Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 118:150
- 0
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
- 148
- 149
- 150
- 151
- 152
- 153
- 154
- 155
- 156
- 157
- 158
- 159
- 160
- 161
- 162
- 163
- 164
- 165
- 166
- 167
- 168
- 169
- 170
- 171
- 172
- 173
- 174
- 175
- 176
Приблизились замышляющие лукавство; далеки они от закона Твоего.
Святые отцы
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
Афанасий Великий, свт. (†373)
Приближишася гонящии мя беззаконием. Нападающие на меня преданы, говорит, беззаконию. Ибо не гонит праведного, кто не намерен погрязнуть в беззаконии.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Приближишася гонящии мя беззаконием, от закона же Твоего удалишася
Далеки от божественных законов те, которые хотят преследовать праведного. Так, книжники и фарисеи шли прямо на беззаконие, преследуя апостолов, которым Господь сказал: «и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк.10:16), как сказано: «врагом буду врагов твоих и противником противников твоих» (Исх.23:22). Поэтому и удалились они от закона евангельского, не послушавшись учения апостолов.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Приближишася гонящии мя беззаконием, от закона же Твоего удалишася
Гонящие меня, говорит пророк, беззаконием, или беззаконно, приблизились; к кому, или к чему? – К нему же, готовые схватить его. Беда – как бы так говорит он – над головою, вот-вот поразят меня враги мои; помоги, спаси, – можно доразумевать тут. А почему это так, объясняется следующими словами: потому что они удалились от закона Твоего. В лице моем они преследуют закон Твой; потому-то они враги не мои только, но и Твои. Заступись же, не меня ради, но ради закона Твоего.
Зигабен пишет, что иные читают – не беззаконием приближишася, а к беззаконию. Это и к составу стиха лучше идет, ибо вторая часть прямо будет отвечать первой: к беззаконию близки, а от закона Твоего далеки, – и течению речи более соответствует. Во всем восьмистишии говорится о приближении к норме жизни, указуемой заповедями. В этом же стихе пророк возымел намерение оттенить эту светлую сторону жизни противоположением. Я, говорит, ищу, как бы нрав свой образовать по закону Твоему, как бы приблизиться к нему жизнию; а гонящие меня, люди противоположного направления, заботятся о том, как бы больше и больше преуспевать в беззакониях, сближаться с ними, стать сущим беззаконием. Но чем больше они в этом успевают, тем больше отдаляются от закона Твоего, от той нормы, по которой Ты определил людям образовать нрав свой, удаляются от главной цели человека, и чрез то делаются как бы не человеками.
Зачем пророк поминает здесь об этом? – Для возбуждения ревности своей. Я, говорит, к закону Твоему, Господи, льну, а те – вон куда пошли. Вижу, куда ведет путь их и чем кончатся замыслы их. Отобразят они в себе беззаконие и станут ходячим грехом, а чрез это примут образ отца всякого греха и беззакония, безобразнейшего противника всякому добру, – образ сатаны. Вижу это, и не только отвращаюсь от пути того, но и ужасаюсь его. Уклонение от закона Твоего считаю самым бедственным шагом в жизни. Это то же, что покушение на жизнь, ибо не в теле центр жизни, а в душе; душа же, удаляющаяся от закона Твоего, а чрез то и от Тебя, мертва. Каждый акт удаления такого есть нанесение смертного удара душе. Сознавая это, я и ревную о законе Твоем, и докучаю Тебе о помощи, не обращая внимания на то, каково будет внешнее мое положение.
Евфимий Зигабен (†1118)
Ст. 149-150 Глас мой услыши, Господи, по милости Твоей, по судьбе Твоей живи мя. Приближишася гонящии мя беззаконием (к беззаконию); от закона же Твоего удалишася
Услыши, говорит, Господи, голос мой по милости Твоей, т. е. как Ты милостив, и устрой мою жизнь, как того требует закон Твой, т. е. сделай, чтоб я жил согласно с законом. А те, говорит, которые преследуют меня, чем боле приближаются к беззаконии, тем более удаляются от закона Твоего. Некоторые впрочем списки содержат: ανομιαν, что подает такую мысль, что враги мои приблизили ко мне беззаконие свое, и едва не уловили меня, злоумышляя сие.
Того же Феодорита: Почти так говорит Давид: Ты имеешь много способов, почему можешь оживотворить и недостойных жизни: услышь меня по милости Твоей. И тот кто изобиловал столь многими благами просить удостоения милости, и не неопределенно просит милости, но по суду полезному.
Далеки от законов Божиих те, которые покушаются вести с праведником брани, сказывает Феодорит; ибо отвергающиеся вас, Меня отвергается (Лук. 10. 16); и еще: я буду враг врагом твоим и противник противником твоим (Исх. 23, 22). Оригена: Из сих слов научаемся и познаем, чему подвергнется гонитель праведника: ибо чем более приближается к праведнику с своим гонением, тем более удаляется от закона Божия, а по мере удаления от закона, удаляется и от жизни.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Приближишася гонящии мя беззаконием: от закона же твоего удалишася
В предыдущих стахих сего осмистишия говорится о приближении к норме жизни, указуемой заповедями, а в этом стихе пророк возымел намерение оттенить эту светлую сторону жизни противоположением. Я, говорит, ищу, как бы нрав свой образовать по закону Твоему, приблизиться к нему жизнию, а гонящие меня, люди противоположного направления, заботятся о том, как бы больше и больше преуспевать в беззакониях, вот они уже приблизились, чтобы схватить и поразить меня. Но в лице моем они преследуют не столько меня, сколько закон Твой, от которого они удалились, а потому они враги не мои только, но и Твои. Заступись же, Господи, не меня ради, но ради закона Твоего.
Объяснение священной книги псалмов.
См. также Толкование на Пс. 118:145