Скрыть
Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть

Не по причине скудости радуюсь и не по тому, что меня окружает изобилие, говорю это, ибо я научился быть самодовольным тем, (что у меня есть) в чем твердо стою ныне.

Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 11-12 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке

«Я научился быть довольным тем, что у меня есть», ибо он знал, что корень всех зол есть сребролюбие (I Тим. VI, 10), почему и был доволен своим и не искал чужого. Для меня – говорит – достаточно того, что я имeю; мало ли, много ли, – для меня вполнe достаточно (plurimum). Яснeе это можно бы было выразить так (expressius aliquid dicendum videtur). Для меня, – говорит, – достаточно того, что я имeю, т. е. я не терплю в чем либо нужды, (хотя и) не имeю избытка. Не имeю нужды, потому что не ищу чего либо большаго; не обладаю изобилием, потому что имeю не для одного только себя, но для многих. Это (сказано) о деньгах.

Впрочем, это же можно сказать и обо всем, так как он доволен был настоящим, т. е. не искал большаго почета, или большаго послушания, он не желал широкой славы, не искал незаслуженной благодарности, но, претерпeвая труды, ожидал конца своего подвига, увeренный в (получении им) награды. «Умeю, – говорит, – и смириться». Ибо похваляться может (laudi datur) не то смирение, которое чуждо знанию (indocta), а то, которое отличается (с одной стороны) скромностию, а (с другой правильной) самооцeнкой (sui scientiam). Есть ведь еще смирение, (рождающееся) из страха, неопытности или невeдeния. Потому то Писание и говорит: «И смиренных духом спасет» (Пс. XXXIII, 19). Итак, прекрасно сказал: «Я умeю смиряться», т. е. (знаю), в каком мeстe, в какой мeрe, с какою цeлию, в каком служении, в какой должности. Не умeл смириться фарисей, и потому был отвергнут, умeл мытарь, и потому был оправдан. (Лук. XVIII, 11 и сл.).

Но ап. Павел умeл и преизбыточествовать, так как имeл богатый дух, хотя, впрочем, не обладал сокровищами богатаго. Умeл преизбыточествовать тот, кто не требовал денежных приношений, но искал плодов в благорасположении. Можем понимать и так, что умeл преизбыточествовать тот, который мог сказать: «Уста наши отверсты к вам, коринфяне, сердце наше расширено» (II Кор. VI, 11).

Он все испытал: и насыщение, и голод. Блажен, кто умeл насытиться во Христe, так как то насыщение, которое содeлывает знание, не тeлесно, а духовно. И по справедливости необходимо знание, потому что «не одним хлeбом живет человeк, но всяким словом Божиим» (Втор. VIII, 3). Кто умeл так насыщаться и так алкать, тот умeл всегда искать новое, алкать Бога и насыщаться в Господe. Умeл алкать (и апостол), который знал, что алчущие насытятся (Mф. V, 6), умeл и мог изобиловать тот, кто, ничего не имeя, всем обладал (II Кор. VI, 10).

Об обязанностях священнослужителей. Книга II

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть

«Говорю это не потому, что нуждаюсь», т. е. я сказал: «уже вновь», и этим укорил (вас) не по желанию собственной пользы, и не жалуясь на скудость, будто я беден, – так как не этого искал. Откуда видно, Павел, что ты не тщеславишься? «И мы пишем вам не иное», – говорит он к Коринфянам, – «как то, что вы читаете или разумеете» (2Кор. 1:13). И к филипийцам не сказал бы так, чтобы не быть обличенным (во лжи). Не сказал бы этого, если бы тщеславился, потому что говорил знающим (его), и от них было бы стыднее слышать обличение (во лжи). «Ибо я», – говорит, – «научился быть довольным тем, что у меня есть». Значит это – дело научения, упражнения и старания; это не легко, напротив, весьма трудно и весьма утомительно. «Довольным тем», – говорит, – «что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем», то есть, я умею и малым пользоваться, и сносить голод и бедность.

Беседы на послание к Филиппийцам

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 11-12 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке

Всякие люди, конечно, могут претерпеть бедность, но уметь жить в скудости - великое дело. И в изобилии кто не может жить? Но уметь жить в изобилии свойственно лишь тому, кого изобилие не испортит.

О супружеском благе

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть

Видишь ли, что нелегкое дело радоваться в довольстве; для этого нужно упражнение и старание. Научился, говорит.

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Не яко по скудости глаголю: аз бо навыкох, в нихже есмь, доволен быти

Что глаголю? Изъявляю такую радость. Не потому так радуюсь, что недостатки меня сокрушали, а вы их устранили. К этому я уже привык, уже научился довольствоваться тем, что есть, что случится иметь. Не говорит, что скудости не было, – но изъявляет, что она не тяготила его, что он не чувствовал ее, не была она для него горе сокрушающее. Навыкох, – научился опытами жизни и разумным пониманием течения ее, в преданности Богу, устрояющему пути наши. В них же есмь, – в каких ни бываю обстоятельствах, скудно ли у меня все или всего вдоволь, все то принимаю как от руки Господа и всем тем доволен бываю. Все – слава Богу.

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-13 Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе

Ап. Павел, по принципу, не хотел ни от какой церкви получать деньги на свое содержание. Он сам работал, чтобы остаться вполне независимым (1Сол. 2:7; 1Кор. 10:15-27; 2Кор. 11:7; 12:13). Теперь филиппийцы прислали ему с Епафродитом пособие, и Апостол, вопреки своему принципу, принял это пособие, не желая огорчить филиппийцев отказом. Но желая сохранить свою независимость, он говорит, что возрадовался этому пособию «в Господе», т. е. не личной эгоистичной радостью, а истинно христианской. Возрадовался он прежде всего за самих благотворителей филиппийцев, потому что увидел из их поступка, что их обстоятельства изменились к лучшему. Из 2 Кор. (8:2 и сл.) мы знаем, что Македонские церкви, и в том числе, конечно, Филиппийская, находились прежде в довольно жалком внешнем состоянии и кроме того терпели преследования от врагов христианства. Теперь, очевидно, они настолько оправились, что могут послать Апостолу вспоможение, которое они хотели бы послать и раньше, но не имели к тому возможности. Но пусть они не понимают его благодарности в том смысле, что он давно уже ожидал от них пособия. Нет, он умеет довольствоваться и тем, что имеет под рукою, и недостатки его не тяготят, не лишают душевного спокойствия. В этом умении жить и в лишениях он видит особое действие укрепляющего его Иисуса Христа.

Ст. 10-20 Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби. Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу. Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом. Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь

Апостол выражает свою радость о том, что филиппийцы прислали ему пособие, и прибавляет, что это благодеяние принесло пользу и им самим, утвердив в них чувство любви к Апостолу.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

10. Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.

11. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть:

12. умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии, научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке;

13. все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

 

Выражая Филиппийцам признательность за их пожертвования и готовность к новым, Апостол высказывает, что он принимает все это с чувством радости и утешения, как добрый плод, благотворный для самих жертвующих и угодный Богу (как благовонное куренье). Что же касается удовлетворения нужд Апостола, то он почти не знал их, так как умел жить и в довольстве и в скудости, из чего он заключает, что и все, что бы ни случилось с ним, он может перенести спокойно, при содействии Иисуса Христа. По словам Иоанна Златоуста, Апостол «сие делает (т. е. так говорит) для того, чтобы благодетельствующие не надмевались, и были ревностны к благотворению, так как чрез это они приносят более пользы самим себе, а принимающие благодеяния не без страха бы спешили принимать, чтобы не подвергнуться осуждению. Ибо сказано: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати (Деян.20:35)». По поводу слов Апостола: «вся могу...», св. Григорий Богослов замечает, что хотя Апостол изнемогал телом, однако оставался непобедим по духу. А св. Василий Великий изъясняет, что Апостол говорит сие не для того, чтобы себя самого выставлять, но чтобы низложить безрассудное высокомерие и превозношение некоторых. К сему преосвящ. Феофан присовокупляет: «где сила Божия, там исчезают немощи. Благодать Божия делала то, что Апостол и, не евши, не голодал, и, ничего не имея, был как богатый».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

4.11 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.

4.12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.

4.13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

4:11–13. Не потому, говорит, так радуюсь, что сокрушали меня недостатки, а вы их устранили. К этому я уже привык, уже научился довольствоваться тем, что случится иметь. Умею и малым пользоваться, сносить голод и бедность, и жить в изобилии. Он совсем забыл о телесной жизни, и никакая забота о ней, не приходила ему на сердце. Об одном он заботится – о деле проповеди, об успехах Евангелия. Но это, говорит, не мое совершенство, но Давшего мне крепость (Златоуст). Благодать Божья делала то, что я и не евши, не голодал, и ничего не имея, был как богач. Где сила Божья, там исчезают немощи. Часто мучеников огонь не жег, и не топила вода, и строгание тела не причиняло боли. Немощи природы и у них были те же, как и у нас, а сила духа не та. Но святой Павел не пренебрегал пособием. Он рад ему, и принимает как жертву, благоприятную Господу.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible