Скрыть
чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.

Прочие

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-35 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения - путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу. Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины. Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего. Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, потому что ревность - ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров

Предполагая теперь возобновить нить рассуждений и наставлений о целомудрии и о вреде распутства, Премудрый здесь (ст. 20), как и в начале книги (I:8) делает нарочитое увещание к ученику - помнить заповеди и наставления родителей, которые по закону Моисееву (Втор VI:7) не только сами должны были хранить и исполнять заповеди Божии, но и детям возвещать о них. Такое общее вступление пред увещаниями к целомудрию совершенно аналогично подобным же введениям в V:1-2, a VII:1-5 к рассуждению о том же предмете. Ввиду особенной важности заветов о целомудрии, Премудрый настоятельно советует ученику своему - всегда неотложно иметь в мысли, как бы на сердце и шее (ст. 21, ср. III:3; VII:3) родительские заветы, которые и должны охранять юношу от соблазнов во всех положениях и отношениях житейских (ст. 22, сн. 23-24), ибо таково свойство, переданных родителями, заповедей Закона Божия, всегда служащего истинным светом и руководящим началом жизни человека (ст. 23, сн. Пс CXXIII:5), а потому, в частности, заповеди эти всегда сильны удержать неопытного юношу от преступного сближения со злой, т. е. прелюбодейной женой (ст. 24, сн. II:16; VII:5). Теперь, в ст. 25-35, с целью более решительного предохранения юноши от соблазнов прелюбодеяния Премудрый изображает внутреннюю - психологическую и внешнюю - фактическую сторону прелюбодеяния, с указанием гибельных последствий последнего. Прежде всего, Премудрый предостерегает (ст. 25) от самого начала или корня греха прелюбодеяния: нужно остерегаться возникновения похоти или страстного влечения в сердце к блудной и вообще посторонней женщине под впечатлением красоты или кажущейся привлекательности ее наружности. В этом указании Премудрого на необходимость охранять первее всего сердце свое от похотения нельзя не видеть дальнейшего раскрытия заповеди десятословия «не пожелай жены» (Исх XX:17; Втор V:21) и подготовления евангельского возвышенного понимания этой исповеди (Мф V:28). Упомянув далее (ст. 26) о том, что блудница, существо презренное и ничтожное, однако, может погубить человека почтенного, который, впадая в распутство, теряет не только имущество (ср. Притч XXIX:3; Сир IX:6), но и честь и доброе имя, Премудрый далее (ст. 27-29) выражает ту мысль, что всякое соприкосновение с женой ближнего, совершаемое с нечистой целью, никоим образом не может оставаться невинным: подобно тому как невозможно сохранить в целости одежду, если взять в пазуху огонь, равным образом нельзя уберечь от обжога ноги, если пройти по горящим угольям (оба вопроса в ст. 27 и 28 предполагают безусловно отрицательный ответ, как и у Ам III:4-6), так немыслимо сохранить мужчине невинность, незапятнанное имя и безответственность по суду - при неосмотрительно и непозволительно близком общении с неверной женой другого.

В ст. 30-32 предлагается другой бытовой пример из которого выводится та же мысль о неизбежной ответственности человека, подпавшего греху жены любодейной: если вору не прощают его поступка, даже и при наличности смягчающих обстоятельств (голод), - напротив взыскивают всемеро (по закону Моисееву (Исх XXII:1-2)), собственно впятеро или вчетверо; «всемеро» здесь ст. 31, как и в Быт IV:15 - круглое число вместо неопределенного множества, ибо во второй половине стиха штраф определяется еще шире, т. е., даже все имение его дома, то тем более не заслуживает пощады участник прелюбодеяния, к которому ничто его не вынуждало. 33-35. Бесчестие, срам, побои от оскорбленного им мужа будут его уделом; позор останется незагладим тем более, что обесчещенный им муж неверной жены не захочет взять от него и денежного штрафа или выкупа. Но высшим и чувствительнейшим наказанием прелюбодея, по воззрениям Соломона, как и Сираха, является презрение со стороны общественного мнения, несмываемый позор пред обществом.

Георгий Максимов, свящ.

Притч. 6:24-26

Далее продолжается тема, связанная с целомудрием, а именно, с тем, как уберечься от греха прелюбодеяния. Священный автор пишет, что заповеди, которые будет хранить человек, помогут «чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами твоими,] и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу» (Притч. 6:24–26).

Священный автор учит, что следует гасить в самом начале блудные пожелания, не допускать им укореняться, а впоследствии переходить в знакомства, встречи, флирт. Поэтому здесь говорится: «не пожелай красоты её в сердце твоём». Каждое греховное падение начиналось с чего-то, что внешне казалось вполне безобидным, но внутри человек мог заметить и распознать первые уколы греховного пожелания.

Как объясняет преподобный Исаак Сирин: «Не решайся искушать ум свой непотребными помыслами или зрением вводящих тебя в искушение лиц, даже когда думаешь, что не будешь преодолен этим, потому что и мудрые таким образом омрачались и впадали в юродство».

То есть нужно следить за тем, чтобы никакие блудные помыслы не приходили в ум, а если они приходят, не дозволять им в нем задерживаться, но сразу же изгонять, вытеснять – лучше всего Иисусовой молитвой, а если никого рядом нет, то можно и сердце перекрестить, это помогает. Не нужно позволять себе увлекаться, думая: «Это же просто мысли, я ведь на деле не совершаю блуда, так что ничего страшного». Нет, это заражает тебя страстью и подпитывает ее, а когда она, напитавшись, станет сильнее, то овладеет тобой и подтолкнёт к греху на деле.

В каком смысле сказано, что «из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба»? С одной стороны, подразумевается то, что на блудниц люди часто тратят своё имущество, а с другой стороны здесь также говорится о том, что нищета и бедность может быть наказанием от Бога за блуд. То есть, даже если сама по себе блудница не доведёт тебя до нищеты, Господь пошлёт такие обстоятельства, через которые ты будешь наказан и, лишившись имущества, хотя бы нищетой своей будешь обуздан в блудных похождениях, поскольку нищие куда как менее привлекательны для блудниц.

В толковании к этим словам святой Кесарий Арльский говорит, что «сколь дурно это, когда ради времени одного часа, в который кто-либо соединяется с блудницей, он делает себя чужим для вечной жизни и подвергает себя вечному огню».

В силу того, что блуд сейчас очень распространён, к сожалению, иногда у некоторых христиан появляется снисходительное отношение к нему: ну, вроде все так живут. Но Священное Писание совершенно категорично в этом отношении: «блудники и прелюбодеи Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9–11), «участь всех любодеев в озере огненном» (Откр. 21:8). А значит, человек, который живёт в блуде, если не прекратит этот грех и не покается в нем, то после смерти гарантированно отправляется в ад без вариантов, и ни отпевание, ни сорокоусты, ничто ему не поможет, – в том смысле, что в рай его не введут. Поэтому относиться к этому как-то легкомысленно совершенно не следует.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible