Скрыть
Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 12-13 Глаголю же вам, яко Илиа уже прииде, и не познаша его; но сотвориша о нем, елика восхотеша: тако и Сын человеческий имать пострадати от них. Тогда разумеша, яко о Иоанне рече им

Хотя об этом не говорили ни книжники, ни писания, но так как апостолы стали уже проницательнее и внимательнее к словам, то скоро поняли. Откуда же узнали об этом ученики? Прежде им было сказано: той есть Илиа хотяй приити (Мф. XI, 14), а здесь говорится, что уже пришел; и опять: Илиа приидет и устроит вся (Мф. 17:11). Но не смущайся и не считай за ошибку, когда в одном месте говорится, приидет, а в другом: пришел. Все это справедливо. Когда Христос говорит: Илиа приидет, и устроит вся (Мф. 17:11), разумеет самого Илию и будущее обращение иудеев; а когда говорит: той есть хотяй приити, то по образу служения называет Иоанна Илиею. Подобно этому пророки каждого благочестивого царя называли Давидом, а иудеев князьями содомскими и сынами ефиопов, и именно по образу жизни их. Как Илия будет предтечею второго пришествия, так Иоанн был предтечею первого.

Но не по одной только указанной причине Христос везде именует его Илиею, но и для того, чтобы показать, что Он говорит совершенно согласно с ветхим заветом, что пришествие это совершилось по пророчеству. Потому и присоединяет: прииде, и не познаша его, но сотвориша о нем вся, елика восхотеша. Что такое значит, вся елика восхотеша? Ввергли в темницу, поругались, умертвили, принесли главу его на блюде. Тако и Сын человеческий имать пострадати от них. Видишь, как благовременно Он опять напоминает им о страдании? Он уже утешил их страданиями Иоанна; и не этим только, но и тем, что вскоре начинает совершать великие чудеса. Когда говорит Он о страданиях, то тотчас же творит чудеса; и, как можно заметить, Он и прежде слов этих и после, и вообще при всяком случае поступал так. Тогда начат сказовати, яко подобает Ему ити во Иерусалим, и много пострадати, и убиену быти (Мф. XVI, 21). Когда же? Тогда, как исповедывали, что Он Христос и Сын Божий. И еще на горе напоминал им о страданиях, когда показал им чудное видение, и когда о славе Его разговаривали пророки. Окончивши историю об Иоанне, Он присовокупил: тако и Сын человеческий имать пострадати от них; и немного спустя, когда изгнал беса, которого ученики не могли изгнать, живущим им в Галилеи, рассказывает евангелист, рече им Иисус: имать Сын человеческий предан быти в руце человек грешник, и убиют Его, и в третий день востанет (Мф. XVII, 22-23). Так поступал Он для того, чтобы величием чудес уменьшить чрезмерность печали, и чтобы как-нибудь их утешить. Так и здесь, напомнивши о смерти Иоанновой, доставил им великое утешение. Если же кто спросит: почему Он и теперь не послал Илию, когда столько благодеяний свидетельствуют о Его пришествии? - отвечаем: потому, что и теперь признающие Христа за Илию не уверовали в Него; и ясно говорится: одни Тебя почитают Илиею, другие Иеремиею (Мф. XVI, 14). Но между Иоанном и Илиею не было иного различия, как только по времени. Как же, спросишь ты, тогда уверуют? Он устроит все не славою только имени своего, но и тем, что слава Христа до того времени успеет весьма распространиться и будет для всех яснее солнца. Потому, когда он придет после того, как уже распространится высокое мнение о Нем и ожидания, и станет проповедовать Иисуса, то его благовестие примут с охотою. Когда Христос говорит: не познаша его, то этим и извиняет, по-видимому, врагов Своих, и утешает учеников. Кроме того, утешает этих последних еще и тем, что указывает на неповинное Свое страдание, и прикрывает скорби двумя знамениями: бывшим на горе и тем, которое имеет быть. Услышав это, они не спрашивают Его, когда Илия придет - или потому, что угнетены были скорбью о страдании, или потому, что боялись. Часто случалось, что как скоро замечали, что Он не хотел говорить о чем-нибудь ясно, переставали любопытствовать. Когда, находясь в Галилее, Он сказал: имать Сын человеческий предан быти, и убиют Его, то они, присовокупляет евангелист, скорбни быша зело, что два евангелиста поясняют таким образом: Марк - не разумеваху глагола, и бояхуся Его вопросити (Мк. IX, 32); Лука - яко бе прикровен от них, да не ощутят Его, и бояхуся вопросити Его о глаголе (Лк. IX, 45).

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе

Спрашивается: если Ирод и Иродиада умертвили Иоанна, то каким образом говорится, что они же распяли Иисуса, когда Он был умерщвлен книжниками и фарисеями? На это должно ответить кратко: как в умерщвлении Иоанна партия фарисеев выразила свое согласие, так и в распятии Господа высказалось согласие Ирода, который отослал Его к Пилату на распятие, посмеявшись над Ним и отнесшись к Нему с презрением.

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 11-13 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели, так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе

Говоря: «правда, Илия должен придти прежде», показывает, что он еще не пришел, придет же, как предтеча второго пришествия, и устроит в вере во Христа всех евреев, которые окажутся послушными, устрояя их как бы в отеческое наследие, которого они давно лишились. Говоря же: «Илия уже пришел», намекает на Иоанна Предтечу. Они сделали с ним, что и хотели, убив Его, ибо, позволив Ироду убить его, хотя имели возможность воспрепятствовать, они сами убили. Тогда ученики, став вдумчивее, поняли, что Господь назвал Иоанна Илиею, потому что он был предтеча первого, как Илия будет предтечей второго пришествия Его.

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 10-13 И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе

Когда апостолы услышали от Господа заповедь, – никому не рассказывать о преображении до Его воскресения, они в недоумении говорили друг другу: «Что это значит, воскреснуть из мертвых?» Книжники учили, что перед пришествием Мессии будет всеобщее воскресение мертвых и придет пророк Илия, а Господь говорит только о Своем воскресении… Не притча ли слова Его о воскресении? Однако же, апостолы не решились спрашивать об этом Господа, опасаясь, может быть, показаться невнимательными. Но, размышляя о скором открытии Царства Мессии, они остановились мыслью на явлении пророка Илии, которого только что видели на Фаворе. И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде Твоего пришествия и прежде воскресения мертвых? Вот, мы теперь совершенно веруем, что Ты – Христос, истинный Мессия; но как же нам думать о пришествии Илии? Сейчас мы видели Илию на Фаворе: считать ли это его явление за обещанное пророками, или ждать еще другого его явления? Господь и раньше говорил, что Его Предтеча Иоанн и есть возвещенный пророками Илия, но ученики еще неясно различали два пришествия Христова: Первое – во уничижении и Второе – во славе. Предтечей Второго будет действительно Илия, а Предтечей первого был Иоанн, которого Господь называет Илией не потому, что он был Илия, а потому, что он совершал служение в духе и силе Илии. Книжники смешивали пророческие изречения о двух пришествиях Христовых, и потому говорили, что если Иисус есть Христос, то прежде Его должен был прийти Илия. Вот почему фарисеи посылали и к Иоанну с вопросом: «ты Илия?» (Ин. 1:21).

В ответе ученикам Господь раскрывает учение о двух Своих пришествиях: Иисус сказал им в ответ: вы справедливо говорите, что Илия должен прийти предо Мною, Мессией. Илия древний, первый, должен придти прежде Моего Второго пришествия, как предсказано пророком Малахией: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5–6). Илия действительно придет тогда, И должен устроить все. Он исправит неверие Иудеев тогдашних времен, расположит иудейский народ к учению Моему. Он устроит все это не славой только имени своего, но тем, что слава Моя до того времени распространится по всей земле и будет для всех яснее солнца. Но то будет перед Вторым Моим пришествием на Страшный Суд, на что и в пророчестве Малахии указывается: «чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». А теперь Я пришел не поразить землю, а спасти людей: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17). Но об этом Первом Моем пришествии говорю вам, что Илия второй, новозаветный, уже пришел, действительно приходил, только не Фесвитянин, а Предтеча Мой, в духе и силе проповедовавший покаяние, – он приходил и исполнил свое служение, и не узнали его, не признали его Моим Предтечей, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. И Его они не узнают, но поступят с Ним по своей злой воле. Слова Господа были так ясны, что ученики не могли не понять их: тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе, причем им вспомнились и прежние слова Господа о том же. А называть одно лицо именем другого по сходству их служения и образа жизни было обычным у Иудеев: ибо пророки каждого благочестивого царя называли Давидом, а Иудеев – князьями содомскими и сынами ефиопов, именно из-за образа жизни их. Ибо «как Илия будет предтечей Второго пришествия, так Иоанн был предтечей Первого» (свт. Иоанн Златоуст).

Троицкие листки. №801-1050

Евфимий Зигабен (†1118)

Тогда разумеша ученицы, яко о Иоанне Крестители рече им

потому что говорил им еще прежде (Мф. 11:14), что он есть долженствующий прийти Илия.

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; тáк и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.

Правда и пр.: Господь в ответе своем подтверждает истину того, о чем пророчествовал пророк Малахия (Мал.4:5,6), на чем основывалось народное мнение, что Илия должен прийти пред пришествием Христовым и устроить все, что о Нем предсказано, т.е. приготовить или приготовлять народ к принятию Мессии. Но вместе с сим Господь подтверждает и то, что высказал прежде, – что Илия пришел уже, что сей Илия есть Иоанн предтеча и креститель, действовавший в духе и силе Илии (ср. Лк.1:17).
Но не узнали Его: хотя многие из народа уверовали в Иоанна, как предтечу, крещением приготовлявшего иудеев к открытию царства Христова на земле, и крестились от него (ср. Мф.3:5,6); но, вообще говоря, народ еврейский не узнал сущности его служения и всего великого значения его лица, а потому и поступили с ним, как хотели: ввергли в темницу, поругались, умертвили, принесли главу его на блюде. «Ибо позволив Ироду убить его, тогда как могли воспрепятствовать сему, они тем самым сделались убийцами его» (Феофил.).

Так и Сын Человеческий пострадает от них. Ученики поняли, что Он говорит о Крестителе. Св. Златоуст о вопросе учеников и ответе Спасителя (Мф.17:10-12) замечает: «была молва о пришествии Христа и Илии; но они (книжники) несправедливо толковали ее. Писание повествует о двух пришествиях Христа, о бывшем и будущем. И апостол, открывая оные, сказал: «явися благодать Божия» и пр. (Тит.2:11-13). Также пророки о том и другом упоминают; они говорят, что предтечею одного из них, именно второго, будет Илия, а первого – был Иоанн, которого Христос называет Илиею не потому, чтобы он был Илия, а потому, что он совершал служение его. Ибо как Илия будет предтечею второго пришествия Его, так Иоанн был предтечею первого. Но книжники, сливая и то и другое и развращая народ, упоминали пред народом об этом только втором пришествии и говорили, что ежели сей есть Христос, то Илия должен предварить его своим пришествием... Какой же ответ дал Христос? Илия точно придет тогда пред вторым Моим пришествием, но и ныне пришел Илия, а ежели ты спрашиваешь о Фесфитянине, то он придет... дабы убедить иудеев принять веру в Иисуса Христа и дабы, когда сей придет, не все они совершенно погибли. Посему Он, приводя им сие на память, сказал: «и устроит все», т.е. исправит неверие иудеев тогдашнего времени» (ср. Феофил.).

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе

В предыдущих стихах Спаситель ни одного слова не сказал об Иоанне Крестителе, но образная речь Его показывала, что Он говорил именно о нем. Ученики поняли теперь это.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 11-13 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе

Правда, Илии надлежит приити (Илия убо приидет) прежде и устроит все (вся). Да он уже и пришел, как Я высказал вам это и прежде (11 гл. 14 ст.) и теперь говорю (глаголю же вам), что Илия уже пришел (уже прииде). Кто же этот Илия? Это Иоанн Предтеча и Креститель Христов. Назван он Илиею потому, что действовал в духе и силе Илии. У Евреев было в обычае называть одно лицо именем другого по сходству их служения и образу жизни. Он (предтеча) предыдет пред Ним (Иисусом Христом) духом и силою Илииною (Лк. 1, 17), сказал арх. Гавриил, возвещая рождение Предтечи. Только прибавляет Господь о своем Предтече — не узнали (не познаша) его, а поступили с ним, как хотели (сотвориша о нем, елика восхотеша) и пр. Хотя многие из Иудеев и уверовали во Иоанна, как Предтечу Христова, и приняли крещение от него; но вообще-то Иудеи не узнали сущности его служения и великого его назначения: и потому он был ввержен в темницу и убит (14 гл. 1-12). Известно, что убил Иоанна Предтечу Ирод Галилейский за то, что он обличал его в отнятии жены у брата своего Филиппа; но Господь говорит, как будто убил его народ. Блаженный Феофилакт объясняет это так: «народ позволил Ироду убить Иоанна, тогда как мог воспрепятствовать сему, и тем самым сделался убийцею его». Тако и Сын человеческий (Он, Христос) имать пострадати (пострадает) от них. Мученическая смерть Крестителя наводит на мысль о мученической смерти Его Самого, и Он пользуется этим случаем сказать об этой смерти апостолам, о чем еще так недавно говорил им (16 гл. 21 ст.). В последнее время Своей земной жизни Иисус Христос часто говорил Своим ученикам о предстоящей Ему искупительной смерти.

Толкование на Евангелие от Матфея

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible