Скрыть
коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-14 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры

Потом придет к тебе, как злой прохожий, бедность, и нужда, как добрый скороход (Притч 6:11; LXX). Нет ничего противнее добровольной бедности, которая весьма быстро постигает ленивого, в быстроте превосходя хороших скороходов. Бедность и нужда значат следующее: бедность - отсутствие знания; скудость - недостаток добродетелей. Смотри на преимущество деятельности. Не хочешь брать уроков у бессловесных? Учись из самого дела по опыту: не окажись более неразумным, чем бессловесные. Итак, избегай бедности. Тяжел труд? Но смотри, чем он оканчивается. Приятна леность? Но подумай о ее последствиях. Мы оцениваем вещи не по началу, а по тому, к чему они приводят. Выходящий из дому не хочет оставаться навсегда в пути, а при самом выходе имеет в виду то, куда придет. Поэтому он и отправляется в дорогу, чтобы достигнуть конца. А ты поступаешь вопреки этому.

На Притчи Соломона

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-19 Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит - без исцеления. Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями

В стихах 12-15 Премудрый предостерегает ученика своего от всех видов и проявлений лукавства и коварства, а в ст. 16-19 эти пороки и некоторые другие представляются особенно богопротивными. Уже и ранее (IV:24-25) предостерегал от лукавства и призывал к прямому и открытому образу действий. Здесь он делает то же, но при этом подробно обрисовывает хитрую мимику - глаз, ног, пальцев - коварного и лукавого человека (ст. 13), всегда замышляющего в сердце зло на ближнего и на общество (ст. 14, сн. II:12, 14, III:29): но конечная, неисцельная гибель злодея неизбежна (ст. 15, I:27; III:25; XXIV:22).

Затем, для возбуждения в ученике большего отвращения к порокам злобы, лукавства, коварства, Премудрый называет, ст. 17-19, семь (собственно 6) пороков, составляющих проявления общей порочности и испорченности сердца человеческого. У LXX (и в слав.) мысль о шести пороках в ст. 15 отсутствует. И в других местах кн. Притчей обличаются: гордые глаза (XXX:13), руки, проливающие кровь (I:11) и под., но здесь обличения эти сгруппированы полнее и выражены в особенной свойственной языку притчей форме числового параллелизма.

Георгий Максимов, свящ.

Притч. 6:12-14

«Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры» (Притч. 6:12–14).

Приведу слова святого Иоанна Златоуста: «Увы, как много значит: во всякое время! Хотя бы хотел он показать что-либо доброе, сам способ говорения полон подозрения: таковой волнует народ, целые города приводит в движение. Таковой не имеет миролюбивого духа, не слышал слова Иисуса: блаженны миротворцы (Мф 5:9)».

То есть, лукавый человек таков не только лишь в то время, когда хочет быть таким. Многие думают: я буду врать лишь своим клиентам, своим партнёрам, своим работникам, но зато с друзьями и родными я буду честен, так что, в общем и целом, я честный человек, это просто где-то мне приходится схитрить ради семьи. Люди по-разному могут себя оправдывать и сами в это верить. Но тот образ действий, который они выбирают по отношению к части людей, меняет их самих, и человек лукавый уже не может быть искренним. Он становится лукавым во всем, как подчёркивает святой Иоанн Златоуст: во всякое время. И нередко такие люди теряют своих близких, поскольку грех постепенно разъедает их отношения с родными.

Далее говорится, что он «мигает глазами своими, говорит ногами своими, делает знаки пальцами своими». Мигает – то есть, подмигивает, это значит, что он посылает кому-то условные сигналы. Общаясь, допустим, в каком-то кругу людей, он не открыто говорит, а вот одному подмигнёт, намекнёт на это, другому знаком скажет что-то, а остальные люди будут смотреть и не понимать, о чем идёт речь. Такой человек привносит разделение и ни к чему хорошему такое поведение не приводит, как сказано в следующем стихе.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible