Скрыть
и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И даде им страны язык, и труды людий наследоваша

Он не только освободил их от рабства египтянам, но и даровал им землю хананеев и сделал их госпо­дами чужих трудов, и тех, наказав по справедливости, и собствен­ные обетования исполнив. А что изгнание прежних обитателей Пале­стины не было делом несправедливым, это Господь показал и тем, что посредством закона запретил иудеям подражать жизни тех, и тем, что, давая обетования Аврааму (объяснил ему), почему не тотчас тогда дает ему ту землю во владение, но оставляет его при­шельцем на долгое время: «ибо мера, – говорит, – беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт.15:16), т.е. они еще не заслужили гибели, и несправедливо подвергнуть их наказанию, или произнести над ними осуждение только в предведении больших грехов, но (должно) обо­ждать конца дела. Я пользуюсь мерой и управляю весом, и у меня нет ничего невзвешенного. Поэтому, подождав в течение четырех­сот лет, тогда только и тех изгнал, и этим исполнил обетования.

Беседы на псалмы. На псалом 104

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«И даде им страны язык, и труды людей наследоваша». Ибо не только освободил их от египетскаго рабства, но и даровал им землю Хананеев, соделал их обладателями приобретеннаго чужими трудами, и Хананеев наказав справедливо, и самым делом исполнив собственныя Свои обетования. А что не вопреки справедливости изгнал прежних обитателей Палестины, показывает и в данном Иудеям законоположении, повелев им избегать подражания в жизни Хананеям. Изрекая же обетования Аврааму, научает, почему не вдруг дает ему быть в обладание оную землю, но попускает ему быть долгое время пресельником. Ибо говорит: «не бо исполнишася греси Аммореов до ныне» (Быт.15:16), то есть, еще не отважились они на дела достойныя конечной пагубы, и не справедливо, как наложить на них наказание, так произнести определение о наказании по предуведению большого греха, но должно ожидать окончания дел; потому что соблюдаю меру, определяю все весом, и ничто не бывает у Меня без веса; почему и ожидаю истечения четырех сот лет. Так Бог одних изгнал, а другим исполнил Свои обетования.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 43-45 И изведе люди своя в радости, и избранные своя в веселии. И даде им страны язык; и труды людей (племен) наследоваша. Яко да сохранят оправдания Его, и закона Его взыщут.

Бог, говорит, извел Иудейский народ из Египта радующимся о потоплении Египтян; и избранных своих освободил с веселием, где избранными называет свой народ, потому что он избран от Бога. И дал им страны семи народов, обитавших в Палестине, и они наследовали труды и имущества упомянутых народов. А все сие Бог, говорит, произвел для евреев для какой цели? Для той, чтобы побудить их к хранению заповедей Его и чтобы искали закона Его, каковое искание выражает любовь к Нему; потому что ищут того, к чему имеют расположенность.

Феодорита: Ибо не только освободил от рабства у египтян, но и даровал землю Хананеев и сделал их владельцами чужих трудов. Ибо Он даровал не пустую и непроходную землю, но тучную и изобильную и хорошо возделанную, чтобы не изнемогали от земледельчества. Златословесного: Какие оправдания Его? Благочестие, любомудрие, и очищение души: этого то Он требует от них воздаяния, которое опять возвратит приносящим оное Ему. Исихия: (Дабы) закона Его искали, т. е. Евангелия; ибо для чего они могли искать того, что получили однажды? Итак, без сомнения, здесь намекает на второй завет. Евсевия: Поскольку, удостоившись стольких благодеяний, они не сохранили того, что содержалось в законе; то посему и отнята у них благодать, так что они не только потеряли землю, но и лишились Бога и сделались рабами язычников и рабов.

Толковая Псалтирь

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 44-45 И даде им страны язык, и труды людий наследоваша: яко да сохранят оправдания его и закона его взыщут.

В дальнейшем странствовании Господь неоднократно совершал чудесные дела для них и вселил их в землю народов, чтобы они «соблюдали уставы Его и хранили законы Его»

Господь передал в руки евреев богатую и плодородную Палестину с тем, чтобы они оставались верны Его завету и оказались бы достойными Его помазанниками. Верность или неверность соблюдения ими своего назначения определяла и дальнейшую судьбу или процветания их в Палестине, или изгнания из нее.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 42-45 Яко помяну слово святое Свое, еже ко Аврааму рабу Своему. И изведе люди Своя в радости и избранныя Своя в веселии. И даде им страны язык, и труды людий наследоваша: яко да сохранят оправдания Его и закона Его взыщут

В словах 42-го стиха указывается причина того, почему Бог так милостив был к народу израильскому, который всегда был груб и непослушен и так часто выражал ропот и непокорность воле Божией. Яко помяну, т.е. «ибо помнил Он (Господь Бог) (по пер. с евр.) святое слово Свое к Аврааму рабу Своему». А слово это заключалось в том обещании, данном от Бога Аврааму, что Он умножит потомство его, «как звезды небесные и как песок на берегу моря» (Быт. 22:17), и отдаст сему потомству во владение всю землю Ханаанскую, т.е. Палестину. Далее пророк говорит о радости и веселии, – тех чувствах, какие люди Божии, избранные его, восчувствовали в сердцах своих по чудесном изведении их из Египта. И как было не радоваться и не веселиться тому народу, который так недавно стенал под тяжким игом рабства, а теперь увидел и почувствовал себя совершенно свободным? В таких чувствах радости и веселия Моисей и все сыны Израилевы воспели Господу Богу благодарственную песнь: «Поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море» (Исх. 15 и пр.). Услышали о погибели фараона народы и затрепетали. Тогда Мариам, сестра Ааронова, взяла в руку свою тимпан, за нею вышли и все женщины с тимпанами и воспели такую же благодарственную песнь Богу. После того, опустив 40-летнее странствование евреев по пустыне, дарование Закона на горе Синае, устроение скинии и многие чудеса, совершенные здесь Богом, а также кончину Моисея и введение израильтян преемником его, Иисусом Навином, в землю Ханаанскую, и завоевание этой земли (о чем более пространно говорит в следующем, 105-м, псалме), пророк кратко упоминает о том, что Господь Бог отдал во власть евреев страны языческих народов и все то, что эти народы приобрели трудами рук своих, и что все это Господь соделал для того, чтобы они, потомки Авраама, соблюдали уставы Его и хранили законы Его (яко да сохранят оправдания Его и закона Его взыщут).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible