется, и аз не разжизаюся?» (2Кор.11:29). И блаженный Лука говорит о нем, что «во Афинах» стеснялся «дух его в нем зрящем идол полн сущь град» (Деян.17:16).

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Истаяла мя есть ревность Твоя, яко забыша словеса Твоя врази мои

Что следует делать уверенному в высоком достоинстве заповедей? – Возлюбить их и ревностно жить по ним. Это и свидетельствует пророк вслед за предыдущим стихом. Но ревность о заповедях не может ограничиваться одним своим личным исполнением заповедей; она ищет, дабы и все другие так ревностно исполняли их, чтобы славилось имя заповедавшего их Господа и жизнь по воле Его являлась господствующею не в той только среде, где живет ревнитель, но и повсюду. Эту-то сторону ревности выражает пророк в настоящем стихе. Истаяла, говорит, мя ревность Твоя. Ревность истинная – огненна; питающий ее горит духом, горит, но не сгорает. Это чувство не разрушительно, хотя многовозбудительно; и, будучи многовозбудительным, не требует неукротимых действований. Все это выражает пророк мягким словом: истаяла мя ревность Твоя, то есть та, которую Сам Господь имеет, так как Он есть ревнитель. Пророк в этом случае выражает подражание свое Господу. Как Господь ревнует о заповедях Своих, желая, чтобы все исполняли их, так и я, так и все старайтесь делать. Или так: ревность Твоя есть ревность по Тебе. Пророк говорит: любя Тебя, Господи, я ревную о Тебе, – о том, чтобы всеми всюду исполняема была воля Твоя и славилось чрез то Пресвятое имя Твое. И то, и другое есть неотлучная принадлежность истинно благочестивого духа.

Ревнующий ревностию Божиею там, где неведома воля Божия, старается распространить ведение о ней, а где она должна бы быть ведома и бывает видимо забыта, скорбит и сокрушается. Прискорбно, говорит, мне видеть, как дерзают забывать волю Твою врази мои. Может быть, пророк указывает этим на личных врагов своих; а может быть, хочет выразить, что забывающие словеса Божии и заявляющие таким образом неприязненное расположение к Богу, являясь врагами Божиими, суть и его враги. Ревность по Тебе, Господи, раздражает ревность против них, как бы они лично против меня враждовали.

Такова любовь. Она не может считать чуждым себе ничего из того, что касается любимого. Оттого ревнует о всем, угодном ему. Святой Афанасий Великий так описывает состояние пророка, изображенное в этом стихе: «В какую ревность приходил я, как скоро видел кого-либо забывающего словеса Твои! И не просто приходил в ревность, но истаявал от ревнования по Тебе, если видел забывающих словеса Твои. Об этой ревности, от лица Господа выраженной в псалме, помянуша ученицы, яко ревность дому Твоего снеде мя». Блаженный Феодорит приводит и другие примеры такой ревности: «Пророк оплакивает и живущих в беззаконии и, видя, как пренебрегают Законоположником, справедливо приходит в негодование. Такая ревность прославила Финееса; она великого Илию соделала присночтимым; воспламененный ею Стефан обличил неверие иудеев; храня ее в себе, божественный Павел взывал: кто изнемогает, и не изнемогаю? Кто соблазняется, и аз не разжизаюся? И блаженный Лука говорит о нем, что во Афинах стенал дух его в нем, зрящем идол полн сущ град».

Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном

Евфимий Зигабен (†1118)

Истаяла мя есть ревность Твоя, яко забыта словеса Твоя врази мои

Когда, говорит, Тебя презирают, Господи, я истаеваю и разрушаюсь от ревности, овладевающей мною по причине презрения к Тебе. Или говорит, что праведный гнев Твой по причине пренебрежения заповедей Твоих иссушает и истребляет меня; потому что беззаконные люди забыли заповеди Твои и не упражняются в них, которые потому только и сделались врагами моими.

Феодорита: Пророк и оплакивает живущих в беззакониях и, видя Законодателя в презрении, справедливо негодует. Такая ревность сделала известным и Финееса, она сделала приснопамятным и великого Илию, который говорил: ревную я, ревную по Господе Вседержителе. От нее сгорал и божественный Стефан, при обличении иудейского неверия. Будучи исполнен ею и богодухновенный Павел произносит к Коринфянам сии трогательные слова: ибо я ревную по вас ревностью Божиею,—и еще: кто соблазняется, за которого бы я не воспламенялся?

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

139. Ревность моя снедает меня, потому что мои враги забыли слова Твои.

Истаяла мя есть ревность Твоя. (Истаяла εξετηξε (от εκτηκω – плавлю, изнуряю и т. п.) – изнурила, измучила меня. Вместо: Твоя – в Еврейском, Вульгате, у Симмаха – моя.) «Не просто приходил в ревность, но истаял от ревнования по Тебе, если видел забывающих словеса Твои» (Свят. Афан. Под. Пс.68:10; Ин.2:17).

Толкование на Псалмы

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible