Скрыть
сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом

Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом (ст. 21), присовокупляет Он. Здесь Он разумеет вообще демонов, а не одних только лунатиков. Видишь ли, как и апостолам говорит уже о посте? Не говори мне о редких случаях, что некоторые и без поста изгоняли бесов. Хотя и рассказывают про некоторых, что они и без поста изгоняли бесов, однако быть не может, чтобы человек, живущий среди утех, избавился от такого недуга: нет, страждущий таким недугом имеет особенную нужду в посте. Ты скажешь: если нужна вера, для чего же еще нужен пост? Для того, что кроме веры и пост много придает крепости; он научает великому любомудрию, человека делает ангелом, и укрепляет противу сил бестелесных. Впрочем, не сам по себе; - нужна еще молитва, и она должна предшествовать. И смотри, какие блага происходят от этих двух добродетелей. Тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать и милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Потому-то и апостолы всегда почти постились. Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легче самого ветра. Таковой не дремлет, не говорит много, не зевает и не расслабевает на молитве, как то со многими бывает, но он быстрее огня и выше земли; потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов, так как нет сильнее человека, искренно молящегося. Если жена могла преклонить жестокого начальника, который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился, - то тем более может преклонить Бога тот, кто непрестанно предстоит пред Ним, укрощает чрево и отвергает утехи.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Сей же род изгоняется только молитвою и постом

Когда Он учит, каким образом может быть изгоняем злейший демон, он наставляет всех к жизни.

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 19-21 Тогда ученики, приступивши к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас. Сей же род изгоняется только молитвою и постом

Апостолы убоялись, не утратили ли они дарованной им силы над демонами? Поэтому наедине, волнуясь, спросили. Господь, укоряя их, как далеких еще от совершенства, говорит: «по неверию вашему»; если бы вы имели теплую, горячую веру, то она, хотя бы и казалась малой, совершила бы великое. Где апостолы переставляли горы, об этом ничего не написано. Но вероятно, что они переставляли, хотя и не написано, так как не все записано. Иначе: обстоятельства не требовали, поэтому апостолы и не переставляли, но делали гораздо большее. Обрати внимание, что сказал Господь: «скажете горе сей: перейди отсюда», то есть когда скажете, тогда и перейдет. Но апостолы не говорили этого, потому что время не требовало и не было нужды, и поэтому горы не переходили. Скажи, они и перешли бы. «Сей же род», то есть род демонов, «изгоняется только молитвою и постом». Ибо должно особенно поститься тем, кто находится во власти демонов, и тем, кто имеет намерение исцелять от них. Молитва же бывает истинною тогда, когда она соединена не с пьянством, а с постом. Обрати внимание и на то, что каждая вера есть зерно горчичное. Оно считается ничтожным, по причине буйства проповеди, но если случается добрая земля, оно развивается в дерево, на котором вьют гнезда птицы небесные, то есть мысли, парящие ввысь. Поэтому кто имеет теплую веру, тот может сказать этой горе: перейди, то есть демону. Ибо Господь показал демона исходящего.

Толкование на Евангелие от Матфея

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

сей же род изгоняется только молитвою и постом

И рече им: сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом (Мк. 9:29). Важность подвига постного в некоторых особенных случаях открывает нам происшествие, предложенное благоговейному вниманию нашему ныне в Евангелии. Апостолы после того, как Господь даде им силу и власть на вся бесы и недуги целити (Лк. 9:1), после того, как они прохождаху сквозь веси, благовествующе и исцеляюще всюду (Лк. 9:6), встретили одержимого мучительным духом немым и не могли освободить страждущего, доколе Господь Иисус не употребил Сам Своей Божественной силы и власти. После чудес, уже обыкновенных для них, внезапная недействительность данной им силы побудила их вопросить Господа, почему не могли они изгнать духа немого. На сие Господь ответствовал: сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом. Как важно здесь значение, как велика сила поста, соединенного с молитвою! Не видно, чтобы Господь, давая власть апостолам изгонять нечистых духов и исцелять недуги, требовал от них поста. Он не возлагал на них строгого поста при Себе, а отлагал оный до времени Своего страдания. Еда можете сыны брачныя, дондеже жених с ними, сотворити поститися? Приидут же дние, егда отъят будет от них Жених, и тогда постятся в тыя дни (Лк. 5:34). И, видно, апостолы чудодействовали, не употребляя усиленного подвига поста и протяженной молитвы; а просто именем Христовым и данною им властью повелевали, и повеленное исполнялось. Но видно также, в страждущем от духа немого необыкновенно велика была сила зла; и потому для победы над нею потребна была высшая степень силы благодатной и благотворной. Какие же, кроме веры, уже действовавшей в апостолах, могут быть средства и пособия для достижения высшей степени благодатной и благотворной силы? Господь предлагает молитву и пост. Сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом.

Видите ли благопотребность поста, соединенного с молитвою? Апостолам он нужен; нам ли не нужен? Чудотворцам он помогает; можем ли мы пренебрегать его помощью? Победе над мучительным и преобладающим духом зла он способствует: не ближе ли способствовать будет к укрощению плоти, вопиющей против духа?

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом

Как велика сила поста и молитвы! Не мудрено: во время поста душа становится господствующею над похотями тела, вообще подчиняет его себе, а чрез плоть действует весьма часто диавол; постник побеждает, следовательно, и плоть и диавола – значит, тогда он близок к Богу по нравственному своему состоянию и всего легче может делать силы Божии. Если к этому еще присоединяется молитва, которая низводит к нам благословение и помощь неба, тогда человек действительно может повелевать не только вещественною природою, но и падшими духами. Чем победил диавола Сам Господь? Постом и молитвою.

Дневник. Том I. 1856


Отчего и постом? Оттого, что во плоти нашей, вкусившей некогда убийственного плода преслушания, гнездится этот древний змий-человекоубийца, а плоть усиливается над духом нашим чрез невоздержание ее; пост же ослабляет ее, а вместе с нею – и диавола. Чрез чрево сильно действует диавол на людей, потому что и душа наша во внутренностях (дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50,12)), – и что желудок (живот) в физическом отношении, то сердце (душа) – в духовном; как живот, поколику он есть причина жизни физической, находится в самой средине нашего телесного естества, так и соответствующее ему духовное жизненное начало – тоже в средине, откуда оно простирает свои действия на голову и на все другие части тела. Два – два: едино противу единому. Как же должна быть важна заповедь о постах! Когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься (Мф. 9,15). Видите, Сам Господь признал нужным для нашего спасения пост!

Дневник. Том III. 1859–1860

Николай Сербский, свт. (†1956)

Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом

Пост и молитва суть два столпа веры, два огня живые, попаляющие злых духов. Постом утишаются и уничтожаются все плотские страсти, особенно блуд; молитвою утишаются и уничтожаются страсти души, сердца и ума: злые намерения и злые дела, мстительность, зависть, ненависть, злоба, гордость, славолюбие и прочие. Постом очищается телесный и душевный сосуд от нечистого содержимого – мирских страстей и похотей; молитвою низводится благодать Духа Святого в освобожденный и очищенный сосуд, а полнота веры состоит в обитании Духа Божия в человеке. Православная Церковь испокон веков подчеркивала значение поста как испытанного лекарства от всех страстей плотских и как грозного оружия на злых духов. Все, уничижающие или не признающие пост, в действительности уничижают и не признают ясное и важное правило, вписанное Господом нашим Иисусом Христом в систему человеческого спасения. Пост усиливает и продлевает молитву, молитва и пост укрепляют веру, вера же передвигает горы, изгоняет бесов и все невозможное делает возможным.

Беседы. Неделя четвертая Великого поста. Евангелие о бессилии неверия и силе веры

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 14-23 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились

В то время, когда Господь Иисус с тремя избранными апостолами был на горе Преображения, враги Его книжники едва не успели посмеяться над девятью учениками, которых Он оставил под горой. Обходя с проповедью грады и веси, ученики Христовы изгоняли и бесов, но теперь не могли изгнать беса из одного отрока.

Видно, предсказания Господа о Его грядущих страданиях и смерти, Его учение о необходимости страданий для них самих, сделали умы их боязливыми, а при таком беспокойном, смущенном состоянии, когда с ними не было не только Самого Господа, но и старейших собратий, обладавших большей, чем они, духовной силой, их вера оказалась слабой и недостаточной для изгнания беса. Здесь повторилось то же, что было при Синае: пока Моисей был на горе Богоявления, враг восторжествовал над народом и склонил его к идолопоклонству; а теперь книжники всячески старались посмеяться над безсилием учеников Христовых и тем унизить в глазах народа Самого Господа. Но вот является Сам Он, возвращаясь со священной горы, с лицом, сияющим еще лучами славы преображения, так что, увидев Его, весь народ, во множестве собравшийся около Его учеников, «изумился», как говорит святой евангелист Марк, и, подбегая, приветствовал Его. Сияло некогда славой и лицо Моисеево, когда он сошел с Синая после Богоявления; но то было сияние грозной славы, так что «Аарон и все сыны Израилевы боялись подойти к нему»; просветленный же Божественной славой лик Иисуса Христа, хотя и внушал благоговейный страх, однако же всех привлекал к Нему своей благостью и неземной красотой. Господь одним Своим появлением около учеников уже возвещал им победу: когда они пришли к народу, подойдя к толпе, Господь властно вопрошает книжников, принимая под защиту Своих учеников: о чем вы спорите с ними? Если есть какое-то недоумение, то спрашивайте Меня. Книжники, так дерзко наступавшие на учеников, смутились и ничего не отвечали Божественному Учителю. Ученики чувствовали себя как бы виноватыми перед Господом и тоже безмолвствовали. Тогда протиснулся из толпы народной то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Учитель! Я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым. Умоляю Тебя, он у меня один, – Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает… «В беснующихся в новолуния, – говорит святитель Афанасий Александрийский, – не луна причина умопомешательства, но злотворный и коварный диавол. Будучи не в состоянии иным способом принудить людей к идолопоклонству, он наблюдает новомесячие луны и в это время делает так, что страждущий падучей болезнью вопит, чтобы родные больного поклонялись луне с мыслью, что она послала беса». И отец болящего отрока жалуется Господу: злой дух схватывает его, терзает его, так что он вдруг вскакивает, испускает пену, скрежещет зубами и, цепенея, замирает.

Эти припадки беснования случаются с ним во всяком месте, постоянно грозят его жизни, ибо часто в этом состоянии он сам бросается в огонь и часто в воду, и злой дух насилу отступает от него, измучив его, я приводил его к ученикам Твоим, просил их изгнать духа нечистого, они пытались сделать это, и они не могли исцелить его… Видно, что у несчастного отца вера была очень слаба; в этом и сам он потом сознается; «но если неверие отца было причиной того, что злой дух не выходил, то за что же Господь потом обвиняет учеников? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает: – Этим показывает Он, что верой они могут исцелять больных и без посредников. Ибо часто и вера посредника бывает достаточной, чтобы даже от меньших собратий получить желаемое, равно и сила чудотворца часто бывает достаточна, чтобы сотворить чудо, хотя бы приходящие и не имели веры. Елисей воскресил мертвого тогда, когда никто не веровал, ибо бросившие мертвеца бросили его не по вере, но убоявшись опасности убежали, и от одной силы святого тела Елисеева мертвец восстал. Отсюда видно, что и ученики были слабы верой, но не все: столпы не были при этом. И вот, отец бесноватого жалуется на них Иисусу Христу, но Христос, отклоняя от них обвинение в глазах народа, более обвиняет его самого»; из уст Его исходит слово скорбного негодования и упрека: Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! Неужели, несмотря на все чудеса Мои, вы все еще не имеете веры? доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? «Так говорит врач, когда больной не слушает его советов», – толкует блаженный Иероним. Доколе мне ходить к тебе и истощать мое искусство? Я велю одно, а ты делаешь другое. А что Господь гневался не на людей, а на пороки их, видно из тех слов, которые тотчас же присовокупил: приведите его ко Мне сюда. Отрока привели, но лишь только он увидел Божественного Чудотворца, злой дух потряс его и стал бить: он упал на землю и валялся, испуская пену… «Сатана, по выражению одного толкователя, приходит в великую ярость, страшась угрожающей ему гибели». Говорить со страдальцем, чтобы успокоить его душу, было нельзя; поэтому Господь вступает в разговор с отцом, возбуждая в нем веру и добрую надежду Своим Божественным состраданием. «Как давно это сделалось с ним?» – спросил Господь. «С детства», – отвечал отец, и, чтобы еще более вызвать жалость, он снова пересказывает Господу об опасном состоянии сына и восклицает: «если Ты, Господи, что можешь более, чем Твои ученики, то сжалься над нами и помоги нам!» В этом «помоги нам» слышится та же горячая родительская любовь, какая слышалась в словах жены Хананеянки.

Но в словах: «если что можешь», уже звучит сомнение и неверие, поэтому Господь и сказал ему: «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9:23). Так, когда блеснула первая искра этой веры и осветила глубокую пропасть неверия в сердце несчастного отца, из его уст вырвался слезный, жалобный вопль: «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Так бывает и всегда: только тогда человек может увидеть, как страшно погибельно неверие, когда благодать веры озарит его сердце. Толпа народа, между тем, все увеличивалась; всем хотелось видеть, что будет с несчастным отроком-страдальцем. Чтобы не давать пищи праздному любопытству толпы, и вместе с тем наградить слабые начатки веры скорбящего отца, Господь властно повелительно обратился к нечистому духу: и запретил ему Иисус, «сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него» (Мк. 9:25). За этими словами Господа последовал дикий вопль и страшное сотрясение, и отрок сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер… И бес вышел из него, но вышел с величайшим сопротивлением. Такая дерзость духа злобы была попущена Господом для вразумления предстоящих; они на опыте увидели, как дерзок диавол, и как, несмотря на свою дерзость, он трепещет пред Господом. Но милосердный Владыка жизни и смерти, взяв за руку отрока, поднял его и отдал отцу его, и отрок исцелился в тот час. Так Господь еще раз посрамил книжников и фарисеев, которые хотели посмеяться над Его слабыми в вере учениками. А ученики, чувствуя свою немощь, задумались о причине своего неуспеха. «Мне кажется, – говорит святитель Златоуст, – они боялись, – не потеряли ли благодати, им сообщенной»; поэтому, когда вошли в дом, тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали (спросили Его): почему мы не могли изгнать его? тогда как прежде бесы покорялись нам? Иисус же сказал им: по неверию вашему, по недостатку у вас веры, для которой все возможно. Всякая такая слабость – от неверия, всякая сила – в вере. Ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру в Мою помощь и всемогущество, хотя бы и малую, с горчичное зерно, но веру твердую, чуждую колебаний, и имеющую в себе внутреннюю силу, как жгучее горчичное зерно, – и скажете горе сей (может быть, Господь указал на Фавор, видневшийся из окон дома): «перейди отсюда туда», и она послушает вас, она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас, никаких препятствий не будет существовать для вас, никаких трудностей, которые людям часто представляются горами.

«Скажешь, – замечает святитель Златоуст, – где они сдвинули с места гору? Я скажу, что они сделали гораздо более, воскресив тысячи мертвых. Ибо не столько нужно силы, чтобы передвинуть гору, сколько – чтобы выгнать из тела смерть. Между прочим, повествуют, что святые, после них жившие и их гораздо меньшие, передвигали и горы, когда требовала того нужда. Поэтому очевидно, что и апостолы могли бы сдвинуть, если бы только нужно было, но не было тогда нужды. А может быть, это и случилось, но нигде не упоминается, ибо не все чудеса описаны. Подивись здесь их любомудрию и силе духа: любомудрию, что не скрыли своей слабости, силе духа, потому что тех, которые не имели веры и с зерно горчичное, в короткое время Господь так возвысил, что потекли в них реки и источники веры». Господь сказал, что этот случай требовал особенно сильной веры, которая выражалась бы в молитве, столь настойчивой, чтобы при ней человек забывал даже о пище: сей же род демонов изгоняется только молитвою и постом как самого страждущего, так и исцеляющего; а такой крепкой веры в настоящем случае у них и не было. «Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – как и апостолам Христос говорит о посте? Пост с верою много придает крепости, ибо человека соделывает ангелом, да еще укрепляет против безтелесных сил. Но этого мало: нужна еще молитва, и она должна предшествовать. Потому-то апостолы почти всегда постились. Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легче самого ветра». «Видите ли потребность и пользу поста, соединенного с молитвой, – говорит наш святитель Филарет, митрополит Московский, – апостолам он нужен, нам ли не нужен? Чудотворцам он помогает: можем ли мы пренебрегать его помощью? Победе над мучительным и преобладающим духом зла он способствует: не больше ли способствовать будет к укрощению плоти, воюющей против духа?» «Беснующийся в новолуния, – говорит блаженный Иероним, – изображает человека, предающегося по временам разным порокам и впадающего то в огонь любодеяния, то в те воды, кои противны любви». Следовательно, каждый одержимый страстью грешник есть в духовном смысле бесноватый и требует исцеления, а это исцеление, т.е. очищение его души от страстей, без поста и молитвы совершиться не может. Объясняя слова Господа: «сей род», толкователи замечают, что есть различие в степенях злых духов, что как есть на небе между Ангелами иерархия или чиноначалие, так и у злых духов есть и подчиненные, и начальствующие, более сильные. Во время пребывания их в Галилее, – пишет святой Матфей, – когда весь народ дивился тому, что творил Иисус, Сам Он еще раз напомнил ученикам Своим о Своих грядущих страданиях.

Иисус сказал им: не увлекайтесь теми восторженными словами, которыми народ выражает свое удивление при виде Моих чудес. Этот народ оставит Меня. Пусть эти слова укрепляют веру вашу в Мое Божественное достоинство, но не думайте, что Я воспользуюсь этим расположением ко Мне народа, чтобы объявить Себя Мессией – завоевателем, какого ждет он. Вложите вы себе в уши слова: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. Но ученикам не хотелось думать о том, что им было не по сердцу, они не поняли силы слов Иисуса Христа, смысл которых как бы закрыт был от них, и они боялись спросить Его, боялись услышать что-либо еще более скорбное. Сердце человеческое неохотно расстается со своими заветными мечтами даже и тогда, когда здравый разум показывает необходимость принять неприятную для сердца истину. Их сердце чувствовало, что приближаются скорбные для них дни, и они весьма опечалились. «Нельзя сказать, – говорит святитель Златоуст, – чтобы они ничего не понимали: напротив, знали они, что Он умрет, ибо непрестанно слышали об этом. Но чтобы могла случиться с Ним такая смерть, этого они ясно еще не понимали, не знали и того, что это за воскресение. Ибо весьма любили Учителя». Как часто в последнее время Господь напоминает ученикам о Своих страданиях: Он говорит об этом тотчас после исповедания Петра; говорит о Своем кресте, когда учит о самопожертвовании; слово крестное слышится из уст Его на Фаворе в беседе с великими пророками; о воскресении упоминает Он, заповедуя ученикам молчать о Фаворском видении; снова говорит о страданиях, объясняя им пророчества об Илии, и, наконец, опять, с особенной силой, говорит о том же, в последний раз проходя Галилею. Но каждый раз, когда говорит Он об этом, Он как бы утешает учеников Своих или явлением Своего всемогущества в чудесах, или откровением Своего Божества в воскресении. Сколько любви, сколько отеческой нежности видно во всем этом!..

Троицкие листки. №801-1050

Евфимий Зигабен (†1118)

сей же род не исходит, токмо молитвою и постом

Род всех демонов изгоняется не иначе как молитвою и постом не только исцеляющего, но и страждущего, и даже больше – страждущего. Молитва весьма страшна демону; а более сильной и могущественной делает ее пост, не позволяя ни пресыщению ослаблять телесную крепость, ни происходящим из него парам повреждать мозг и омрачать ум. И когда тело обладает силою, и ум действует, не развлекаясь, тогда восходит молитва сильнее огня и страшнее всего. Поэтому пост и молитву должно всегда соединять.

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

 сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Сей род: демонов, из коего один так ужасно мучил упоминаемого здесь лунатика, или – вообще весь род демонов (Злат.).

– Изгоняется только молитвою и постом: чтобы изгонять этот род демонов, нужна вера более совершенная, которая достигается усиленною молитвою и постом, так как пост и молитва, отрешая человека от всего земного, по преимуществу вводят человека в общение с Богом и чрез то укрепляет веру. В связи с Мф.17:20 все изречение Иисуса Христа можно выразить так: «если вы будете иметь истинную и искреннюю веру хотя в малой степени, вы будете совершать дела необыкновенные, кажущиеся невозможными; но чтобы изгонять сей род злых демонов, вам нужно обладать тою степенью веры, на которую возводят только молитва и пост; а таковой веры у вас в настоящем случае не было». «Ты скажешь, если нужна вера, для чего же нужен еще пост? Для того, что пост с верою много придает крепости, ибо научает великому любомудрию, человека соделывает ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных. Но этого мало; нужна еще молитва. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится... Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра; он быстрее огня и выше земли, потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов, так как нет сильнее человека, искренно молящегося» (Злат.).

Толкование на Евангелие от Матфея

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(Мф.17:21) сей же род изгоняется только молитвою и постом
    Смотри примечание к Мк.9:29
Сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом. Эти слова должно сопоставить со словами Господа у ев. Матфея, в Мы.17:20-21. Ответствуя на вопрос учеников: почто мы не возмогохом изгнати его (духа нечистого), Господь, по ев. Матфею, сказал: за неверствие ваше, а по ев. Марку, прямо сказал эти слова (помещенные у ев. Матфея ниже, ст. 21): сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом. Значит, для изгнания или отгнания сего рода злых духов нужна вера, которой, тогда мало еще было у апостолов (см. ев. Матфея) нужны молитва и пост (см. ев. Марка). Чтобы не представлять Иисуса Христа разноречащим об одном и том же предмете, должно принять, что для одной и той же цели Он в обоих местах Евангелия предлагал одно и то же средство; какое же? веру, конечно (см. у Матфея), но не праздную, а выражающуюся в молитве и посте (см. у Марка), так что вера, молитва и пост оказываются здесь одним и тем же. Штундисты и лютеране, уничижая пост и проповедуя только одну веру, разделяют неразделимое, различают то, что Христос считал за одно.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

сей же род изгоняется только молитвою и постом

(Мк. 9:29). Некоторые экзегеты, ссылаясь на то, что 21 стиха нет в некоторых рукописях и переводах, признают этот стих позднейшей вставкой или заимствованием из Мк. 9:29. “Сей род” — относится, конечно, к демонам.

«Изгоняется только молитвой и постом,” т.е. только истинно верующий делается способным, при помощи молитвы, изгонять демонов.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

сей же род изгоняется только молитвою и постом

Сей род, т, е. демоны, изгоняется (не исходят) токмо (только) при вере, молитвою и постом; потому что пост и молитва, отрешая человека от всего земного, вводят его в общение с Богом, и чрез то укрепляют его веру и умножают чудотворную силу. «Кто молится и постится, — пишет св. Златоуст, —тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра; он быстрее огня и выше земли, потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов». Это особенно мы видим из житий свв. подвижников. «Видите ли потребность и пользу поста, соединенного с молитвою? — замечает при этом Филарет, митрополит московский. — Апостолам он нужен, нам ли не нужен? Чудотворцам он помогает, можем ли мы пренебрегать его помощию? Победе над мучительным и преобладающим духом зла он способствует, не ближе ли будет способствовать к укрощению плоти, воюющей против духа?» «Каждый, одержимый страстью, грешник, — говорит один из духовных писателей, — есть в духовном смысле бесноватый и требует исцеления, т. е. очищения души его от страстей; а это исцеление не может совершиться без поста и молитвы».

Толкование на Евангелие от Матфея.

---- См. также Толкование на Мф. 17:20

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О посте.

Мф.6:16–18. Первые же слова этого стиха говорят о посте – «когда поститесь», осуждается здесь только лицемерный пост: Тов.12:8. Молитвою и постом изгоняется самый лютый род бесов: Мф.17:21; упражняться в посте учили апостолы: 1Кор.7:5; и Сам Господь: Мф.9:15.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О посте.

Мф.9:15. Ученики Господа Иисуса не постились, пока Он был с ними, а когда «отнят был у них жених», тогда стали поститься: Деян.13:2–3; 14:23. Учил о посте и Сам Иисус Христос: Мф.6:16–17; 17:21; и святые апостолы: 1Кор.7:52Кор.6:4–5; 1Кор.9:27.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О посте.

Мф.18:3-6. Если бы и не представлялось опасности соблазнить нарушением поста «малых сих», то все же грешно будет нарушать освященный Самим Господом пост: Мф.4:2;17:21;6:18, установленный Церковью, преслушники которой называются язычниками: Мф.18:17. Первые христиане постились: Деян.13:2-3; Лк.2:37; и апостол опасался соблазнять брата своего: 1Кор.8:13, и порабощал тело свое: 1Кор.9:27.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О вере и делах.

Мк.11:23. Под верою Господь нераздельно разумеет и молитву, и пост: Мф.17:21; при этом, пользоваться плодами веры может тот, кто пребывает в Христе, и есть едино с Ним: Ин.15:7; а такое единение достигается в Церкви: Еф.1:22; Мф.8:17.

 

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible