Скрыть
Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Смириша во оковах нозе его, железо пройде душа его

Клевета жены, искавшей прелюбодеяния, привела его в темницу, и там по обыкновению воз­ложили на него железные оковы. Так и выразился Симмах: в же­лезо вошла душа его, т.е. ему близко угрожала опасность смерти. Или «железом» пророк назвал здесь тяжесть и силу испытания. Все это с терпением перенес Иосиф, и по долготерпению его ми­новали его скорби.

Беседы на псалмы. На псалом 104

Нил Синайский, прп. (†430)

Смириша во оковах нозе его, железо пройде душа его

«Железо пройде душа» Иосифа, – говорит Псалом (Пс. 104:18), железом, как думаю, прикровенно называя грех, к которому непорочного юношу призывала Пентефриева жена. Ибо грех справедливо может быть назван железом, рассекающим и убивающим душу.

Письма на разные темы. Диакону Евстафию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Смириша во оковах нозе его, железо пройде душа его». Ибо, по оклеветании в прелюбодействе, Иосиф заключен в темницу, и немедленно, как вероятно, наложили на него железныя оковы. Симмах же перевел сие так: «до железа доходила душа его», то есть, подвергался опасности быть убитым.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 18-19 Смириша во оковах нозе его; железо пройде душа его. Дондеже прииде слово его; слово Господне разже его

Иосиф, говорит, продан братьями его Измаильтянам в рабство, а от Измаильтян перепродан в Египет Пентефрию; где господин его и люди сего сделали ему зло, заключив его в темницу, по клевете госпожи его. Душа, говорит, его, т. е. сам Иосиф, прошел железо, т. е. носил железные цепи на ногах; или железом называет то, что она избавилась от меча, когда дошла до сего; иначе сказать, он пришел, т. е. нашелся в опасности, по словам Феодорита, быть убитым мечем, но избавился от него. И это терпел, доколе не пришло в исполнение и не сбылось слово (λόγος) и божественная мудрость его, по которой он разрешил сны бывших вместе с ним в узах начальников пекарей и виночерпиев царя фараона. Или словом— называет попечение и промышление Бога о Иосифе, восхотевшего прославить его и род его. А то слово (λόγιον), которое разожгло его, означает, по словам Исихия, внутреннее и естественное слово совести, которое Бог даровал нам—людям, и от которого мы называемся словесными. Сие-то естественное слово или закон разума разожгло и испытало (очистило) Иосифа в горниле искушений, и сделало его чистым и испытанным, как золото, потому что естественное сие слово учило Иосифа внутренне в совести, что не должно прикасаться к чужой жене.

Златоуста: Никто из подвергающихся рабству и пленяемых врагами не должен скорбеть; ибо о чем ты скорбишь? Что ты у варваров, будучи уведен ими по закону войны? Но вот и праведник, будучи продан братьями, был посылаем на такое мучение; посему и ты не отчаивайся, когда подвергаешься несчастию.

Симмах перевел: до железа дошла душа его.

По словам Исихия, Словом называет слово о нем, которое Бог положил в своем домостроительстве. Ибо устраивая все словом, он усваивает некоему слову изменение и прекращение (конец) наших искушений, каковое (слово) мы узнаем уже из события, хотя прежде его и не знали. Евсевий словом его называет то, которое, увидев в видениях, сказал своему отцу и братьям, повествуя, что снопы их поклонились снопу его.

Сергий Терновский, прот. (†1868)

Смириша во оковах нозе его, железо пройде душа его

Железо пройде душа его, то есть жизнь его была стеснена железными узами и безбедно прошла сей тесный путь заключения. Ст. 19. Слово Господне разжже его. То есть не сам собою он узнал тайну снов фараоновых, но слово Господне воодушевило его. Понятие горения слову Божию приписывается и в других местах Св. Писания; напр., Лука 24:32. Ст. 27. Положи словеса знамений Своих - Своим словом дал им силу творить знамения. Ст. 41. Разверзе камень и потекоша воды, потекоша в безводных реки. Камень - это сердце человека; его именует каменным пророк по жестокости. Жезл Моисея, который ударил в камень, - это закон; его угроза поражает сердце, тогда текут из него воды - слезы умиления и сокрушения, как в безводной пустыне в человеке, который доселе не был приведен в чувство.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

18. Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его,

 т.е. «подвергался опасности быть убитым» (Бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Смириша во оковах нозе его, железо пройде душа его

Смириша в оковах – заковали. Железо пройде – душа его, т.е. он должен был пройти чрез железные ковы, т.е. должен был нести их.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 16–19 И призва глад на землю: всяко утверждение хлебное сотры. Посла пред ними человека: в раба продан бысть Иосиф. Смириша во оковах нозе его, железо пройде душа его, Дóндеже прииде слово его: слово Господне разжже его

Прежде, чем исполнилось обещание Господне, данное праотцам израильского народа, о предоставлении в их владение земли Ханаанской, Господь Бог подверг их тяжким испытаниям. Испытания эти коснулись отчасти Авраама и сына его Исаака, а главным образом обрушились они на семейство патриарха Иакова и продолжались в его ближайшем потомстве. Прежде всего Иакова постигло то несчастие, что он, по вероломству сыновей своих, лишился и горько оплакивал любимого сына своего Иосифа, которого братья из зависти продали в рабство (в раба продан бысть Иосиф). Вскоре за тем, по воле Божией, открылся повсеместный голод (и призва Господь глад на землю), заставивший Иакова со всем семейством переселиться в Египет. Голод был настолько силен, что весь хлеб, подкрепляющий человека, истребил (всяко утверждение хлебное сотры) и настолько был продолжителен, что в течение последних пяти лет его не было ни орания, ни сеяния, ни жатвы (Быт. 45:6). В течение всего семилетнего голода сыновья Иакова, по распоряжению отца своего, два раза ездили в Египет для покупки хлеба. Покупка эта производилась непосредственно чрез брата их Иосифа, из раба превратившегося, также по воле Божией, в главного властелина и распорядителя в египетской стране. Но прежде, чем Господь Бог возвысил Иосифа (о чем сказано ниже), ему пришлось много испытать бедствий и страданий, сначала как раба в доме знатного господина, а потом и как темничного узника, заключенного, по клевете преступной жены того господина, в темницу, где «оковами стеснили ноги его, железом стягчена была душа его» (по пер. с евр.). А что всего ужаснее, честнейшая и прекраснейшая душа сего молодого человека страдала от жгучего чувства при сознании тяжкой казни без вины (железо пройде душа его). И эти незаслуженные и тяжкие скорби и страдания Иосифа продолжались до тех пор, пока Господь не одарил его Своим словом (дондеже прииде слово Его) – словом мудрого снотолкователя. Слово Господне разжже его, т.е. не сам собою узнал он тайну снов фараоновых, а божественною мудростию и словом Господним, которое умудрило и воодушевило его. Слову Божию понятие горения приписывается и в других местах Священного Писания (напр., Лк. 24:32; Пс. 38:4).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible