Скрыть
но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.– 6:8a–

Прочие

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-11 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник

То же чувство самосохранения, по мысли Премудрого, должно побуждать человека к трудолюбию и отвлекать от лености, причем в 6-8 в пример трудолюбия указывается муравей (по LХХ ст. 8 - еще и пчела), а в ст. 9-11 приводятся гибельные последствия для человека от лености его. Муравей, трудящийся во всякое время по собственному, инстинктивному побуждению - без внешнего принуждения (ст. 7) и мудро собирающий себе запасы летом для зимы (ст. 8), является весьма пригодным и внушительным символом и уроком трудолюбия; в качестве такого символа или образца муравей весьма нередко встречается в поэзии арабской и персидской, а также в классической письменности (у Аристотеля, Вергилия, Горация, см. Zockler. Die Spruche Salomionis, s. 69). LXX (также слав. и русск. синод. ) в ст. 8, кроме муравья, приводят в качестве образца трудолюбия и искусства еще пчелу (в Комплютенском изд. греч. текста речь о пчеле опущена): мед пчелы, собираемый ею с величайшим искусством, употребляют во здравие не одни простолюдины, но и цари, и у всех пчела в почете. Хотя о пчеловодстве, как промысле, в Ветхом Завете не упоминается (только уже у Филона и в Мишне), под именем меда (евр. дебаш) (напр., в выражении: земля текущая молоком и медом) разумеется, главным образом, фруктовый мед (и теперь еще называемый в Сирии дибс), но и о пчелином меде библейские евреи несомненно знали (см. Втор I:44; Суд XIV:8; Пс CXVII:12; Ис VII:18), и потому LXX могли в имевшемся у них еврейском подлиннике читать это другое сравнение или олицетворение трудолюбия [Впрочем, по филологическим основаниям, Лагард, Гитциг Евальд, Делич и др. считают всю речь о пчеле собственно греческой интерполяцией]. От сравнения Премудрый переходит (ст. 9 и сл.) к прямому обличению ленивца, беспечно почивающего непробудным сном. На приглашение проснуться (ст. 9, сн. Еккл IV:5; сн. Еф V:14), ленивец отвечает просьбой дать ему еще несколько поспать или подремать (ст. 10, сн. XXIV:33). Но Премудрый угрожает ему неизбежными последствиями беспечности и лености: нищетой бедностью, которая приходит быстро, нежданно, как прохожий как вооруженный разбойник (LXX: ὥσπερ κακος ὀδοὸπόρός ὤσπερ ὰγὰθος δρομευύς, Vulg.: quasi viator, quasi vir armatus), см. 11. В конце ст. 11 LXX, Vulg. (слав., русск.) имеют прибавку, выражающую обратную мысль той, какая высказана в первой половине стиха (в Комплют. Библ. прибавка отсутствует): прибавка имеет вид распространительной глоссы. В гл. XXIV ст. 33-34 повторяются стихи 10-11 рассматриваемой главы, но данной прибавки там не имеется.

Георгий Максимов, свящ.

Притч. 6:6-8

«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою» (Притч. 6:6–8).

Святой Василий Великий говорит: «И какое зло – праздность, нужно ли говорить об этом, когда апостол ясно повелевает не работающему даже и не есть (2Фес. 3:10)? Поэтому как необходимо каждому ежедневно вкушение пищи, так же необходимо и дело по мере сил».

Христианин не должен терпеть праздности, не должен впустую расходовать время, потому что время нашей жизни – это дар Божий. Господь даёт нам его для того, чтобы мы его использовали на благие дела, об этом в притче о талантах говорится. И каждый христианин по мере сил должен трудиться. Вот, допустим, уволили человека, он временно безработный. Ищет новую работу, ходит на собеседования, но пока не нашел. Даже это не повод для праздности, хорошо бы заняться в это время волонтерством, помогать кому-то, – разве не лучше, чем просто лежать на диване? Обычно говорят: работа все отнимает и не оставляет много времени, чтобы делать добрые дела. Что ж, теперь у тебя есть время, используй его. И как знать, видя это усердие с твоей стороны, не пошлет ли Господь тебе еще лучшую работу, чем прежде?

Даже парализованный человек, который физически не может работать, тем не менее, может молитвенно трудиться. Допустим, читай каждый день по сто раз Иисусову молитву за тех людей, которые за тобой ухаживают. Это будет твой труд.

Пребывание в праздности является не только потерей времени, которое Господь нам дал для добрых дел, но также хорошей питательной средой для разных греховных страстей. И наоборот, жизнь в труде, с одной стороны, уберегает человека от многих глупостей, на которые дерзают праздные люди от нечего делать; а во-вторых, приучает человека к регулярному напряжению, помогающему в духовной жизни, потому что духовная жизнь – это тоже духовный труд. И человеку, который живёт в праздности, очень тяжело начинать серьёзную христианскую жизнь, потому что отсутствует навык труда, лень отбивает его.

Вернусь к толкованию святого Василия Великого. Он говорит о том, почему здесь священный писатель призывает: «пойди научись у муравья»: для того, чтобы не было ситуации, когда ленивый человек, если бы ему привели в пример какого-нибудь трудолюбивого человека, мог бы сказать: я слишком слабый, а он сильный, у меня просто нет таких сил, поэтому и не делаю. И вот, по словам святителя, что для того и приводится ему в пример самое слабое существо, которое показывает своё трудолюбие. После этого святой Василий продолжает: «Поэтому надо бояться, чтобы и нам в день суда не сказано было то же самое, когда Давший нам силы заниматься делом потребует и делания, соразмерного с силами».

Господь нам даёт нам и время и силы и возможность для доброделания, а затем спросит, на что мы их на самом деле потратили.

Приведу слова святого Иоанна Златоуста на эти стихи: «Не хочешь понять из Писания, что трудиться – доброе дело и что не трудящийся не должен и есть; не хочешь выслушать этого от учителей – научись же от бессловесных животных. Прими от муравья величайший урок трудолюбия и подивись твоему Господу – не в том только, что Он создал солнце и небо, но и в том, что создал муравья: это животное хоть и малое, но представляет собой великое доказательство премудрости Божьей. Поразмысли же, как оно умно, и подивись, как Бог в таком малом теле мог поместить такую неутомимую охоту к трудолюбию».

В свою очередь святитель Кирилл Иерусалимский говорит: «Трудолюбивейший муравей пробуждает ленивого и беспечного. Ибо кто проводит юные лета в праздности, тот вразумляется животными, будучи обличаем словами Божественного Писания».

Не случайно святой Кирилл указывает особую опасность праздности и лени в юные годы человека. Потому что в эти годы формируется личность и во многом определяется дальнейшая жизнь человека. И очень грустно бывает, когда талантливый, неглупый человек проживает свою жизнь впустую из-за лени, которая сводит к нулю все его таланты. Мне доводилось видеть такие примеры. Человек, одарённый от Бога, казалось бы: как много он мог бы принести пользы себе и другим, но просто не может себя заставить сделать что-то. Отчего так? От того, что в юности не приобрёл навык труда, понуждения себя.

И вот дальше святитель Кирилл говорит: «Ибо видя, как он заблаговременно собирает для себя пищу, подражай ему и собирай для себя плоды добрых дел на будущую жизнь». Так толкует он слова, что муравей «заготавливает летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою». То есть, это указание для христиан проводить жизнь таким образом, чтобы подготовить себе награду в жизни будущей. Таково духовное понимание этих слов, которое не отвергает и буквального понимания.

Если же говорить о буквальном, то стоит отметить, что Священное Писание указывает для простых людей, что это вполне нормально – оказывать попечение об организации своей жизни на ближайшее будущее. Это не относится к монахам, аскетам, которые в полной мере предают себя на волю Божию, посвятив Ему всю жизнь. Но для обычных людей нормально предугадывать какие-то будущие вещи, как здесь сказано: летом заготавливать хлеб, во время жатвы собирать пищу, чтобы было что поесть зимой.

У нас есть два искушения. Одно, наиболее частое – это убеждение, что мы сами обеспечиваем своё будущее. Это ложная мысль. Бог нам всё подаёт. В этом смысле Христос сказал «не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф. 6:34). То есть, нужно верить, что Господь заботится о нас, и не испытывать страха перед будущим, какой бывает у маловерных людей: а вдруг вот это случится, а вдруг денег не хватит… Но другая крайность – это сказать, что Господь должен меня Сам прокормить, а я буду валяться на диване и ничего не делать. Праздность – это грех, и Господь отнюдь не обещал, что Он будет поощрять праздность человека.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible