Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к филиппийцам 4:20
Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.
Святые отцы
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Амвросиаст (†IVв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь
А эта слава принадлежит не Сыну только, но и Отцу. Когда славится Сын, то славится и Отец. И так как он сказал, что это бывает во славу Христа, то, чтобы кто-нибудь не представлял (славы) Его одного, прибавил: «Богу же и Отцу нашему слава», т. е. та самая, которая воздается Сыну.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь
Здесь апостол прославил одного Отца, в другом же месте прославляет одного Сына, ибо говорит: от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь (Рим 9:5). Но и там не отлучает Отца от Сына, и здесь - Сына от Отца, общее же песнословие приносит Божественному естеству.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь
Поскольку он сказал: во славу Сына, то прибавил, что слава Христа есть вместе и слава Отца.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Богу же и Отцу нашему слава во веки веков. Аминь
Это заключение не предыдущей только мысли, но и всего Послания.— Богу же нашему,— не великому только, и неисследованному, и неприступному, но и Отцу нашему благоприступному, к нам приблизившемуся в Сыне Своем воплощенном и нас к Себе приблизившему в том же Сыне, в качестве благодатных сынов, Духом Святым порождаемых, таковому Богу и Отцу слава за все и от всех, во веки веков, не теперь только, но и во всю вечность. Аминь — да будет так, да сознают все щедроты Его и да славят Его устами и сердцем и в этой жизни, и за гробом.
Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном
Амвросиаст (†IVв.)
Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь
Здесь апостол не делает различия, а говорит в общем: Богу же и Отцу нашему слава во веки веков. Говоря о Боге, имеет в виду страх; говоря об Отце - почтение, а кроме того - и начало всего.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 17-20 Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу. Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом. Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь
Опять Апостол повторяет, что его радует не сам дар, а то, что этот дар есть плод их христианского настроения, так как, в самом деле, важно не то, что он получил даяние - он не искал его, - а то, что сами филиппийцы будут иметь от этого поступка своего большую для себя пользу, и уже имеют ее… Потом как бы желая предупредить и отклонить присылку новых даров, он уверяет читателей в том, что у него нет ни в чем нужды, а даже есть излишек. Затем поступку филиппийцев он опять дает необычайно высокую оценку, сравнивая его с благоугодной Богу жертвою. Пусть поэтому Сам Бог вознаградит их и удовольствует их потребности не только телесные, но и духовные (всякую нужду вашу). Благодарность свою Апостол заключает прославлением Бога.
См. также Толкование на Фил. 4:10
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
19. Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.
20. Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.
Как бы воздавая духовным даром за земные дары Филиппийцев, Апостол молится о даровании им всех потребных им благ, подаваемых чрез Иисуса Христа, к славе Божией, которая должна быть воссылаема во веки веков. По изъяснению св. Иоанна Златоуста, «Апостол Павел здесь присовокупляет то же, что и в послании к Коринфянам, говоря: даяй семя сеющему, и хлеб в снедь да подаст, и умножит семя ваше (2Кор.9:10). Ибо молится о них, дабы они были в изобилии и имели, что сеять.... Нет ничего неуместного молиться о том, чтобы люди, так пользовавшиеся достоянием своим, имели довольство и изобилие... Смотри же, о чем он молится. Не сказал: Бог да содевает вас богатыми и пребогатыми, – но что? Да исполнит всякое требование ваше, так чтобы не быть вам в нужде, но иметь все потребное (сравн. Мф.6:11)». «Если Павел молится о дающих, то тем более мы, принимая (благодеяния), не должны стыдиться поступать таким образом (т. е. молиться)». «Да сознают все щедроты Божии и да славят Его устами и сердцем в этой жизни и за гробом» (преосвящ. Феофан).
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
4:20. Это – заключение всего послания. Да славят все и устами, и сердцем, Бога и Отца нашего, за щедроты Его к роду человеческому, и в этой жизни, и за гробом.