Скрыть
Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 19-20 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда », и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас

Тогда приступльше ученицы Его на едине, спросили Его: почто мы не возмогохом изгнати беса? Мне кажется, они боялись, не потеряли ли благодати, сообщенной им; они получили власть над духами нечистыми: потому и спрашивают Христа, пришедши к Нему тайно, не потому, что стыдились (раз дело уже совершилось, и они были обличены, то не для чего им было стыдиться словесного признания), а потому, что они намерены были вопрошать Его о предмете важном и тайном. Что же Христос? За неверствие, говорит, ваше; аще бо имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди, и прейдет, и ничтоже невозможно будет вам (Мф. XVII, 20). Скажешь: где они сдвинули с места гору? Я скажу, что они сделали гораздо более, воскресивши тысячи мертвых. Поистине, не столько потребно силы передвинуть гору, сколько выгнать из тела смерть. Говорят, впрочем, что святые, после них жившие и их гораздо меньшие, передвигали и горы, когда требовала того нужда. Отсюда очевидно, что и апостолы могли бы сдвинуть, если бы только нужно было, но так как тогда не было нужды, то не следует и обвинять их. Да и Господь не сказал: передвинете непременно, но: можете передвинуть. А если они не переставляли гор, то не потому, что не могли (иначе как же могли они совершать более важные чудеса), но потому, что не хотели; а не хотели потому, что не было нужды; а может быть, это и случалось, но нигде не упоминается, так как не все чудеса описаны. К тому же они тогда еще были не столько совершенны. Почему? Ужели не имели такой веры? Не имели; они не всегда были одинаково совершенны. Так Петр то называется блаженным, то укоряется; так и прочие получают от Христа упрек в неведении, когда не разумели слова о квасе. Может быть и в настоящем случае апостолы обнаружили слабость веры, так как прежде креста они были не совсем совершенны. Говоря здесь о вере, Христос разумеет веру чудодействующую, и желая показать неизреченную силу ее, указывает на горчицу, которая хотя по виду весьма не велика, но имеет весьма великую силу. Итак в доказательство того, что и самая малая искренняя вера имеет великую силу, указывает на горчицу; не останавливаясь на этом, упоминает затем еще и о горах и, восходя далее, прибавляет: ничтоже невозможно будет вам.

Подивись же и здесь их любомудрию и силе духа: любомудрию, потому что не скрыли своей слабости; силе Духа, потому что тех, которые не имели веры и с зерно горчичное, Он в короткое время так возвысил, что протекли в них реки и источники веры.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 19-20 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас

Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам

Это то же, что Он говорит и в другом месте: О чем вы ни будете просить во имя Мое с верою, то получите (Ин. 15:7). Итак, когда только мы не достигли прошения, причиной этого бывает не бессилие Того, к Кому обращена просьба, а виновность просящих.

если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас

Некоторые полагают, что вера, сравниваемая с зерном горчичным, называется малой, когда [Господь] сравнивает Царство Небесное с зерном горчицы; но в то же время апостол говорит: Если имею всю веру, так что могу и горы переставлять (1Кор. 13:2). Следовательно, вера, сравниваемая с зерном горчицы, велика. Перемещение горы указывается не в отношении той горы, которую мы видим плотскими очами, но той, которая была перемещена Господом из лунатика, потому что, когда Он говорит: Скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет, Он имеет в виду демона. Поэтому те, которые стремятся доказать, что апостолы и все верующие в действительности имели не малую веру, должны быть изобличены в неразумии, потому что никто из них не переместил этой горы. В самом деле, ведь имеет значение не столько передвижение горы с одного места на другое и тщетное искание на показ чудесных знамений, сколько перемещение на пользу всех той горы, которая, по словам пророка, губит всю землю (Зах. 4:7).

Толкование на Евангелие от Матфея

Максим Исповедник, прп. (†662)

Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда,” и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас

Тот, кто просто верует, согласно Евангелию, передвигает посредством делания гору своей порочности, отстраняя от себя прежнюю расположенность к непостоянному круговращению чувственных [вещей]. Тот, кто может быть учеником, принимает из рук Слова [Божиего] куски хлеба ведения и напитывает ими тысячи, делом являя приумножающуюся силу Слова (Мф. 14:14-21, 15:32-39). А тот, кто в силах стать апостолом, исцеляет всякую болезнь и недуг, изгоняя бесов, то есть действия страстей; исцеляя же болящих, он через упование приводит к добродетели лишенных ее и укрепляет словом суда немоществующих вследствие страха (Мф. 10:1). Ибо тот, кому дарована власть наступать на змей и скорпионов (Лк. 10:19), уничтожает начало и конец греха.

Слово Божие подобно горчичному зерну, и до того, как быть посаженным, оно кажется малым, а посеянное надлежащим образом Оно становится столь великим, что [все] возвышенные логосы чувственных и умопостигаемых тварей, наподобие птиц [небесных], обретают покой в [ветвях] Его. Ибо логосы всех вещей пребывают в Слове Божием и вмещаются в Нем, но ни одно из сущих не вмещает в себя Его. Поэтому сказал Господь, что имеющий веру с горчичное зерно может словом передвинуть гору, то есть изгнать прочь власть диавола, довлеющую над нами, сдвинув ее с основания.

Горчичное зерно есть Господь, Который сеется Духом в сердцах, приемлющих [Его]. И кто [своими] добродетелями заботливо выращивает это зерно, тот сдвигает гору перстного помышления, добровольно отстраняя [от себя] устойчивый навык порочности. И тогда в нем самом обретают покой, словно птицы небесные, логосы и способы [осуществления] заповедей, а также божественные Силы.

Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 19-21 Тогда ученики, приступивши к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас. Сей же род изгоняется только молитвою и постом

Апостолы убоялись, не утратили ли они дарованной им силы над демонами? Поэтому наедине, волнуясь, спросили. Господь, укоряя их, как далеких еще от совершенства, говорит: «по неверию вашему»; если бы вы имели теплую, горячую веру, то она, хотя бы и казалась малой, совершила бы великое. Где апостолы переставляли горы, об этом ничего не написано. Но вероятно, что они переставляли, хотя и не написано, так как не все записано. Иначе: обстоятельства не требовали, поэтому апостолы и не переставляли, но делали гораздо большее. Обрати внимание, что сказал Господь: «скажете горе сей: перейди отсюда», то есть когда скажете, тогда и перейдет. Но апостолы не говорили этого, потому что время не требовало и не было нужды, и поэтому горы не переходили. Скажи, они и перешли бы. «Сей же род», то есть род демонов, «изгоняется только молитвою и постом». Ибо должно особенно поститься тем, кто находится во власти демонов, и тем, кто имеет намерение исцелять от них. Молитва же бывает истинною тогда, когда она соединена не с пьянством, а с постом. Обрати внимание и на то, что каждая вера есть зерно горчичное. Оно считается ничтожным, по причине буйства проповеди, но если случается добрая земля, оно развивается в дерево, на котором вьют гнезда птицы небесные, то есть мысли, парящие ввысь. Поэтому кто имеет теплую веру, тот может сказать этой горе: перейди, то есть демону. Ибо Господь показал демона исходящего.

Толкование на Евангелие от Матфея

Петр Дамаскин, прп. (†XIIв.)

Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда,” и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас

Однако желающий приобрести веру, которая есть основание всего благого, дверь таин Божиих и беструдная победа над врагами, нужнейшая всякой добродетели, крыло молитвы и вселение Божие в душе, должен потерпеть всякий искус, каким будет искушаем от врагов и многих и различных помыслов, которых никто не может понять, ни сказать о них что-либо, ни изобрести их, как только изобретатель зла диавол. Но пусть таковой не боится, ибо если он победит постигающие его искушения, со многим усилием, и удержит ум свой, не допуская его послаблять помыслам, рождающимся в сердце его, то он разом победит все страсти, ибо не он будет победивший, но пришедший в него верою Христос. О таковых сказал Господь: Аще имате веру, яко зерно горушно и прочее.

Творения. Книга первая

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда,” и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас

О, божественная сила веры! Господь уверяет, что, если мы имеем хотя небольшую веру в Господа как всемогущего и всеблагого Творца мира видимого и невидимого, и тогда мы можем делать при ее посредстве чрезвычайные дела, например переставлять горы с места на место. В самом деле, что стоит это для всемогущества Божия? Если земля, которой тяжесть по причине огромного количества весу почти невозможно исчислить, держится в пустом пространстве мира, ничем не поддерживаемая, если бесчисленные миры, большая часть которых превосходит величиною нашу землю, также вращаются, подобно легким мячам, в пространствах неба силою притяжения и отталкивания, – то не пойдет ли со своего места по слову разумной твари, преданной своему Творцу и верующей в Его бесконечное могущество, какая-нибудь земная гора, какая-нибудь масса земного вещества? Духу естественно повелевать вещественною природою: он бесконечно выше, благороднее и могущественнее ее, по крайней мере таким он создан и таким быть должен. Только по грехам нашим вещественная природа вышла из-под нашего подчинения, не слушает нас, иногда даже враждует против нас. Возвратим себе первобытное господство, соделаемся по живой вере едино с Господом, Творцом мира, тогда мы увидим, что значит человек верующий, святой, богоподобный: он делается как бы богом.

Дневник. Том I. 1856


Для чего мне переставлять горы настоящие, которые мне не мешают, когда у меня на душе бывают свои горы, которые переставлять мне необходимо, потому что они подавляют мою душу и закрывают от меня свет Божий и Самого Бога не допускают к душе моей? Чрез преставление гор Спаситель означил это таинство, которое бывает с нашими душами, хотя и горы настоящие по вере нашей можно переставлять с места на место. От подобного вещественного Господь всегда посылает нас к подобному духовному: например, Он сказал в Иерусалиме: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2,19). Подумали, что Он говорил о храме Иерусалимском, а Он говорил о храме Своего Тела, потому что оно точно было храмом Божиим: в нем жил Сын Божий. И такое соответствие между предметами мира духовного и вещественного, как думаю, происходит оттого, что Творец того и другого мира – Один, и потому вещество, как творение Духа, должно выражать и выражает в себе то, что бывает с духом.

Дневник. Том III. 1859–1860

Николай Сербский, свт. (†1956)

Ст. 19-20 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда », и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас

А когда ученики остались наедине со Христом, то спросили Его: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас. Таким образом, причиною бессилия является неверие. Чем больше веры, тем больше сил; чем меньше веры, тем меньше и сил. Ранее Господь дал Своим ученикам «власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10:1). И они некоторое время употребляли сию власть с пользою. Но по мере ослабления их веры – страха ли ради мирского или от гордости, умалялась и данная им сила. Адаму дана была власть над всякой тварью, но Адам утратил и потерял ее из-за своего непослушания, алчности и гордости. И апостолы из-за каких-то своих прегрешений утратили данную им силу и власть. Но эту утраченную силу может возвратить только вера, вера и еще раз вера. Потому Господь в сем случае особенно подчеркивает силу веры. Вера может горы передвигать, для веры нет ничего невозможного.

Мало горчичное зерно, но оно может придать свой вкус целому сосуду пищи. («Ибо как горчичное зерно, малое по величине своей, сильно по действию; и быв посеяно на малом пространстве, много пускает отраслей; а возрастая, и птиц укрывать может; так и вера в душе весьма скоро творит дела величайшие. Итак, имей ты со своей стороны веру в него, дабы и от Него получить веру, действующую выше сил человеческих». Свт. Кирилл Иерусалимский, Поучения огласительные и тайноводственные, V). Если вы будете иметь веру хотя бы с горчичное зерно, горы будут отступать пред вами и переходить с места на место. Почему же тогда Сам Господь не передвигал горы? Потому что в этом не было нужды. Он совершал только те чудеса, которые были нужны и полезны людям для их спасения. Но разве передвигать горы – большее чудо, чем делать воду вином, умножать хлебы, изгонять бесов из людей, исцелять всякую болезнь, ходить по воде, укрощать одним словом или мыслью морские бури и ветры? Безусловно, не исключено, что последователи Христовы для указанной цели и по великой вере совершали и чудо передвижения гор. Но разве есть гора более высокая, скала более тяжкая, бремя и груз более страшные для души человеческой, чем мирские попечения, мирские страхи, мирские связи и оковы? Кто смог эту гору сдвинуть и ввергнуть в море, воистину сдвинул с места самую большую и самую тяжелую гору на земле.

Беседы. Неделя четвертая Великого поста. Евангелие о бессилии неверия и силе веры

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 19-20 Тогда приступльше ученицы ко Иисусу на едине, реша: почто мы не возмогохом изгнати его? Иисус же рече им: за неверствие ваше: аминь бо глаголю вам: аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет: и ничтоже невозможно будет вам

Тогда приступльше ученицы ко Иисусу на едине, реша: почто мы не возмогохом изгнати его; Иисус же рече им: за неверствие ваше

Марк (9:28) сказал, что они спросили, когда Христос вошел в дом. Спросили из опасения, не потеряли ли они полученной ими власти над нечистыми духами. Пред народом Христос осудил неверие приведшего, а наедине порицает неверие учеников. Усомнившись прежде попытки в том, что они могут исцелить страждущего, хотя прежде исцеляли многих других, они после попытки не могли уже исцелить. Итак, мудро пред многими порицает неверие многих, а наедине – неверие Своих; и не следовало пред толпою срамить учителей вселенной.

Аминь бо глаголю вам: аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет

Говорит не о вере в то, что Он Сам – Бог, а в то, что Он творил чудеса. Говорит: Если вы будете иметь такую деятельную, сильную и горячую веру, как горчичное зерно (а оно обладает такими качествами), веруя без всякого колебания тому, что будете творить чудеса, то будете иметь столь великую силу, что будете переставлять даже горы, если пожелаете. Иметь столь великую веру представляется делом легким, но оно также и весьма высоко. Оно рождается из дерзновения к Богу, – а такое дерзновение, в свою очередь, – из богоугодности. Но необходима сильная борьба для того, чтобы приобрести чрез богоугодность такое дерзновение к Богу, чтобы твердо веровать, что Он подаст все просимое. Просите, – сказано, – и дастся вам (Мф. 7:7). Не удивляйся, если апостолы не двигали с места гор. Это было не потому, что они не могли. А потому что не желали, – так как не было нужды в этом. После них некоторые святые, которые стояли гораздо ниже их, по встретившейся необходимости, переставляли горы, согласно с ответом Господа. Горой можно назвать и диавола за высоту его самомнения, которого святые легко отдаляют от себя, когда желают.

и ничтоже невозможно будет вам

Вы не только будете переставлять горы, но и ничего другого не будет для вас невозможного.

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 14-23 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились

В то время, когда Господь Иисус с тремя избранными апостолами был на горе Преображения, враги Его книжники едва не успели посмеяться над девятью учениками, которых Он оставил под горой. Обходя с проповедью грады и веси, ученики Христовы изгоняли и бесов, но теперь не могли изгнать беса из одного отрока.

Видно, предсказания Господа о Его грядущих страданиях и смерти, Его учение о необходимости страданий для них самих, сделали умы их боязливыми, а при таком беспокойном, смущенном состоянии, когда с ними не было не только Самого Господа, но и старейших собратий, обладавших большей, чем они, духовной силой, их вера оказалась слабой и недостаточной для изгнания беса. Здесь повторилось то же, что было при Синае: пока Моисей был на горе Богоявления, враг восторжествовал над народом и склонил его к идолопоклонству; а теперь книжники всячески старались посмеяться над безсилием учеников Христовых и тем унизить в глазах народа Самого Господа. Но вот является Сам Он, возвращаясь со священной горы, с лицом, сияющим еще лучами славы преображения, так что, увидев Его, весь народ, во множестве собравшийся около Его учеников, «изумился», как говорит святой евангелист Марк, и, подбегая, приветствовал Его. Сияло некогда славой и лицо Моисеево, когда он сошел с Синая после Богоявления; но то было сияние грозной славы, так что «Аарон и все сыны Израилевы боялись подойти к нему»; просветленный же Божественной славой лик Иисуса Христа, хотя и внушал благоговейный страх, однако же всех привлекал к Нему своей благостью и неземной красотой. Господь одним Своим появлением около учеников уже возвещал им победу: когда они пришли к народу, подойдя к толпе, Господь властно вопрошает книжников, принимая под защиту Своих учеников: о чем вы спорите с ними? Если есть какое-то недоумение, то спрашивайте Меня. Книжники, так дерзко наступавшие на учеников, смутились и ничего не отвечали Божественному Учителю. Ученики чувствовали себя как бы виноватыми перед Господом и тоже безмолвствовали. Тогда протиснулся из толпы народной то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Учитель! Я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым. Умоляю Тебя, он у меня один, – Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает… «В беснующихся в новолуния, – говорит святитель Афанасий Александрийский, – не луна причина умопомешательства, но злотворный и коварный диавол. Будучи не в состоянии иным способом принудить людей к идолопоклонству, он наблюдает новомесячие луны и в это время делает так, что страждущий падучей болезнью вопит, чтобы родные больного поклонялись луне с мыслью, что она послала беса». И отец болящего отрока жалуется Господу: злой дух схватывает его, терзает его, так что он вдруг вскакивает, испускает пену, скрежещет зубами и, цепенея, замирает.

Эти припадки беснования случаются с ним во всяком месте, постоянно грозят его жизни, ибо часто в этом состоянии он сам бросается в огонь и часто в воду, и злой дух насилу отступает от него, измучив его, я приводил его к ученикам Твоим, просил их изгнать духа нечистого, они пытались сделать это, и они не могли исцелить его… Видно, что у несчастного отца вера была очень слаба; в этом и сам он потом сознается; «но если неверие отца было причиной того, что злой дух не выходил, то за что же Господь потом обвиняет учеников? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает: – Этим показывает Он, что верой они могут исцелять больных и без посредников. Ибо часто и вера посредника бывает достаточной, чтобы даже от меньших собратий получить желаемое, равно и сила чудотворца часто бывает достаточна, чтобы сотворить чудо, хотя бы приходящие и не имели веры. Елисей воскресил мертвого тогда, когда никто не веровал, ибо бросившие мертвеца бросили его не по вере, но убоявшись опасности убежали, и от одной силы святого тела Елисеева мертвец восстал. Отсюда видно, что и ученики были слабы верой, но не все: столпы не были при этом. И вот, отец бесноватого жалуется на них Иисусу Христу, но Христос, отклоняя от них обвинение в глазах народа, более обвиняет его самого»; из уст Его исходит слово скорбного негодования и упрека: Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! Неужели, несмотря на все чудеса Мои, вы все еще не имеете веры? доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? «Так говорит врач, когда больной не слушает его советов», – толкует блаженный Иероним. Доколе мне ходить к тебе и истощать мое искусство? Я велю одно, а ты делаешь другое. А что Господь гневался не на людей, а на пороки их, видно из тех слов, которые тотчас же присовокупил: приведите его ко Мне сюда. Отрока привели, но лишь только он увидел Божественного Чудотворца, злой дух потряс его и стал бить: он упал на землю и валялся, испуская пену… «Сатана, по выражению одного толкователя, приходит в великую ярость, страшась угрожающей ему гибели». Говорить со страдальцем, чтобы успокоить его душу, было нельзя; поэтому Господь вступает в разговор с отцом, возбуждая в нем веру и добрую надежду Своим Божественным состраданием. «Как давно это сделалось с ним?» – спросил Господь. «С детства», – отвечал отец, и, чтобы еще более вызвать жалость, он снова пересказывает Господу об опасном состоянии сына и восклицает: «если Ты, Господи, что можешь более, чем Твои ученики, то сжалься над нами и помоги нам!» В этом «помоги нам» слышится та же горячая родительская любовь, какая слышалась в словах жены Хананеянки.

Но в словах: «если что можешь», уже звучит сомнение и неверие, поэтому Господь и сказал ему: «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9:23). Так, когда блеснула первая искра этой веры и осветила глубокую пропасть неверия в сердце несчастного отца, из его уст вырвался слезный, жалобный вопль: «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Так бывает и всегда: только тогда человек может увидеть, как страшно погибельно неверие, когда благодать веры озарит его сердце. Толпа народа, между тем, все увеличивалась; всем хотелось видеть, что будет с несчастным отроком-страдальцем. Чтобы не давать пищи праздному любопытству толпы, и вместе с тем наградить слабые начатки веры скорбящего отца, Господь властно повелительно обратился к нечистому духу: и запретил ему Иисус, «сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него» (Мк. 9:25). За этими словами Господа последовал дикий вопль и страшное сотрясение, и отрок сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер… И бес вышел из него, но вышел с величайшим сопротивлением. Такая дерзость духа злобы была попущена Господом для вразумления предстоящих; они на опыте увидели, как дерзок диавол, и как, несмотря на свою дерзость, он трепещет пред Господом. Но милосердный Владыка жизни и смерти, взяв за руку отрока, поднял его и отдал отцу его, и отрок исцелился в тот час. Так Господь еще раз посрамил книжников и фарисеев, которые хотели посмеяться над Его слабыми в вере учениками. А ученики, чувствуя свою немощь, задумались о причине своего неуспеха. «Мне кажется, – говорит святитель Златоуст, – они боялись, – не потеряли ли благодати, им сообщенной»; поэтому, когда вошли в дом, тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали (спросили Его): почему мы не могли изгнать его? тогда как прежде бесы покорялись нам? Иисус же сказал им: по неверию вашему, по недостатку у вас веры, для которой все возможно. Всякая такая слабость – от неверия, всякая сила – в вере. Ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру в Мою помощь и всемогущество, хотя бы и малую, с горчичное зерно, но веру твердую, чуждую колебаний, и имеющую в себе внутреннюю силу, как жгучее горчичное зерно, – и скажете горе сей (может быть, Господь указал на Фавор, видневшийся из окон дома): «перейди отсюда туда», и она послушает вас, она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас, никаких препятствий не будет существовать для вас, никаких трудностей, которые людям часто представляются горами.

«Скажешь, – замечает святитель Златоуст, – где они сдвинули с места гору? Я скажу, что они сделали гораздо более, воскресив тысячи мертвых. Ибо не столько нужно силы, чтобы передвинуть гору, сколько – чтобы выгнать из тела смерть. Между прочим, повествуют, что святые, после них жившие и их гораздо меньшие, передвигали и горы, когда требовала того нужда. Поэтому очевидно, что и апостолы могли бы сдвинуть, если бы только нужно было, но не было тогда нужды. А может быть, это и случилось, но нигде не упоминается, ибо не все чудеса описаны. Подивись здесь их любомудрию и силе духа: любомудрию, что не скрыли своей слабости, силе духа, потому что тех, которые не имели веры и с зерно горчичное, в короткое время Господь так возвысил, что потекли в них реки и источники веры». Господь сказал, что этот случай требовал особенно сильной веры, которая выражалась бы в молитве, столь настойчивой, чтобы при ней человек забывал даже о пище: сей же род демонов изгоняется только молитвою и постом как самого страждущего, так и исцеляющего; а такой крепкой веры в настоящем случае у них и не было. «Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – как и апостолам Христос говорит о посте? Пост с верою много придает крепости, ибо человека соделывает ангелом, да еще укрепляет против безтелесных сил. Но этого мало: нужна еще молитва, и она должна предшествовать. Потому-то апостолы почти всегда постились. Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легче самого ветра». «Видите ли потребность и пользу поста, соединенного с молитвой, – говорит наш святитель Филарет, митрополит Московский, – апостолам он нужен, нам ли не нужен? Чудотворцам он помогает: можем ли мы пренебрегать его помощью? Победе над мучительным и преобладающим духом зла он способствует: не больше ли способствовать будет к укрощению плоти, воюющей против духа?» «Беснующийся в новолуния, – говорит блаженный Иероним, – изображает человека, предающегося по временам разным порокам и впадающего то в огонь любодеяния, то в те воды, кои противны любви». Следовательно, каждый одержимый страстью грешник есть в духовном смысле бесноватый и требует исцеления, а это исцеление, т.е. очищение его души от страстей, без поста и молитвы совершиться не может. Объясняя слова Господа: «сей род», толкователи замечают, что есть различие в степенях злых духов, что как есть на небе между Ангелами иерархия или чиноначалие, так и у злых духов есть и подчиненные, и начальствующие, более сильные. Во время пребывания их в Галилее, – пишет святой Матфей, – когда весь народ дивился тому, что творил Иисус, Сам Он еще раз напомнил ученикам Своим о Своих грядущих страданиях.

Иисус сказал им: не увлекайтесь теми восторженными словами, которыми народ выражает свое удивление при виде Моих чудес. Этот народ оставит Меня. Пусть эти слова укрепляют веру вашу в Мое Божественное достоинство, но не думайте, что Я воспользуюсь этим расположением ко Мне народа, чтобы объявить Себя Мессией – завоевателем, какого ждет он. Вложите вы себе в уши слова: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. Но ученикам не хотелось думать о том, что им было не по сердцу, они не поняли силы слов Иисуса Христа, смысл которых как бы закрыт был от них, и они боялись спросить Его, боялись услышать что-либо еще более скорбное. Сердце человеческое неохотно расстается со своими заветными мечтами даже и тогда, когда здравый разум показывает необходимость принять неприятную для сердца истину. Их сердце чувствовало, что приближаются скорбные для них дни, и они весьма опечалились. «Нельзя сказать, – говорит святитель Златоуст, – чтобы они ничего не понимали: напротив, знали они, что Он умрет, ибо непрестанно слышали об этом. Но чтобы могла случиться с Ним такая смерть, этого они ясно еще не понимали, не знали и того, что это за воскресение. Ибо весьма любили Учителя». Как часто в последнее время Господь напоминает ученикам о Своих страданиях: Он говорит об этом тотчас после исповедания Петра; говорит о Своем кресте, когда учит о самопожертвовании; слово крестное слышится из уст Его на Фаворе в беседе с великими пророками; о воскресении упоминает Он, заповедуя ученикам молчать о Фаворском видении; снова говорит о страданиях, объясняя им пророчества об Илии, и, наконец, опять, с особенной силой, говорит о том же, в последний раз проходя Галилею. Но каждый раз, когда говорит Он об этом, Он как бы утешает учеников Своих или явлением Своего всемогущества в чудесах, или откровением Своего Божества в воскресении. Сколько любви, сколько отеческой нежности видно во всем этом!..

Троицкие листки. №801-1050

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

По неверию вашему: у них не было на сей раз в достаточной степени веры в действующую чрез них, по слову Христову (Мф.10:8), чудотворную силу изгнания бесов. Может быть, узнав от отца бесноватого силу, продолжительность и упорство беснования, они усомнились в своей силе изгнать духа, и потому не могли изгнать его.

Если будете иметь веру, с горчичное зерно и пр. (ср. Мф.13:32). Зерно горчичное – самое малое из семян и часто служит образом чего-либо самого малого (ср. прим. к Мф.13:31-32). Посему смысл слов Иисуса Христа такой: если вы будете иметь самую малую степень веры, только бы эта вера была искренняя и истинная (ср. Мф.21:21), вы произведете дела необычайные. Далее: из малого семени горчичного вырастает большое дерево, – такая сила заключается в этом малом зерне, и так проявляется эта сила (Мф.13:31-32). Посему слова Господа могут иметь и такой смысл: если вы будете иметь хотя слабую, но истинную и искреннюю веру, то она в вас возрастет и усилится так, что вы будете в состоянии производить дела необычайные. Вера разумеется здесь именно чудодейственная, как особенный дар Божий (1Кор.13:9,14:2). «Говоря о вере чудодействующей, Он выставляет горчицу, чтобы показать неизреченную силу ее (веры). Ибо горчица хотя по виду весьма невелика, но имеет весьма великую силу» (Злат.).

Скажете горе сей и пр.: вероятно, Господь при сем указывал на какую-либо из окружающих гор. «Скажите: где они сдвинули с места гору? Я скажу, что они сделали гораздо более, воскресивши тысячи мертвых. Ибо не столько потребно силы передвинуть гору, сколько – выгнать из тела смерть... Посему очевидно, что и апостолы могли бы сдвинуть (гору), ежели бы только нужно было; но как не было тогда нужды, то не нужно и обвинять их. И Господь не сказал: передвинете непременно, но: можете передвинуть; а ежели они не переставляли гор, то не потому, что не могли (иначе, как же они могли совершать более важные чудеса?), но потому, что не хотели; а не хотели потому, что не было нужды; а может быть, это и случалось, но нигде не упоминается, ибо не все чудеса описаны» (3лат., ср. Феофил.).

И ничего не будет невозможного для вас, ибо все возможно для верующего (Мк.9:23).

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас

(Лк. 17:6). Речь Христа нельзя понимать в буквальном смысле. Эта речь образная, указывает на возможность достижения, при помощи веры, чрезвычайных результатов.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 20-21 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом

По неверию вашему, т. е. вы не имели столь крепкой и совершенной веры, какую надлежало иметь вам как ближайшим свидетелям Моих чудес и слушателям Моего учения. Если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет, т. е. если вы будете иметь малую степень веры, на подобие горчичного зерна, только бы она была искренняя и твердая, то совершите великие дела, подобно как горчичное зерно, которое было само в себе, но имеет великую силу, – произрастает из себя великое дерево. Сей же род отгоняется только молитвою и постом. Сей же род, т. е. демоны. Чтобы изгонять бесов, для этого нужна вера более совершенная; вера эта достигается усиленною молитвою и постом, так как пост и молитва, отрешая человека от всего земного, вводят его в общение с Богом.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.

---- См. также Толкование на Мф. 17:19

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О чудесах.

Мф.7:22-25. Это осуждение относится не к тем, которым Сам Господь сказал: «Больных исцеляйте, мертвых воскрешайте»: Мф.10:8, а к ложным «чудотворцам»: Деян.19:13-16;13:6,11, и к «живущим по плоти» Рим.8:5-6. Церкви, основанной Иисусом Христом, дано не только чудеса творить: Деян.19:10, но и вязать и разрешать грехи: Мф.16:18-19, а о чудесах сказано: Мф.17:20.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О знамениях и чудесах.

Мф.12:39. Знамения и чудеса не даются только роду лукавому: Мф.4:3-7; Мк.15:29-32;Ин.4:48; Ин. 5:36; Ин.10:38, но для верующих людей они бывают: Мф.17:20; Мф.8:10-13.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible