Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 104:5
Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его,
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Помяните чудеса Его, яже сотвори. Разумеет Божественные знамения, какие сотворил, как в явление Свое в Новом Завете, так и в Ветхом чрез Моисея и прежде бывших святых; ибо и они много чудодействовали силою Сына Божия. Повелевает, чтобы проповедники сих чудес и это передали неведущим язычникам сверх чудес, совершенных Спасителем в Новом Завете. А так же и то, что судили уста Его и в Ветхом и в Новом Завете, повелите хранить, как царские законы. Чудеса Его, и судьбы уст Его. Чудесами называет совершенные Им чудотворения, каковы: хождение по морю, воскрешение мертвого и прочее, а судьбами уст Его — или слова, какие изрекал, изгоняя из людей нечистых демонов, или заповеди Нового Завета.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Помяните чудеса Его, яже сотвори, чудеса Его и судбы уст Его
Не предавайте, говорит псалмопевец, забвению несказанные чудеса, которые сотворил Господь. Судьбами (или судами) назвал здесь чудеса, сотворенные Богом по суду справедливости. Так как потом он рассказывает о чудесах, сотворенных в Египте, то здесь заранее указывает на справедливость понесенного египтянами наказания. Уста же есть слово Его, так как оно возвещало приговоры праведного суда Законодателя и Правителя. И мне кажется, что он говорит здесь о законах, управляющих небом, землей, морем, действующих в областях подземной и поднебесной. Ведь не один человек получил от Него закон, но и все видимое: море, чтобы не выходить из своих пределов, горы – стоять твердо, земля – быть неподвижною, и подобным образом все управляется своими собственными законами. И все это по повелению Творца.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Помяните чудеса Его, яже сотвори, чудеса Его, и судбы уст Его». Не предавайте забвению неизреченных чудотворений, какия совершил Владыка по правдивому Своему определению. Ибо судьбами назвал здесь Пророк чудеса, совершенныя Богом по правде Его. Поелику же ведет речь о том, что совершено в Египте, то предварительно показывает правдивость египетских казней.
Евфимий Зигабен (†1118)
Помяните чудеса Его, яже сотвори, чудеса Его и судьбы уст Его.
Помните, говорит, произведенные Богом удивительные дела, и, поучая народы, возвестите им о них. Равным образом помните и чудеса Божий (τέρατα), т. е. сверхъестественные чудеса и знамения, а сверх того и суды, т. е. постановления Божии, открытые в законе Его. Здесь не соблюдено сочинение глагола: μνήσυητε; ибо выше сочинил его с родительным, а ниже с винительным падежом.
Златословесного: Мне кажется, что здесь указывает путь, по которому можно искать и находить Бога. Какой же это путь? Непрестанно иметь в памяти чудеса Его, и законы и заповеди. А судами здесь, кажется, называет законы на небе и на земле. Ибо по истине не один человек только получил закон, но все видимое: море, чтобы не выступало из берегов; горы, чтобы были крепки; земля, чтобы стояла; солнце, чтобы совершало течение; луна получила свой чин; разнообразный лик звезд; естество телесных, растений и все прочее. Феодорита: Судами называет чудеса, произведенные по праведному решению для наказания. Ибо как он имеет повествовать о Египте, то наперед показывает праведность в наказании Египтян. Афанасия: Знамениями называет произведенные Спасителем чудеса, а судами уст новозаветные заповеди.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Судьбы уст Его. «Судьбами, – говорит бл. Феод., – назвал здесь пророк чудеса, совершенныя Богом по правде Его... ведет речь о том, что совершено в Египте». По св. Афанасию, «судьбы уст – или слова, какия Господь изрекал, изгоняя из людей нечестивых демонов, или заповеди нового завета».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Помяните чудеса его, яже сотвори, чудеса его и судбы уст его,
Вспоминайте сыны Иакова, о тех знамениях и чудесах, которые Он изливал на семя Авраамово
Вспоминайте «суды уст Его» - вспоминайте и всегда руководитесь определениями, произнесенными Богом, т. е. Его заповедями.
Дальнейшее содержание псалма посвящено изображению верности Бога обетованию, данному народу еврейскому в лице его патриархов о постоянном покровительстве ему Господа и о назначении в его удел Палестины.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Помяните чудеса Его, яже сотвори, чудеса Его и судбы уст Его
И чтобы не поколебаться в доверии Ему, помните Его чудеса и наказательные действия. Чудеса, которые были знамениями для Израиля и язычников; судьбы уст – не заповеди Божии (ср. Пс. 118), но судебные приговоры Божии, произнесенные над язычниками ко благу народа Его.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 4–5 Взыщите Господа и утвердитеся, взыщите лица Его выну. Помяните чудеса Его, яже сотвори, чудеса Его и судьбы уст Его
Не один раз пророк напоминает людям, призванным к особому служению Господу, каковыми были потомки Авраама и Иакова, о том, чтобы они старательно искали Господа и ревностно служили Ему. И не трудно было им служить, искать и найти Его, во-первых, потому, что Господь находится «близ сокрушенных сердцем», – близок Он «ко всем боящимся Его и призывающим Его во истине» (Пс. 33:19, 84:10, 144:18), во-вторых, потому, что Он Сам обещался жить среда сынов Израилевых, или вообще среди верующих в Него (2Кор. 6:16; Лев. 26:12), и что Он даже «обитель» Свою устраивает в душах тех, которые «любят и соблюдают слово» Его (Ин. 14:23). «Искать Господа, – по словам Иоанна Златоустого, – значит мыслить о том, что относится к Нему, думать о Нем, постоянно иметь Его в мысли, никогда не переставать беседовать с Ним посредством молитвы и добрых дел» [7, с 825]. И не только искать Господа Бога убеждает пророк, но и утвердиться в сем искании Бога, или, что то же, в вере в Него. Даже нечто большее и, можно сказать, невозможное, он желал бы видеть между потомками Авраама, говоря: взыщите лица Его выну. Ему, как пророку, известно было, конечно, слово Божие, сказанное Моисею, что «не может человек видеть лице Божие и остаться в живых» (Исх. 33:20), и он, говоря: взыщите лица Его выну, и утвердитеся, – разумеет в сих словах будущее утверждение в вере потомков тех израильтян, к которым обращена эта псаломская песнь и которые (как современники пришествия Христова) в лице Христа, Сына Божия, видели Самого Господа, Бога Отца (Ин. 14:9). Продолжая свою мысль, пророк говорит как бы так: вам и не трудно утвердиться в этой вере, в этом искании Бога, если вы будете помнить (помяните) те чудные и дивные дела, которые Господь Бог сотворил в Египте и после выхода отцов ваших из Египта, а вместе с теми чудесами вспомните и те судбы уст Его, те постановления и заповеди, которые даны и открыты Им в Законе Его. По словам св. Иоанна Златоуста, «здесь же указывается и путь, по которому можно искать и находить Бога. Какой же это путь? Непрестанно иметь в памяти чудеса Его, и законы, и заповеди. А судами здесь, кажется, называет законы на небе и на земле. Ибо по истине не один только человек получил закон, но все видимое: море, чтобы не выступало из берегов; горы, чтобы были крепки; земля, чтобы стояла; солнце, чтобы совершало течение; луна получила свой чин; разнообразный лик звезд; естество телесных, растений и все прочее» [7, с 825].