Скрыть
глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 16-19 Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями

Глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную (Притч 6:17). Говоря об отдельных членах тела, указывает на злые действия. Что в теле - глаза, язык и руки, то же в душе - разум, стремление, решение. Не без цели перечислил он это: для того, чтобы научились обуздывать их, избегая подражания. Проливающие кровь невинную - те, которые пьют кровь Господа и оскверняют себя постыдными делами.

Сердце, кующее злые замыслы (Притч 6:18). Если сердце будет нечистым, то и члены тела делает нечистыми, так как изливает яд наружу… По душевному расположению братья - те, которые имеют благодать усыновления и повинуются одному отцу - Христу; их усиливаются возмутить беззаконные и страстные помыслы, возбуждая сердце к ненависти, а волю - к постыдным делам.

На Притчи Соломона

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 16-19 Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями

[Соломон] перечисляет шесть основных грехов, но представляет их менее значительными, чем [деяния] того, кто сеет раздор. Ведь и вправду величайшее злодеяние - то, которое разрушает единство и братство, сплоченное чрез благодать Святого Духа. Так вот, человек может смотреть горделивым взором, произносить лживые речи, запятнать себя убийством, злоумышлять против ближнего, осквернять свои члены и другими преступлениями или выдвигать ложное свидетельство против кого-либо. Однако не следует думать, что лжесвидетельство есть то же, что прежде было названо лживым языком. Ведь ложь может и не быть направлена против ближнего. В своем труде о лжи блаженный Августин учит, что существует восемь ее разновидностей. Грешник может нанести вред или себе самому, или другим, но церковный мир при этом не нарушится. Более тяжкие злодеяния совершили Донат, Арий и их последователи, которые посеяли раздор и раскололи братское единство [Церкви].

На Притчи Соломона

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-19 Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит - без исцеления. Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями

В стихах 12-15 Премудрый предостерегает ученика своего от всех видов и проявлений лукавства и коварства, а в ст. 16-19 эти пороки и некоторые другие представляются особенно богопротивными. Уже и ранее (IV:24-25) предостерегал от лукавства и призывал к прямому и открытому образу действий. Здесь он делает то же, но при этом подробно обрисовывает хитрую мимику - глаз, ног, пальцев - коварного и лукавого человека (ст. 13), всегда замышляющего в сердце зло на ближнего и на общество (ст. 14, сн. II:12, 14, III:29): но конечная, неисцельная гибель злодея неизбежна (ст. 15, I:27; III:25; XXIV:22).

Затем, для возбуждения в ученике большего отвращения к порокам злобы, лукавства, коварства, Премудрый называет, ст. 17-19, семь (собственно 6) пороков, составляющих проявления общей порочности и испорченности сердца человеческого. У LXX (и в слав.) мысль о шести пороках в ст. 15 отсутствует. И в других местах кн. Притчей обличаются: гордые глаза (XXX:13), руки, проливающие кровь (I:11) и под., но здесь обличения эти сгруппированы полнее и выражены в особенной свойственной языку притчей форме числового параллелизма.

Георгий Максимов, свящ.

Притч. 6:16-19

«Вот шесть, что́ ненавидит Господь, даже семь, что́ мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (Притч. 6:16–19).

Здесь мы встречаем первую из так называемых «числовых притчей», которые построены на числах и перечислениях. Это способствовало лучшему запоминанию всего списка. Ближе к концу книги их будет больше.

Стоит заметить, что в один ряд ставится такой грех как убийство («пролитие невинной крови») и «сердце, кующее злые замыслы», а также «лжесвидетель, наговаривающий ложь». Понятно, что есть разная степень греха, но все эти грехи равно мерзки перед Богом. Любое зло начинается со злого замысла.

Святой Иоанн Златоуст духовно толкует словосочетание «руки, проливающие кровь невинную». Он говорит, что это касается всех христиан, которые пьют Кровь Господа и оскверняют себя постыдными делами, то есть те, кто причащается, но при этом живёт в грехе, сознательно не оставляя его. Есть большая разница между тем, кто борется с грехом, пусть даже пока ещё не победил его, и тем, кто сознательно предаётся греху, не желая от него отказаться. Именно о такого рода грехах говорит Златоуст.

Приведу также слова святого Беды Достопочтенного в толковании на это место Священного Писания: «[Соломон] перечисляет шесть основных грехов, но представляет их менее значительными, чем [деяния] того, кто сеет раздор». То есть он воспринимает список как идущий от менее худшего к более худшему. И продолжает: «Ведь и вправду величайшее злодеяние – то, которое разрушает единство и братство, сплоченное чрез благодать Святого Духа. Так вот, человек может смотреть горделивым взором, произносить лживые речи, запятнать себя убийством, злоумышлять против ближнего, осквернять свои члены другими преступлениями, – грешник может нанести вред или себе самому, или другим, но церковный мир при этом не нарушится. Более тяжкие злодеяния совершили Донат, Арий и их последователи, которые посеяли раздор и раскололи братское единство [Церкви]».

Донат – это древний предводитель большого раскола, Арий – ересиарх, от которого пошла арианская ересь. То есть, святой Беда говорит о том, что произведение разделений в Церкви посредством раскола или посредством ереси хуже, чем те грехи, которые были указаны выше.

Далее повторяются те мысли, которые уже были выражены в предыдущих главах, но с некоторыми важными дополнениями:

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible