Скрыть
Чему вы научились, что́ приняли и слышали и видели во мне, то́ исполняйте, – и Бог мира будет с вами.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 8-9 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами

Что только истинно, что верно или справедливо, что в смирении, - чему и научились вы и видели в нас, то помышляйте и делайте.

Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 8-9 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами

«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо». Что значит: «Наконец»? То есть, все уже нам сказано. Это выражение свойственно тому, кто поспешает и нисколько не останавливает внимания на настоящем. «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне» (Фил. 4:9). Что значит – «что любезно»? Любезное верующим, любезное Богу. «Что только истинно». Совершенно истинное то же, что добродетель, а ложь то же, что порок, так как и удовольствие порока ложь, и слава его ложь, и все, что в мире, ложь. «Что чисто» – сказано в противоположность выражению: «они мыслят о земном». «Что честно» – в противоположность: «Их бог – чрево». «Что справедливо, что достославно» – вот о чем, говорит, («помышляйте»). «Что только добродетель и похвала». Здесь он внушает им попечение и в отношении к людям «О том», – говорит, – «помышляйте». Видишь ли, что он хочет изгнать из душ наших всякое злое помышление? Ведь от (злых) помыслов происходят злые дела. «Чему вы научились, что приняли». Вот прекрасное учение – при всех увещаниях (апостол) представляет в образец самого себя, как и в другом месте говорит: «Которые поступают по образу» (Фил. 3:17); и здесь опять: «Чему вы научились, что приняли», т. е. наставлены, «и слышали и видели во мне» – и из слов, и из действий, и из образа жизни. Видишь ли, что заповедь эта касается всего? Так как невозможно было подробно говорить о всем, и о входах, и об исходах, и о словах, и о наружном виде, и о дружестве, – а христианину о всем этом следует заботиться, – то он кратко и вообще сказал: «и слышали и видели во мне», т. е. в присутствии моем; как бы так сказал: я руководствовал вас и делами и словами. «То исполняйте», – не только говорите, но и делайте, – «и Бог мира будет с вами», т. е., если вы так это соблюдете и будете иметь мир между собою, то пребудете в спокойствии и великой безопасности, не испытаете ничего неприятного, и ничего противного вашим желаниям. Если мы имеем мир с Богом, – а имеем его через посредство добродетели, – то тем более. Он пребудет с нами. Тот, Кто столько возлюбил нас, что пришел и к нежелавшим (пришествия Его), – не гораздо ли более покажет Свою любовь, если увидит обращающихся к Нему? Нет ничего настолько враждебного нашей природе, как порок. А каким образом порок враждебен, а добродетель дружественна, – это видно из всего.

Итак что же, скажешь? Для похвал должно жить? (Павел) не сказал: взирай на похвалу, но – делай и похвальное, впрочем не для похвалы. «Что только истинно»: а похвалы – ложь. «Что честно, что чисто»: честным означается внешнее, пречистым душевное достоинство. Не полагайте, говорит, претыкания и не давайте повода (2Кор. 6:3). Так как он сказал: «Что достославно», то чтобы ты не подумал, что говорит просто об отношении к людям, присовокупил: «Что только добродетель и похвала, о том помышляйте, то исполняйте». Желает, чтобы непрестанно в этом пребывали, об этом старались, об этом помышляли.

Беседы на послание к Филиппийцам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне

Так как нельзя было говорить обстоятельно обо всем, о входах, выходах, слове и одежде, то говорит вообще: чему вы научились, что слышали посредством изустного научения, что приняли письменно и что видели во мне чрез самые дела. Потому что являть себя примером, как часто говорилось, есть самое лучшее учение.

То исполняйте

Не только помышляйте и не только говорите, как выше было сказано, но и делайте.

И Бог мира будет с вами

То есть если вы будете исполнять это, то будете жить в спокойствии. Потому что, когда мы будем в мире с Богом, конечно, посредством добродетели, и с людьми («с ненавидящими мир я был в мире» (Пс. 119:7), то Сам Бог будет с вами. Так как, если Он ищет удаляющихся от Него, то как Он не придет к приближающемуся к Нему?

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Имже и научистеся, и приясте, и слышасте, и видесте во мне, сия творите: и Бог мира будет с вами

Не так, что о том, что пред сим сказал, помышляйте, а на что теперь указывает, то творите. Но и там помышляйте и здесь творите,— все одно и то же, о чем там сказал. Здесь прибавляет только: этому-то я вас учил словом и делом,— это-то вы и приняли. Ну — и творите то: и Бог мира будет с вами.

Апостол всячески заботится облегчить их голову, чтоб не ломали ее, обдумывая, что же такое делать,— что такое истинное, честное, чистое, что всякая добродетель. Делайте так, как слышали от меня и как видели во мне. Я не новое что говорю, а то же, чему вы уже научились и что приняли; если слов моих не припомните, на дела смотрите, которые труднее забываются. «И словами сему вас учил я, и в делах это же вам показывал» (блаженный Феодорит). «Вот прекрасное наставление! При всех увещаниях Апостол представляет в образец самого себя. Как и выше говорит: яко имате образ нас (ср.: Фил. 3:17),— так говорит и здесь: и слышасте, и видесте во мне,— и из слов, и из действий, и образа жизни научились вы.— Поелику невозможно было подробно говорить о всем, потому кратко и вообще он сказал: слышасте, и видесте во мне,— то есть когда я бывал у вас; как бы так сказал: я руководствовал вас и словами, и делами. Так и делайте» (святой Златоуст).

И Бог мира будет с вами. Бог всюду есть; не не со всеми и не во всех есть; потому что не все с Ним бывают. Самоугодие и страсти отдаляют нас от Бога,— до того, что мы совсем забываем Его. Но коль скоро вместо самоугодия избираем богоугождение и вместо страстей — добродетели, тогда мы начинаем быть с Богом. А Бог давно уже с нами. Грехи только разлучали. Коль скоро устранены грехи, Он тут и есть. Чрез покаяние и обещание угождать Богу мы примиряемся с Ним. Он принимает нас, обращающихся к Нему, благоволительно покрывает нас Своею любовию и исполняет всякою силою. «Когда мы имеем мир с Богом, то тем паче Он пребудет с нами. Если Он щадил нас,— отдалявшихся от Него, то не гораздо ли паче покажет к нам любовь Свою, увидев нас обращающихся к Нему?» (святой Златоуст).

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном

Амвросиаст (†IVв.)

Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами

Бог наш истинно есть Бог мира. Он всегда призывает к миру, и призыв Его не в силе, не в страхе, не в слабости. Таков Его мир, что Он даже позволяет совершать грех против Него, хотя, конечно же, Он может не только смирить противников, но и подчинить их - и страхом явленной силы Своей, и невыразимым Своим величием. Однако такой мир свойствен людям, но не Богу, для Которого мир - сама Его природа.

На Послание к Филиппийцам

Марий Викторин (†IVв.)

Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами

Здесь Павел говорит: то исполняйте. А выше он сказал: о том помышляйте. То исполняйте добавлено теперь для того, чтобы эти блага были не только в мыслях, но и осуществлялись на деле.

Комментарий на Послание к Филиппийцам


Затем Павел, как и выше, добавил поощрение, говоря: и Бог мира будет с вами. Такое поощрение более всего необходимо филлипийцам, дабы у них не возникло никакой распри, все мыслили едино и в их церквах был мир. И Бог мира, Который есть Отец, и Сын Его, Господь наш Иисус Христос, даруют мир всякой душе, обращенной к Богу.

Комментарий на Послание к Филиппийцам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами

Апостол ставит себя примером для подражания и говорит, что если читатели будут идти намеченной им дорогой, то Бог мира будет с ними. Таким образом заключение 7-го стиха здесь повторяется. Апостол хочет сказать, что добродетели ценны в особенности потому, что ведут к общению с Богом, Который дает истинный мир душам людей.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Фил. 4:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

8. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

9. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами.


Научая Христиан помышлять о разных добрых делах, Апостол сначала указывает на основу их – истину, а потом и на ее проявления в отношении к людям (честность, справедливость, чистота, любезность, достославность, добродетель, слава). А чтобы в помышлениях сих не спутаться, он указывает на свой пример, а также и на такое его руководительство, которое совершалось им самолично – чрез устные наставления и чрез это самое писание, в ранее сказанных словах. По изъяснению св. Иоанна Златоуста, «совершенно истинное – то же, что добродетель, а ложь – то же, что порок». «Честным означается внешнее, а пречистым душевное достоинство». Относительно же обетования мира Божия он замечает: «когда мы имеем мир с Богом, то тем паче Он пребудет с нами. Если Он щадил нас, отдалившихся от Него, то не гораздо ли паче покажет к нам любовь Свою, увидев нас, обращающихся к Нему?» По мысли нашего нового толковника, «то, что в стихе 8-м Апостол рассматривает, как предмет помышлений, желаний, то в 9-м стихе выставляет, как предмет действия. Связь между тем и другим очевидна. Так как действие предполагает мысль о себе, то, чтобы оно по своему нравственному характеру было чисто, должна быть чиста и мысль, вызвавшая его. Следовательно, на пути к нравственному совершенству человек прежде всего должен озаботиться очищением своих помыслов, очищением сердца, ибо оттуда, по слову Господа, исходят злые помыслы (Мф.15:19). Требуя же осуществления добрых помыслов, Апостол показывает, что помыслы без приложения к делу не составляют совершенства. А постановление этого требования после 7-го стиха, где сказано: мир Божий соблюдет сердца ваши, – показывает, что, в усвоении благодати, человек должен принимать деятельное участие в созидании своего спасения» (Назаревский).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

4.9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.

4:9. Всему этому, говорит, я учил и словом и делом, своим поведением. Это-то вы и приняли, это и делайте, и Бог мира, когда вы примиритесь с Ним своею добродетельною жизнью, будет с вами в общении.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible