Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Притчей Соломоновых 6:30
Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден;
Святые отцы
Прочие
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 30-32 Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего. Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это
Не всякий грех несет одинаковое наказание, но от чего легче воздержаться, за то и наказываемся больше. На это указывает и Соломон, когда говорит: Не удивительно, если пойман будет какой-либо вор: он ворует, чтобы насытить алчущую душу. Прелюбодей же, по скудости ума, готовит погибель душе своей (Притч 6:30-32). То есть тяжко грешит вор, но не так тяжко, как прелюбодей. Тот в защиту свою может привести хоть и неосновательную причину - нужду от бедности, а этот, не влекомый никакой нуждой, от одного безумия, впадает в бездну греха.
Гомилии «О статуях, к народу антиохийскому»
Подлинно, «кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это». Конечно, и вор не освобождается от наказания и получает воздаяние, но меньшее. Сравнения показывают не противоположность сравниваемых предметов, но, оставляя каждый из них на своем месте, представляют, который из них меньше и который больше. Может быть, вы не поняли сказанного; потому необходимо сказать яснее. Хорошее дело – брак, но лучше его – девство; однако потому, что девство лучше, брак не есть худое дело; он ниже девства, но сам по себе – хорошее дело. Так и здесь: худое дело – воровство, но меньше прелюбодеяния, хотя и само по себе худо. Видишь ли различие между грехами?
Исидор Пелусиот, прп. (†440)
Ст. 30,32 Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден… Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это
На сравнение в Писании прелюбодеяния и воровства: аще кто ят будет крадый.
Не знаешь ты, кажется, что черты сравнения берутся, когда речь идет о предметах однородных, а не разнородных, и не в противоположные ряды ставится сравниваемое по этим чертам, а показывается ими малость и превосходство. Как грехопадение одно худо, другое хуже, а третье всех хуже, например, воровство худо, хуже блуд, а прелюбодеяние всего хуже, так и преуспеяние одно хорошо, другое лучше, а третье всего лучше; например, брак хорош, воздержание лучше, а девство всего лучше.
Посему меньшее из наилучшего ставится не в противоположный ряд, но в тот же, только ниже. Кто целомудрен, тот будет сравнивать не блуд с девством, но воздержание и честный брак. И Писание, делая сравнение воровства и прелюбодеяния, сказало: не дивно, аще кто ят будет крадый; крадет бо, да насытит душу свою алчущую. Прелюбодей же за скудость ума погибель души своей содевает (Притч.6:30,32). Изрекло же сие не в извинение крадущему и не освобождая его от вины, но, сравнивая воровство с прелюбодейством, которое всего хуже, показало, что воровство менее грубо и легче, особенно когда оно следствие нищеты.
Георгий Максимов, свящ.
«Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего. Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, потому что ревность – ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров» (Притч. 6:30–35).
Здесь в первых словах говорится, что не спускают вору, если он крадёт, чтобы насытить душу свою, когда он голоден, то есть, даже имея какое-то оправдание для своего греха, он будет наказан. Тем более это касается того, кто совершает прелюбодеяние, не имея к этому какого-либо оправдания. Потому что без еды человек умрёт, а без прелюбодеяния он не умрёт. У прелюбодеев нет никаких смягчающих обстоятельств.
Также здесь говорится о том, что есть разные степени греха, и грехи тоже разнятся по значению. В частности, преподобный Исидор Пелусиот говорит: «Как грехопадение одно худо, другое хуже, а третье всех хуже, например, воровство худо, хуже блуд, а прелюбодеяние всего хуже». И в данных стихах, по объяснению преподобного, сказано «не в извинение крадущему и не освобождая его от вины, но, сравнивая воровство с прелюбодейством, которое всего хуже».
Сравнивая грехи воровства и прелюбодеяния мне вспоминается замечание, которое я прочитал когда-то давно. О том, как странно у нас все устроено в обществе, что прелюбодеяние не считается преступлением, а воровство считается. При этом если вор, допустим, украдёт телевизор у семьи, то его арестуют и суд приговорит к тюремному заключению. А если тот же самый человек уведёт мать семейства из семьи, то ему за это ничего не будет, даже какого-то общественного порицания, как правило, уже не существует. Но для самой семьи что хуже: потерять телевизор или же потерять мать и жену? Да они скажут, что лучше бы ста телевизиров лишились, чем матери, чем единства и благодушия семьи. При этом украденный телевизор можно вернуть, а вот разрушенную изменой верность – нет. Вот почему прелюбодеяние тяжелее воровства.
И ещё нужно сказать по поводу последних слов «потому что ревность – ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров» (Притч. 6:34–35).
Западные толкователи понимали это как указание на месть со стороны мужа. И действительно в древних цивилизациях было правило о том, что если муж застал жену с любовником и убил их на месте, то он освобождается от наказания. Так было в Китае, например, и в других культурах. Однако же здесь все-таки речь идёт не об этом. И к тому же в жизни далеко не всегда муж узнает о супружеской измене, а узнав, далеко не всегда может наказать согрешившего. Здесь говорится о том наказании, которое ожидает после смерти, об этом бесчестье говорится, что оно не изгладится. И мужем, который не пощадит прелюбодея в день мщения, называется здесь Бог. Говорится, что человек не может никакого выкупа в этот день дать за себя, что бы он ни предлагал, он не сможет избежать кары. День мщения – это Страшный Суд.
Сальвиан Марсельский (†480)
Ст. 30-32 Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это
Если рабы воруют, то к воровству они, быть может, принуждены бедностью: ведь даже если им и выдаётся обычная порция, то она удовлетворяет более обычаю, нежели необходимости и тем самым более напоминает подать, нежели насыщает плоть. Поэтому-то из-за нужды вина делается менее порицаемой, поскольку менее порицаем тот вор, который представляется укравшим не по желанию, а по необходимости! Ведь и Писание церковное некоторым образом словно бы оправдывает ущерб, причиненный всяким бедняком, говоря: Вина не так велика на том, кто украл, ибо вор крадёт, чтобы насытить алчущую душу (Притч 6:30; Vulg).
О правлении Бога
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 20-35 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения - путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу. Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины. Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего. Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, потому что ревность - ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров
Предполагая теперь возобновить нить рассуждений и наставлений о целомудрии и о вреде распутства, Премудрый здесь (ст. 20), как и в начале книги (I:8) делает нарочитое увещание к ученику - помнить заповеди и наставления родителей, которые по закону Моисееву (Втор VI:7) не только сами должны были хранить и исполнять заповеди Божии, но и детям возвещать о них. Такое общее вступление пред увещаниями к целомудрию совершенно аналогично подобным же введениям в V:1-2, a VII:1-5 к рассуждению о том же предмете. Ввиду особенной важности заветов о целомудрии, Премудрый настоятельно советует ученику своему - всегда неотложно иметь в мысли, как бы на сердце и шее (ст. 21, ср. III:3; VII:3) родительские заветы, которые и должны охранять юношу от соблазнов во всех положениях и отношениях житейских (ст. 22, сн. 23-24), ибо таково свойство, переданных родителями, заповедей Закона Божия, всегда служащего истинным светом и руководящим началом жизни человека (ст. 23, сн. Пс CXXIII:5), а потому, в частности, заповеди эти всегда сильны удержать неопытного юношу от преступного сближения со злой, т. е. прелюбодейной женой (ст. 24, сн. II:16; VII:5). Теперь, в ст. 25-35, с целью более решительного предохранения юноши от соблазнов прелюбодеяния Премудрый изображает внутреннюю - психологическую и внешнюю - фактическую сторону прелюбодеяния, с указанием гибельных последствий последнего. Прежде всего, Премудрый предостерегает (ст. 25) от самого начала или корня греха прелюбодеяния: нужно остерегаться возникновения похоти или страстного влечения в сердце к блудной и вообще посторонней женщине под впечатлением красоты или кажущейся привлекательности ее наружности. В этом указании Премудрого на необходимость охранять первее всего сердце свое от похотения нельзя не видеть дальнейшего раскрытия заповеди десятословия «не пожелай жены» (Исх XX:17; Втор V:21) и подготовления евангельского возвышенного понимания этой исповеди (Мф V:28). Упомянув далее (ст. 26) о том, что блудница, существо презренное и ничтожное, однако, может погубить человека почтенного, который, впадая в распутство, теряет не только имущество (ср. Притч XXIX:3; Сир IX:6), но и честь и доброе имя, Премудрый далее (ст. 27-29) выражает ту мысль, что всякое соприкосновение с женой ближнего, совершаемое с нечистой целью, никоим образом не может оставаться невинным: подобно тому как невозможно сохранить в целости одежду, если взять в пазуху огонь, равным образом нельзя уберечь от обжога ноги, если пройти по горящим угольям (оба вопроса в ст. 27 и 28 предполагают безусловно отрицательный ответ, как и у Ам III:4-6), так немыслимо сохранить мужчине невинность, незапятнанное имя и безответственность по суду - при неосмотрительно и непозволительно близком общении с неверной женой другого.
В ст. 30-32 предлагается другой бытовой пример из которого выводится та же мысль о неизбежной ответственности человека, подпавшего греху жены любодейной: если вору не прощают его поступка, даже и при наличности смягчающих обстоятельств (голод), - напротив взыскивают всемеро (по закону Моисееву (Исх XXII:1-2)), собственно впятеро или вчетверо; «всемеро» здесь ст. 31, как и в Быт IV:15 - круглое число вместо неопределенного множества, ибо во второй половине стиха штраф определяется еще шире, т. е., даже все имение его дома, то тем более не заслуживает пощады участник прелюбодеяния, к которому ничто его не вынуждало. 33-35. Бесчестие, срам, побои от оскорбленного им мужа будут его уделом; позор останется незагладим тем более, что обесчещенный им муж неверной жены не захочет взять от него и денежного штрафа или выкупа. Но высшим и чувствительнейшим наказанием прелюбодея, по воззрениям Соломона, как и Сираха, является презрение со стороны общественного мнения, несмываемый позор пред обществом.