Собеседование 24 на псалом 104
Пс.104:1. Аллилуиа.
И этот псалом призывает прославлять Бога всяческих, что показывает и само надписание его – «аллилуиа», что значит: хвалите Господа. Здесь воспоминаются обетования, данные Богом патриархам, и блага, которые ради них даны были их потомкам. Воспоминание о том и другом должно было возбудить и поощрить тех, которые были удостоены стольких благодеяний, к ревности о добродетели праотцов. А в то же время новый народ этим псалмом поучается, что Господь не был несправедлив к тому неблагодарному народу, лишив его Своего благоволения. Так как (евреи) носили имя народа Божия и пользовались благоволением Божиим, но впоследствии, оказалось, совершенно лишились его, то эти псалмы научают всех людей, сколько благодеяний оказал им Господь, и как неблагодарны остались они за эти благодеяния, чтобы отсюда все могли убедиться в справедливости понесенного ими осуждения, и видя возмездие за неблагодарность, не решались бы идти по одному с ними пути, но держались бы на пути правом. Слову «аллилуиа» при переводе дают значение – «хвала Богу Иао». А «Иао» евреи оставили без перевода в качестве как бы имени Божия. Итак, «аллилуиа» стоит во главе этого псалма и все его содержание направляет к славословию в честь Бога. Притом, настоящий псалом оказывается первым в ряду имеющих надписание – «аллилуиа». И я думаю, что это надписание имеет, в силу своего особенного характера, сравнительно с другими псалмами и песнями. И по всему мне кажется, что эти псалмы составляют гимны и похвалу в честь Бога (так оно и должно быть, потому что «аллилуиа» в переводе значит – «хвалите Бога»), и что они не сопровождались игрой на псалтири и не назначались для пения, но сами по себе составляли гимны и похвалу, описывая благодеяния Божии людям.
1. «Исповедайтесь Господу и призывайте имя Его, возвещайте в народах дела Его» (Пс. 104:1). В этом псалме Дух Святой внушает святым апостолам возвестить народу из язычников все чудеса, какие сотворил в Свое пришествие на землю Господь. «Призывайте» – Симмах перевел: «проповедуйте». Это выражение призывает возносить Богу благодарственное песнопение и рассказывать о божественных чудесах. «Возвещайте в народах дела Его». Явно и очевидно, что здесь имеется в виду польза не иудеев только, но и всех язычников.
«Воспойте Ему и пойте Ему, поведайте о всех чудесах Его» (Пс. 104:2). «Воспойте» – обращая свои уста к произнесению гимнов; «пойте» – понимая то, что воспеваете, благодарите Его гимнами и песнопениями, а тех, кто не знает сотворенных им чудес, научите. «Хвалитесь именем святым Его, да возвеселится сердце ищущих Господа» (Пс. 104:3). Акила, вместо «хвалитесь», поставил: «гордитесь». Здесь предлагается увещание – не гордиться ни богатством, ни силой, ни властью, но полагать свою гордость в познании Бога и в Его мудрости. Это советовал и божественный апостол: «хвалящийся, – говорит он, – хвались Господом» (1Кор.1:31). Об этом говорила и мудрейшая Анна: «да не хвалится мудрый мудростью своею» (1Цар.2:10). «Да возвеселится сердце ищущих Господа». Начав с исповедания, псалмопевец дошел до веселия. В самом деле, начало преуспеяния заключается в исповедании своих грехов и в добрых плодах покаяния, по слову пророка: «сотворите же достойный плод покаяния» (Мф.3:8). Тогда мы будем иметь смелость призывать имя Его и удостоимся даров Его, наставляя и других в том, что сами знаем; потом, удостоившись радости о Боге, мы будем в состоянии воспевать и прославлять Его, и, наконец – изъяснять тайны божественного Писания, потому что в этом заключаются Его чудеса. Тогда-то, достигши всего этого, мы будем похваляться именем Его. Итак, надежда на Бога имеет своим плодом радость.
«Взыщите Господа и укрепитесь " (Пс. 104:4). И научая, как нужно делать это, он прибавил: «ищите лица Его всегда». Не раз или два, но в течение всей жизни должно искать помощи свыше и пользоваться ею; ищущие ее таким образом будут неодолимы и непобедимы. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7:7–8). Что значит «искать»? Постоянно иметь в мысли. Ищущий постоянно обращает свой ум на то, чего ищет. Пророк и побуждает тех, кто будет проповедовать язычникам, постоянно искать Господа; и это должно было укрепить их, так что, будучи слабыми для того, чтобы исполнять повеления, они однако могли проповедать всем – и грекам, и варварам, согласно словам: «Господь дал слово благовествующим с великою силою" (Пс.67:12). Увещание же постоянно искать противополагается требованию закона Моисеева – три раза в течение года являться пред лице Господне (Второз.16:16). Но как Самуил – по истории – служа в скинии свидения, видел лицо Божие (1Цар.3), так преуспевающие всегда в исследовании догматов и совершении добродетели постоянно ищут лица Его, желая чистым умом увидеть Того, Кто есть образ ипостаси Отчей (Евр.1:3), образ Бога невидимого (2Кор.4:4), – почему тот, кто видит Его, тотчас видит Отца (Ин.14:9). «Вспоминайте знамения Его, которые Он сотворил, чудеса Его и изречения уст Его" (Пс. 104:5).
2. Не предавайте, говорит псалмопевец, забвению несказанные чудеса, которые сотворил Господь. Судьбами (или судами) назвал здесь чудеса, сотворенные Богом по суду справедливости. Так как потом он рассказывает о чудесах, сотворенных в Египте, то здесь заранее указывает на справедливость понесенного египтянами наказания. Уста же есть слово Его, так как оно возвещало приговоры праведного суда Законодателя и Правителя. И мне кажется, что он говорит здесь о законах, управляющих небом, землей, морем, действующих в областях подземной и поднебесной. Ведь не один человек получил от Него закон, но и все видимое: море, чтобы не выходить из своих пределов, горы – стоять твердо, земля – быть неподвижною, и подобным образом все управляется своими собственными законами. И все это по повелению Творца.
«Семя Авраама – рабы Его, сыны Иакова – избранные Его!» (Пс. 104:6). Оба названия относятся к одним и тем же, с одной стороны как к потомкам, с другой – как сынам по усвоению. Избранными назвал их, как народ, призванный Богом предпочтительно пред всеми народами, что подтверждается и последующим, «не все те Израильтяне, которые от Израиля», и не все те, которые есть семя Авраамово, его чада (Римл.9:6–7). И Спаситель говорил: «знаю, что вы семя Авраамово» (Ин.8:37), и потом: «если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» (Ин.8:39). Значит, одни – только семя, другие же – вместе с тем подражатели дел, действительные сыны и избранники. Последнего не сказал о семени: его назвал только рабами. Оба настоящие названия относятся к ученикам (Христовым), потому что они были тем и другим: и рабами, как семя, и избранными, как сыны, что видно из слов: «избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лк.6:13; Мф.10:5), а также: «не двенадцать ли вас избрал Я?» (Ин.6:70). А преимущество избранных ты поймешь из того, что «много званых, а мало избранных» (Мф.20:16).
"Он – Господь Бог наш, по всей земле суды Его» (Пс. 104:7). Один и тот же, будучи Богом и Господом всех и владычествуя над всей вселенной, наименовал их Своим народом, почему и приказал возвестить судьбы уст Его, так как все подлежат суду Его, и не только иудеев, но и всех удостоил Он избрания. Иной сказал бы, что промысл Бога нашего устрояет весь мир по божественным судам. «Он вечно помнит завет Свой, слово, [которое] Он заповедал в тысячу родов» (Пс. 104:8). Это обозначает постоянство и непреложность обетований, данных Аврааму. Конечно, это не гипербола, как некоторые приняли, но истинное и божественное слово. Аврааму обещал Бог всяческих, что о семени его благословятся все народы; семенем же его по плоти был Владыка Христос, Который в тоже время имеет вечную державу и царство непреходящее. На это и указывает упоминание о тысяче родов, потому что это выражение не означает числа лет, но множество поколений указывает на неизменность и вечность, или даже на бесчисленность в единстве, как например: "тысяча ликующих» (Пс.67:18), или опять: «закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра» (Пс.118:72).
«Которое Он завещал Аврааму и клятву Свою Исааку, и поставил ее Иакову в повеление и Израилю в завет вечный» (Пс. 104:9–10). Об этой клятве упоминает и великий Моисей; сказал, говорит он, Бог Аврааму: «Мною клянусь,... благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные..., и благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт.22:16–18). Эту клятву Он возобновил Исааку, и (согласно с нею) утверждает Свой завет с Иаковом. И, конечно, Он исполняет этот завет Свой: чрез Моисея Он освободил потомков тех из рабства египетского, чрез Иисуса Навина ввел их в землю обетованную, а окончательное исполнение обетований совершил чрез Владыку Христа.
«Говоря: «тебе дам землю Ханаанскую..., удел наследия вашего» (Пс. 104:11). Названием «удел» (землемерная цепь) обозначил обладание землей, потому что измерять землю – дело владельцев. «Когда они были малочисленны, очень незначительны и... пришельцы в ней» (Пс. 104:12). Это, говорит, обещал Он отцам, когда они были весьма немногочисленны. О силе обещавшего свидетельствует то, что и столь малочисленным Он мог доставить обладание такой землей. Он обещал Аврааму, Исааку и Иакову, что, будучи тогда немногочисленными, они умножатся как звезды небесные и как песок на берегу моря и доставят благословение всем племенам земным, – и что, вместо того, чтобы им быть пришельцами в земле ханаанской, Он сделает их господами ее. То и другое исполнилось на их потомках, которые умножились числом подобно песку. А когда язычники получили благословение о семени Авраамовом, то и они умножились как звезды небесные. Тогда им было сказано: «вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни» (Флп.2:15–16).
«И переходили от народа к народу, и от царства к другому народу» (Пс. 104:13). Патриархи оставались пришельцами и не основывались ни на одном месте, но то жили здесь, то переносили свои палатки в другое место. Под царством разумеется здесь Египет, по выходе из которого они встретились с народами ханаанскими. И тогда «никому не позволял обижать их и наказывал за них царей (говоря):» (Пс. 104:14). Он показал их сильнее тех, которые пытались обидеть их.
«Не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла» (Пс. 104:15). Справедливость постигшего потомков Авраама отвержения подтверждается и тем, что они не устыдились благодеяний, оказанных их предкам, между тем эти благодеяния принесли пользу даже язычникам. В самом деле, праотцы их, говорит, будучи весьма малочисленными и пришельцами, при господствовавшей тогда враждебности между народами и жестокости властителей, безопасно совершали свои путешествия под покровом Промысла Божия. Так, Авраам из земли халдейской переселился в Ханаан, из Палестины в Египет и оттуда в Герар, где после него обитал Исаак; Иаков из Палестины переселился в Египет. И Моисей описывает, как Бог не потерпел, чтобы они были обижены, вразумив о них царей. Так, фараона Он удержал великими и ужасными угрозами от захвата Сарры, жены Авраамовой. Так, Авимелеха Он устрашил ночью, говоря: «вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа» (Быт.20:3). Так, тогдашним обитателям Палестины Он внушил уважение к Исааку. Так, Лавану Он угрожал: «берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого» (Быт.31:24). Праотцов называет Господь помазанниками, не потому, что они помазаны елеем, до потому, что они были избранниками. Авраама же Бог назвал и пророком: «теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив» (Быт.20:7). Или может быть называет помазанниками, как получивших невидимое помазание Духа. А что Сам Он говорил с ними, это показывают Его слова: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин.8:56). Когда же он увидел? Когда, подняв глаза свои, увидел Бога, стоящего пред ним у дуба Мамврийского, о чем именно и Писание сказало: «и явился ему Господь у дубравы Мамре» (Быт.18:1). "И Он призвал голод на землю: всякий стебель хлебный истребил» (Пс.104:16).
3. Грех влечет за собой наказание; наказание обличает зверонравную жизнь; а обличение производит перемену жизни. Итак, послал Бог голод за беззаконную жизнь тогдашних людей. Но в тоже время в этом самом выразилась заботливость Его о своих слугах. Бог произвел голод в целях домостроительства, чтобы, переселившись из-за него (в Египет) и (там) умножившись, они потом получили во владение землю обетования. «Всякий стебель хлебный истребил», т.е. во всем, что служит для питания, произвел Он недостаток, не только в пшенице, но и в ячмене, и бобах, и прочем, чем только живут люди. Так обыкновенно и бывает по гневу Божию во время голода, чтобы людям нечем было поддерживать свою жизнь.
«Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф» (Пс. 104:17). Эти слова в одно и тоже время говорят и о злобе братьев, и о мудрости Господа. Злобу братьев Господь обратил на пользу; не то это значит, что Он Сам заставил их продать брата, но что Он допустил их обнаружить свой злой нрав, а Сам воспользовался этим к лучшему, раба сделал царем и всему народу приготовил переселение в Египет. Будущий народ Божий нужно было сделать славным и известным посредством совершенных ради него чудес, потому что такое попечение о нем ясно свидетельствовало о его Боге, и очевидцев просвещало светом богопознания.
«Стеснили оковами ноги его: душа его прошла через железо« (Пс. 104:18). Клевета жены, искавшей прелюбодеяния, привела его в темницу, и там по обыкновению возложили на него железные оковы. Так и выразился Симмах: в железо вошла душа его, т.е. ему близко угрожала опасность смерти. Или »железом« пророк назвал здесь тяжесть и силу испытания. Все это с терпением перенес Иосиф, и по долготерпению его миновали его скорби.
«Пока не пришло (в исполнение) слово его: (тогда) слово Господне воспламенило его» (Пс. 104:19). Все это претерпевал Иосиф, искушаемый подобно золоту. Бог, знающий все, прежде чем оно делается бытием, не нуждался, конечно, в испытании чистоты добродетели Иосифа, но Он хотел пред людьми обнаружить его любомудрие и верность истине. Тогда еще не было дано письменного закона, но для каждого разумного человека слово Божие заменялось естественным законом, обладание которым и делает нас разумными. А здесь: «пока не пришло (в исполнение) слово его«, разумеется то слово Иосифа, когда, увидев сны о снопах и звездах, он рассказал об этом отцу и братьям. Пока не исполнилось все это, он подвергался бедствиям. »Послал (за ним) царь, и разрешил его, владетель народов, и освободил его.
Поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим» (Пс. 104:20–21). И показывая нравственные следствия этого события, пророк прибавил: «чтобы он наставлял вельмож его, как себя, и старейшин его учил мудрости» (Пс. 104:22). Очищенный огнем подобно золоту, согласно со словами пророка: «искуси меня, Господи, и испытай меня» (Пс.25:2), он, когда Бог вразумил фараона, освобождается и получает власть. Не случайно является у фараона эта мысль. Что препятствовало ему, когда он узнал от Иосифа о голоде, самого Иосифа отпустить, а запасы хлеба устроить с помощью Своих начальников? Но он заботился не столько о запасах хлеба, сколько о душевной пользе тех, которых Иосиф мог спасти и научить мудрости, т.е. начальников и старцев его; а чрез них и подданные его должны были сделаться лучшими. И действительно, прославившись объяснением царских снов и получив власть, Иосиф сделался путеводителем всех их к богопознанию, не помощью только слов, но и своими делами привлекая к тому же самому благочестию.
"И пришел Израиль в Египет, и Иаков переселился в землю Хама» (Пс. 104:23). Сыновья Ноя были: Сим, Хам, Иафет; у Хама был сын Ханаан, а у этого Месраим, что значит Египет, от которого и страна получила название. Следовательно, что Иаков пришел в Египет, было подобно тому, что Хам, дед Мосраима, поселился в Египте, тогда как в так называемой Палестине обитал Ханаан. Когда говорится, что Иаков, или Израиль, вошел в Египет, то вместе с ним разумеются и его дети. «Призвал отца своего Иакова и все родство свое, душ семьдесят пять» (Деян.7:14; Быт.46:27), говорит Писание. Есть и другое объяснение. Это, говорит, было для патриарха поводом для переселения в Египет. Землей же Хамовой называет псалмопевец Египет, так как Месраим был второй сын Хама. Хам, говорит, родил Хуса первенца и Месраима, брата его. Именем Хуса Священное Писание называет Эфиопию, а именем Месраима – Египет; Иаковом же и Израилем называет одного и того же: первое имя он получил от родителей, а второе дал ему Бог, напоминая этим названием о бывшем ему божественном явлении. Таким образом, вспомнил Бог о том, что Он обещал Аврааму; именно, когда Авраам сказал: как будет это? Бог отвечал: «знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет» (Быт.15:13).
«И весьма размножил Он народ Свой и сделал его сильнее врагов его» (Пс. 104:24). Об этом свидетельствует и книга Исход. «Сыны Израилевы расплодились и размножились, но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что [Египтяне] опасались сынов Израилевых» (Исх.1:7, 12). Этим показывает именно, что умножение их было делом не естественным, но в силу обетования Его. Вместо того, чтобы уменьшиться под влиянием притеснений, когда дети бросались в реку и природа насиловалась, они еще более возрастали, так что сделались очень опасными для туземцев; так и говорил фараон, знавший Иосифа: «вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас» (Исх.1:9). Но они не укрепились бы и не умножились бы, если бы Иосиф не достиг власти и близости к фараону.
"И возбудил в сердце их ненависть к народу Его и коварство против рабов Его» (Пс. 104:25). После того как, пользуясь уважением со стороны египтян, они предались наравне с ними идолослужению, Бог возбудил (египтян) возненавидеть их и возложить на них тяжкие работы, чтобы, озлобленные, они обратились к Нему, и Он мог исполнить обетование, данное Аврааму относительно земли Ханаанской. Как Иосифа, искусив, он прославил, показал его чрез испытание достойным, так теперь было с народом: подвергшись испытанию, они с плачем и воплем обратились к Богу их. Вот для чего и уважение к ним со стороны египтян превратилось в ненависть. В самом деле, пользуясь уважением их, евреи забыли Бога отцов своих и сделались участниками их идолослужения, как говорит Иисус Навин: «бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу» (Нав.24:14). Превратил же Господь сердце египтян не силой, но попуская свободному их произволению. А лукавство их состояло в том, что они сначала заставляли бабок убивать еврейских младенцев мужского пола, а потом приказывали бросать их в реку. Однако, всех этих сетей смерти народ еврейский избег. "Послал (тогда) Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал Себе. Вложил в них слова о знамениях Своих и чудесах Своих в земле Хама» (Пс. 104:26–27).
4. Рассказ псалмопевца согласен с историей. Вкратце он говорит, что, достаточно наказав народ еврейский по заслугам его, Бог посылает к нему тех, чрез которых сотворил чудеса, с одной стороны наказывая египтян, с другой – утверждая евреев в познании Себя. Причину же знамений Он раскрыл только Моисею с братом; так как они одни были разумными, то им одним Он и показал разумное понимание, чтобы они знали, по какой причине вода обратилась у египтян в кровь, какая была причина каждого явления в отдельности, почему эти явления совершились в таком порядке и чему они служат образами или символами? Так как не все в силах сами по себе удаляться от вредного, то столь слабым Бог посылает сильных – в качестве путеводителей и вождей на пути к добру. Таковы суть: закон Божий, в лице Моисея, и священническое слово, носителем которого был Аарон. Они двигали языком, служили устами Богу и издавали слова, а вся сила исходила от Него.
«Послал тьму и навел мрак, ибо они воспротивились словам Его" (Пс. 104:28), И дивные слуги не противоречили божественным повелениям, но исполняли то, что Бог приказывал, и навели на Египет продолжительнейшую и трехдневную ночь, или лучше сказать тьму мрачнее самой ночи, потому что ночь, хотя бы была без луны, умеряется блеском звезд, а эту тьму Священное Писание называет доступной осязанию. Заботясь о своем народе, Бог не подвергал египтян каким-либо великим бедствиям; всесильная рука Его не бессильна была, конечно, излить на них полную чашу гнева, наслав на них львов, медведей, голод, мор или смерть, однако наказывала их иными средствами, мало-помалу и самих, призывая к покаянию. Величайшее зло было причинено ими народу не тем, что они заставляли его делать глину и кирпичи, но тем, что научили его почитать идолов. Поэтому Он и наказывал тех, которые вводили в заблуждение, приводя их к познанию Владыки всех, причем сама тварь (ими обоготворяемая) употреблялась им в качестве орудий наказания. Воздух обращался во тьму, вода в кровь, земля (производила) лягушек, огонь странным образом приносился вместе с дождем и градом; и тьма, посланная от Бога, не противилась, говорит пророк, Его словам и не раздражала Его, но послушно распространилась, исключительно в Египте. Между тем, говорит Писание, «у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их» (Исх.10:23). И в самом деле, если бы тьма была во всем мире, как можно бы было сказать, что она оставалась в течение трех дней и трех ночей? Как можно было бы разграничить дни и ночи на протяжении этой одной исключительной ночи? Но чтобы никто не мог сказать, что это было затмение или вообще дело природы, евреи, жившие в той же самой стране, не ощущали действия этой казни, как было это и при других казнях.
"Превратил воды их в кровь и уморил рыб... их» (Пс. 104:29). Значит, не цвет только воды, но и самое качество вкуса Он изменил, так что погибли все породы рыб. «Закипела земля их жабами ( даже ) в сокровищницах царей их» (Пс. 104:30). Так как они бросали в реку еврейских детей, то и сама вода реки превращалась в кровь, обличая, как она была осквернена убийством; отсюда же произвел Господь и жаб, ползавших подобно младенцам, которых они умерщвляли, заползавших в дома и проникавших в самые покои царей. Пророк именно упомянул о царских сокровищницах, чтобы показать силу чуда: даже множество слуг иди солдат, охраняющих обыкновенно царский дворец, не могло помешать нашествию жаб во дворец.
"Он сказал – и явились песьи мухи и мошки во все пределы их» (Пс. 104:31). За словом следовало дело: как только повелел Бог и сказал Моисей, тотчас песьи мухи и скнипы наполнили страну, не минуя египетских пределов и не причиняя вреда другим людям, но являясь наказанием только для этих врагов Бога. Эта именно мысль заключается в словах: «во все пределы их», т.е. вне пределов египетских ничего подобного не наблюдалось. «Вместо дождя послал им град... (и) огонь, попаляющий землю их.
И побил виноградники их и смоковницы их, и сокрушил всякое дерево в пределах их» (Пс. 104:32–33). Облака изменили свои обычные отправления и вместо дождя и влаги порождали град, а вместе с градом разражались громы и молнии, и взаимно-противоположные стихии, огонь и вода, не уничтожали друг друга: ни огонь не расплавлял ледяного града, ни вода не погашала огня, но, оставивши природную борьбу, они согласно поражали египтян и обличали их зверство, – что, будучи людьми, они не стыдились природы, но своих собратьев угнетали горьким рабством. Ради этого и виноградники, и смоковницы их и все прочие виды растений совершенно уничтожались этими явлениями.
«Сказал – и явились саранча и гусеница без числа, и поели всю траву в земле их и поели все плоды в земле их» (Пс. 104:34–35). Градом и огнем уничтожил Господь деревья, а гусеницы и саранча опустошили болота, луга и нивы. Не только плоды, но и самую траву они поели. И это не обычно, что в одно и то же время явились гусеницы и саранча, – потому что или саранча, появившись первоначально, производит гусениц, или гусеницы, возросши, делаются саранчой, так что одно – прежде, другое – следует некоторое время спустя. Но так как здесь мы имеем дело с чудом, и это явление произошло по повелению Божию, то вместе явились и гусеницы и саранча, и пожрали вместе с травой и плоды, так что все, что служило для питания людей и скотов, было уничтожено. «И поразил всякого первенца в земле их, начаток всего (приобретенного от) труда их" (Пс. 104:36).
5. Это было для египтян последней казнью, после которой они стали побуждать иудеев поскорее выйти от них. Теперь всякий дом наполнился плачем и рыданиями, так как все первенцы их были поражены смертью в одно время. В этот раз еще более тяжкий удар постиг их: после того, как они остались нечувствительными к прежним казням, Господь уязвил их в том, что было для них дороже.
"И вывел их с серебром и золотом, и не было в коленах их больного» (Пс. 104:37). После того, как египтяне не позволяли иудеям взять даже их собственного имущества, теперь сверх своего они взяли и богатство египтян, получив золото и серебро как бы в плату за тяжкое рабство. И повеление Божие, по которому произошло это, не было несправедливым: для угнетателей это было наказанием, а для угнетенных – вознаграждением. «И не было в коленах их больного». Постигшие египтян казни их не коснулись. Бог повелел им обобрать египтян, как побежденных и притом обязанных вознаградить их за долговременное рабство. Но замечательно было и то, что из страны, пострадавшей самым жестоким образом, они вышли невредимыми – все до одного из стольких тысяч, так что никто не остался в Египте, никто не был задержан телесной немощью. Так предал истории Моисей.
«Обрадовался Египет исшествию их, ибо напал на него страх пред ними» (Пс. 104:38). Так они были измучены всякими бедствиями, что освобождение евреев сочли благодеянием для себя. «Распростер облако в покров [им] и огонь, чтобы светить [им] ночью» (Пс. 104:39). Одно и тоже облако днем служило для них шатром и защищало от знойных лучей, а, ночью делаясь огневидным, освещало им путь. "Просили они – и налетели перепела, и хлебом небесным насыщал их» (Пс. 104:40). Когда они пожелали мяса, поставил им в добычу птиц без всякого с их стороны труда, а когда нуждались в хлебе, послал его с неба, из облаков подавая не дождь, а саму пищу. Называет манной, не потому, чтобы она имела происхождение с самого неба, но вообще сверху – из воздуха, что Священное Писание также называет небом, и вместе с тем и потому, что она служила прообразом небесного хлеба, дарованного Церкви в таинстве (евхаристии).
"Расторг камень, и потекли воды, потекли реки в безводных местах» (Пс. 104:41). Утолил и жажду их необычайным порождением скалы: в безводной и сухой пустыне повелел явиться рекам. Называет реками потоки изведенных из скалы вод. Если читать «реками», то ты можешь сказать, что хотя из истории известно о переходе их только чрез Иордан, но они были бы в состоянии перейти и чрез другие реки, если бы они явились препятствием на пути. «Ибо Он вспомнил слово святое Свое, которое (сказал) Аврааму, рабу Своему. И извел народ Свой в радости и избранных Своих в веселии» (Пс. 104:42–43). Неложно было то, что Бог обещал патриархам относительно умножения семени их числом и славой. И Моисей во Второзаконии говорит евреям: «не за праведность твою и не за правоту сердца твоего» извел «Господь, Бог твой» из земли Египетской, но «дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову» (Втор.9:4–5, 8:1, 8), потому что «творящий милость до тысячи родов любящим» Его, вместе с тем наставляет и потомков их, чтобы они сохранили оправдания Его (Исх.20:6).
"И отдал им области язычников, и они наследовали (приобретенное) от труда народов» (Пс. 104:44). Он не только освободил их от рабства египтянам, но и даровал им землю хананеев и сделал их господами чужих трудов, и тех, наказав по справедливости, и собственные обетования исполнив. А что изгнание прежних обитателей Палестины не было делом несправедливым, это Господь показал и тем, что посредством закона запретил иудеям подражать жизни тех, и тем, что, давая обетования Аврааму (объяснил ему), почему не тотчас тогда дает ему ту землю во владение, но оставляет его пришельцем на долгое время: "ибо мера , – говорит, – беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт.15:16), т.е. они еще не заслужили гибели, и несправедливо подвергнуть их наказанию, или произнести над ними осуждение только в предведении больших грехов, но (должно) обождать конца дела. Я пользуюсь мерой и управляю весом, и у меня нет ничего невзвешенного. Поэтому, подождав в течение четырехсот лет, тогда только и тех изгнал, и этим исполнил обетования. «Чтобы соблюдали уставы Его и хранили закон... Его» (Пс. 104:45). Он дал им, говорит, землю, которую обещал, дав в тоже время им закон и повелев жить по нему.
* * *
Творения, приписываемые св. Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня отнесенные к разряду Spuria
Абзацы в тексте расставлены нами. – Редакция «Азбуки Веры»