Скрыть
И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И порази всякаго первенца в земли их, начаток всякаго труда их

Это было для египтян последней казнью, после которой они стали побуждать иудеев поскорее выйти от них. Теперь всякий дом наполнился плачем и рыданиями, так как все первенцы их были поражены смертью в одно время. В этот раз еще более тяжкий удар постиг их: после того, как они остались нечувствительными к прежним казням, Господь уязвил их в том, что было для них дороже.

Беседы на псалмы. На псалом 104

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«И порази всякаго первенца в земли их, начаток всякаго труда их». Это была последняя казнь, наложенная на Египтян, после которой Бог понудил Иудеев выходить из Египта. Всякий дом наполнился слезами и рыданиями, когда все первенцы прияли внезапную смерть; потому что Бог наказал в том, чтó было для Египтян всего любезнее, поражая самыми язвительными стрелами оказавшихся нечувствительными к прежним казням.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 32-36 Положи (обратил) дожди их (в) грады, огнь попаляющ в земли их: И порази винограды их, и смоквы их, и сотры (сокрушил) всякое древо предел их. Рече и приидоша прузи и гусеницы, имже не бе числа. И снедоша всяку траву в земли их, и поядоша всяк плод земли их. И порази всякаго первенца в земли их, начаток всякаго труда их.

Изъяснение всех сих язв находится в 77-м псалме, где, читатель, и можешь видеть оное, чтобы не повторять и здесь одно и то же.

Слова Исихия: Прилично смерть первородных назвал началом всякого труда. Ибо хотя она была в порядке язвою последнею, но по силе и тягости она казалась первою. Ибо она одна дошла до сердца, и побудила их выслать иудеев. Впрочем Давид исчисляет только восемь язв. Никиты: Примечай, что язвы, произшедшие из земли и воды, произвел Аарон, именно: кровь, жаб и скнип; а произведения язв с воздуха и с неба орудием был Моисей, таковы: град, гром, гусеница и тьма; далее совокупно ему и Аарону повелено было произвести одну язву струпов посредством печной золы; наконец остальные три язвы произошли сами собою без посредства человеческого, таковы: язвы от собачьих мух, падеж скота и смерть первородных.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 28-36 Посла тму и помрачи, яко преогорчиша словеса его. Преложи воды их в кровь и измори рыбы их. Воскипе земля их жабами в сокровищницах царей их. Рече, и приидоша песия мухи и скнипы во вся пределы их. Положи дожди их грады, огнь попаляющь в земли их: и порази винограды их и смоквы их, и сотры всякое древо предел их. Рече, и приидоша прузи и гусеницы, имже не бе числа, и снедоша всяку траву в земли их, и поядоша всяк плод земли их. И порази всякаго первенца в земли их, начаток всякаго труда их:

Бог размножил народ Свой, но египтяне стали теснить его и Господь послал Моисея, который грозными чудесами устрашил притеснителей, они отпустили евреев

Перечисление казней Египетских.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 36–38 И порази всякаго первенца в земли их, начаток всякаго труда их: и изведе я с сребром и златом: и не бе в коленех их боляй. Возвеселися Египет во исхождении их: яко нападе страх их на ня

Словами 36-го стиха пророк выразил десятую казнь на Египет. Своим ожесточением против дел Божиих, явно клонившихся к покровительству и защите израильского народа, фараон довел себя и народ свой до того, что долготерпеливый Господь Бог поразил в одну ночь всех первородных египетских начатки всей силы их. По всему Египту поднялся тогда плач. Фараон, испугавшись гнева Божия, призвал Моисея и велел ему немедленно идти из Египта со всем народом еврейским, которому еще накануне того дня внушено было тайно, чтобы каждый у ближнего своего, и каждая женщина у ближней своей, выпросили «вещей серебряных и вещей золотых» и одежд. И дал Господь милость народу Своему в глазах египтян, и «они давали ему» (Исх. 11:2–3). И вывел тогда Моисей израильтян «с серебром и золотом», и тогда как египтяне страдали от многоразличных болезней, израильтяне не знали и не чувствовали никакой болезни, не бе в коленех (в поколениях) их боляй. «Не вопреки справедливости, – говорит блж. Феодорит, – Бог дозволил евреям взять у египтян сребро и злато, а как бы в некую плату за тяжкое рабство, для вразумления обижавших и в утешение обиженных» [6, с. 506]. И все тогда евреи, от мала до велика, со всеми скотами и со всеми пожитками своими, в числе шестисот тысяч человек, не считая женщин и детей, вышли из Египта, потому что египтяне, не желая терпеть таких тяжких бедствий, каких много уже претерпели, не только не удерживали, но и с радостию отпустили их (возвеселися Египет во исхождении их). Воспоминание о тех ужасных бедствиях, какие они терпели из-за евреев, наводило на египтян страх (яко нападе страх их на ня). По словам блж. Феодорита, «египтяне настолько устрашены были наказаниями всякого рода, что освобождение евреев считали для себя благодеянием» [6, с. 506].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible