Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к филиппийцам 4:7
и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
Святые отцы
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Серафим Саровский, прп. (†1833)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
- Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
Прочие
- Марий Викторин (†IVв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе
Что это значит? «Мир Божий» т. е. мир, который устроил Бог с людьми, превосходит всякий ум. Кто в самом деле мог ожидать, кто мог надеятся на такие блага? Они выше не только всякого слова, но и всякого ума человеческого: за врагов своих, за тех, которые ненавидят Его, отвращаются от Него, – за них Он не пощадил предать Единородного Сына, чтобы примириться с нами. Этот-то мир, т. е. примирение и любовь Божья, «соблюдет сердца ваши и помышления ваши».
Дело учителя не только увещевать, но и молиться и молитвой помогать (ученикам), чтобы они не пали под тяжестью искушений, и не были обмануты; как бы так сказал он: кто избавил вас таким непостижимым для ума образом, Тот да сохранит и утвердит вас, чтобы вы ничего не потерпели. Итак, или это объясняет (апостол), или разумеет тот мир, о котором сказал Христос: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27), – он да сохранит вас. Этот именно мир превосходит всякий ум человеческий. Если же ты спросишь: каким образом? – то слушай. Когда Господь заповедует иметь мир с врагами, которые обижают, вооружаются против нас и ненавидят нас, – не выше ли это ума человеческого? Но обратим особенное внимание на первые слова: «Мир, который превыше всякого ума». Если мир (превосходит всякий ум), то тем более сам Бог, податель мира, превосходит всякий ум, не только наш, но даже ум ангелов и горних сил. А что значит – «Во Христе Иисусе»? В Нем да сохранит, говорит, чтобы вы были непоколебимы и не отпали от веры в Него.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе
То есть мир, который Бог устроил с человеками, превосходит всякий ум, не человеческий только, но и ангельский, - как если бы апостол сказал: Он спас или избавил нас так, что ум наш не в состоянии сего постигнуть. Ибо кто ожидал, что такие блага будут нам дарованы и что мы примиримся с Богом? Он Сам вас будет беречь и предохранять, чтобы вы даже не мыслили чего-либо дурного. Или же апостол говорит о мире, о котором Господь сказал: мир оставляю вам (Ин. 14:27), он будет охранять вас. Ибо и таковой мир превосходит всякий ум, так как Господь повелевает, чтобы мы имели мир со врагами и с теми, кто обижает нас. Если же мир превосходит всякий ум, не тем ли более существо дела? Выражение во Христе Иисусе значит: Он соблюдает вас в Себе, чтобы вам не отпасть от Него, но паче пребывать в Нем.
Серафим Саровский, прп. (†1833)
Сей мир, как некое бесценное сокровище, оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим перед смертью Своею, глаголя: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам. О нем также говорит и Апостол Павел: И мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе (Флп. 4, 7); Мир имейте и святыню со всеми, иже кроме никтоже узрит Господа (Евр. 12, 14).
Итак, мы должны все свои мысли, желания и действия сосредоточивать к тому, чтобы получить мир Божий и с Церковью всегда вопиять: Господи Боже наш, мир даждь нам (Ис. 26, 12).
Феофан Затворник, свт. (†1894)
И мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе
Мир Божий — или мир с Богом, который Бог устроил с человеками, не пощадив Единородного Сына Своего, дабы примириться с нами, или мир Божеский, Божественный, тот, которым мирствует Бог в Себе и который ниспосылает Он в души искренно верующих и верно живущих по вере, как сказал и Спаситель: мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14:27). (То и другое святой Златоуст и другие наши.) Они — оба — одно и то же, или в одном сходятся. Мир в сердцах верующих созидается чрез посредство примирения с Богом в Господе Иисусе Христе. В лице Господа примирение совершено для всех и навсегда; но каждый усвояет его себе под особыми условиями. Когда исполнит он сии условия, мир Божий чрез Господа Иисуса Христа осеняет его и преисполняет все его внутреннее. Есть путь к сему миру, который надо пройти, чтобы вкусить его.— Как не всякий верующий проходит его или не прошел еще весь, то не всякий и вкушает сей мир. Потому Апостол и желает, чтобы все вкусили его, чтоб он всех осенил, — чтобы все сподобились сего неизъяснимого блага, исполнив все для сего потребное.
Да соблюдет, — соблюдет, охранит, будет стражем. Это подает и ту мысль, что у Апостола здесь выражается не благожелание, а следствие предыдущего, как бы так: сделайте все прописанное, и мир Божий оградит вас и будет стражем вашим. — Если мир — следствие; то предыдущее все средство к нему. Что же? Когда вы, преодолев всякое самоугодие, вступите в крестный путь самоотвержения безжалостного, когда погасите в себе всякую раздражительность и облечетесь в кротость, когда, отбросив злую многозаботливость, предадите души свои и телеса, и всю участь свою временную и вечную предадите в руки Господу, близ вас и в вас сущему, и во всем, — и во всякое время, во всяком месте, во всяком случае, — будете к Богу возноситься в теплой, благоговейной и неразвлеченной молитве: тогда Божий мир осенит вас и будет блюсти сердца ваши и разумения ваши. Другими словами это так: изгони самоугодие, раздражительность и злую заботу,— и изгонишь все смущающее; предайся Господу и предстой Ему в молитве,— и будешь воспринимать все успокоивающее и умиротворяющее. — Следствие очевидно: и мир Божий будет охранять тебя. Пока страсти не преодолены, пока душа не успокоилась в Боге; мира Божия не жди. По временам разве он будет заходить,— чтобы сладостию своею мануть тебя всё — вперед и вперед на добром пути твоем.
Мир Божий, пришедши, будет блюсти сердца и разумения. Разумения, — понятия, мысли, помышления. Сердца — чувства и расположения. В обычном нашем состоянии мысли толкутся, как порошинки инея, и сердце беспрерывно волнуется то под влиянием мыслей, то от требований самоугодия, раздражительности и заботы. Чем больше укрощаются сии враги наши, тем спокойнее становится сердце и тем меньше бурлят мысли. Когда совсем они прогнаны будут, тогда сердце совсем успокоивается и помыслы улегаются. — Но это не иначе бывает, как так, чтобы, от одного отставая, приставать к другому. Ни мысли без действия, ни сердце без чувств быть не могут. Отучая их от одного, в то же время надо приучать их к другому, противоположному. Сие приучение производит то отучение. — Чему именно приучать, — изъясняет Апостол в следующем стихе. Здесь скажем ко всему Божескому. Божеское, и в непрестанном действии находясь, — пребывает в мире.
Мир сей — превосходит всякий ум, и, потому что неизъясним, нельзя его ввесть в обычные понятия и изобразить его другому так, чтобы он понял. Его только вкушать можно; и вкушающий понимает его, но сравнить его ни с чем не может, чтоб изъяснить. И потому еще он превосходит всякий ум, что находит помимо ума; ум не умеет достигнуть его; он дается, а как и почему, это непостижимо.
Дается о Христе Иисусе. — Только истинные христиане иметь его могут. Путь к нему единственный — истинная христианская вера. Кто осуществляет ее в себе, с Господом Иисусом Христом во един дух бывает; а чрез Него едино с Божеством. Вкушение мира Божия есть то же, что вкушение богообщения. Когда Бог сообщается с духом человека, тогда и миром осеняется он. Бог есть Бог мира. — Общение же с Богом бывает только в Господе Иисусе Христе; путем, который содержит одна православная вера.
Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе
Боже мира! Даруй Ты мне этот мир, превосходящий всякое разумение, чтобы он соблюдал в надлежащих пределах и разум и сердце мое. Но Ты, Господи, – мир наш. Что же нужно для соединения с Тобою, чтобы иметь в душе мир небесный? Стараться ни о чем больше не думать и не говорить, как о том, что истинно, честно, праведно, пречисто, прелюбезно, доброхвально, что составляет добродетель и похвалу христианина.
Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
Ст. 6-7 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе
Жизнь христианина чрезвычайно сложна и опасна. Беды со всех сторон: от явных врагов и тайных. Как сохраниться от соблазнов, как уберечься от ошибок? С одной стороны, наше легкомыслие: мы сами кидаемся в объятия греха, или легко смотрим на предостережения, или сами не понимаем, как жесток по своим результатам грех. С другой стороны, наша человеческая ограниченность: мы с добрыми намерениями часто делаем непоправимые ошибки, так как не можем предусмотреть всех обстоятельств. Поэтому во всех случаях нам нужно главным образом молиться Богу и Ему открывать все свои думы и дела, просить благословения и помощи, ибо только Господь может оградить нас от ошибок, удержать на правильном пути.
В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания
Марий Викторин (†IVв.)
и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе
Ведь когда мир Божий сойдет на нас, мы познаем Бога. Не будет ничего нестройного, противоречивого, оспариваемого через доказательства и содержащего вопросы, дабы удержать нас в бренном. Когда мы обретем мир Божий, все будет явлено таким образом, чтобы с нами был разум. Ибо в мире -покой и безмятежность.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе
Может быть наша молитва и не всегда будет иметь успех (ср. 2Кор. 12:8 и сл. ), но во всяком случае мы можем надеяться на то, что в молитве мир сойдет в нашу душу и успокоит нас от наших волнений и забот. Такой мир, происходящий от Бога (Божий) стоит несравненно выше успокоения, какое может нам дать человеческий разум (превыше всякого ума). Этот мир непременно сбережет, сохранит и сердце и ум (помышления) в общении со Христом, не даст человеку отпасть от Христа.
См. также Толкование на Фил. 4:1
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
4. Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю: радуйтесь.
5. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, –
7. и мир Божий, который превыше всякаго ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
Научая Филиппийцев правилам христианской жизни, Апостол прежде всего внушает им иметь радость о Господе, потом быть кроткими, беспечальными, полагая надежду на Бога, Которому должно молиться разными молитвами (прошения, благодарения), обещая, что при этом излиется на них мир Божий, пользуясь коим, они уразумеют Христа и пребудут в Нем сердечно, как они были верны Ему доселе.
По поводу двукратного внушения Апостола радоваться, св. Иоанн Златоуст говорит: «так говорить свойственно крепко уверенному и показывающему, что человек, пребывающий в Боге всегда радуется. Скорбит ли такой, терпит ли что, всегда радуется. Ибо слушай, что повествует Лука об Апостолах: идяху радующеся от лица собора, яко за имя Его сподобишася бесчестие прияти (Деян.5:41). Если бичи и узы, которые по-видимому всего тягостнее, производят радость, то что другое может причинить им печаль?» Новейший наш толковник присоединяет к сему указание на то, что Апостол увещевает к радости христианской, «существенным свойством которой должно быть постоянство. Непостоянство же есть удел радостей земных». По изъяснению св. Василия Великого, «Апостол приглашает всегда радоваться, но не всякого, а того, кто подобен ему, не живет во плоти, но имеет живущего в себе Христа».
В изъяснение же того, почему Апостол после увещания в кротости напоминает о близости Господа, преосвящ. Феофан говорит: «что обыкновенно говорит обижаемый в утешение себя? Есть Бог Судия; Он воздаст. Если приложить к сему убеждение, что Судия сей – вот явится: то лучшего средства к успокоению встревоженного сердца и быть не может». «Но можно не при скорбях только, но и во всех обстоятельствах жизни – всю печаль свою возвергнуть на Господа. И Апостол внушает совершенную преданность в волю Божию, отсекая пагубную многозаботливость, которая томит душу и отнимает покой сердца. Ибо хоть трудишься, но плод труда Господь подаст. На Него и возверзи всю печаль. – И опять потому, что Он близ... Войди сознанием в сию истину. Когда же войдешь, то, помышляя о величии Сущего близ, можешь ли не молиться! Первое условие успеха в молитве – молить во всем, т. е. при всякой потребности – духовной и житейской. В этом существо преданности Богу. Второе – молись молитвою и молением, т. е. из глубины души. В основе здесь лежит вера и упование. Третье – молись с благодарением. Четвертое – молись, сказывая сам прошения. Пятое – молись пред Богом, сказывая о предметах, Бога достойных, сознавая, что ты пред Богом». «Сделайте все прописанное и мир Божий оградит вас и будет стражем вашим, осенит вас и будет блюсти сердца ваши и разумения ваши». «Мир сей превосходит всякий ум – и потому, что нельзя его внесть в обычные понятия, и потому еще, что он находит помимо ума, о Христе Иисусе. Вкушение этого мира – то же, что богообщение. Общение же с Богом бывает только в Иисусе Христе, путем, который содержит одна православная вера».
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Ин.14:27. Мир понимается здесь в смысле внутреннего в человеке умиротворения, а не внешнего: Рим.14:17; Фил.4:7; о мире с внешней стороны ученикам Своим Христос сказал: «в мире будете иметь скорбь»: Ин.16:33; а в другом месте Господь еще сильнее высказал о предстоящих скорбях исповедников учения Его: Мф.10:32-36;24:5-9.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими
священник Николай Рудинский (†1937)
4.6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
4.7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
4:6–7. Здесь святой Павел дает полное руководство, как достигнуть создания мирного настроения в сердце, и обеспечить успех в духовной жизни. Три страсти особенно волнуют душу, лишают сердце мира и препятствуют нам совершенствоваться в духовной жизни: плотоугодие, гнев и забота о мирском. Первые две святой Павел отсек укором плотоугодникам и заповедью о кротости, а здесь отсекает последнюю: не заботьтесь ни о чем, говорит. Этим он не поощряет безделье, а устраняет пагубную многозаботливость, которая обычно лишь томит душу, и отнимает всякое спокойствие сердца. Он как бы говорит: трудись, а что будет из труда, то предай определить Господу. Прими же то, что Он подаст тебе, ибо Он подает согласно дел. И положись на Него, предавшись во всем в Его волю, твердо верь и живо укрепись в мысли, что Он близок к тебе. Оставь свои заботы, и Ему только сказывай, молись о том, в чем имеешь нужду.
Далее святой Павел указывает и условия благоугодной Богу молитвы. Первое – молись всегда, при всякой потребности внутренней и внешней, духовной и житейской. Не думай так, что в одном ты сам успеешь, а другое испросишь у Господа. Все от Господа – и большое и малое. Второе – молитвою и прошением, то есть из глубины души, а не чтением только молитв. Третье – молись с благодарением, возблагодари за полученное, а потом проси нового чего (Василий Великий). Четвертое – молись, открывая сам свое желание. Чувствуешь нужду, веруешь и надеешься, что можешь получить только от Господа, скажи Ему это, как умеешь. Пятое – молись, пред Богом, сказывая прошения свои. Молись о предметах, достойных Бога, о том, что Ему угодно, и помни, что Он близ тебя, видит твое душевное расположение. Вследствие такого настроения души, очистившейся от страстей, и вступившей в постоянное и живое, через молитву, общение с Богом, подастся ей от Бога мир Божий, который будет сохранять сердца и помышления, чувства и расположения, понятия, мысли и помышления. В обычном течении нашей жизни сердце наше беспрерывно волнуется то под влиянием мыслей, то от страстей самоугодия, раздражительности и заботы. Когда же страсти будут укрощены, и душа приучится к противоположному им – к Божескому, тогда она получит от Бога мир, превосходящий всякий ум, то есть понять и объяснить который обычным порядком нельзя, его можно только ощущать – вкушать. Он дается только во Христе Иисусе истинным христианам. Он есть богообщение с духом человека. Когда Бог входит в общение с духом человека, тогда и мир осеняет его.
А чтобы настроить душу к Божескому, святой Павел указывает о чем должно помышлять.