Скрыть
Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 10-11 И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все

Итак, ученики узнали об этом не из Писаний, но им открыли книжники, - и молва об этом носилась в простом народе, как и о Христе. Потому и самаряныня сказала: Мессия приидет; егда Той приидет, возвестит нам вся (Ин. IV, 25); и книжники вопрошали Иоанна: Илиа ли еси ты, или пророк (Ин. I, 21)? Итак, среди иудеев, как я сказал, была молва о пришествии Христа и Илии, но они неправильно толковали ее. Писание говорит о двух пришествиях Христа, о бывшем и будущем. И Павел, указывая на оба пришествия, сказал: явися благодать Божия спасительная наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем. Вот одно пришествие; послушай, как и о другом говорит. Сказавши эти слова, он присовокупил: ждуще блаженнаго упования, и явления великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Тит. II, 11-13). Также и пророки о том и другом упоминают; они говорят, что предтечею одного из них, именно второго, будет Илия, а первого был Иоанн, которого Христос называет Илиею - не потому, чтобы он был Илия, но потому, что он совершал служение Его. Как Илия будет предтечею второго пришествия, так Иоанн был предтечею первого. Но книжники, сливая то и другое и развращая народ, упоминали пред народом об одном только втором пришествии и говорили, что если этот - Христос, то Илия должен предварить Его своим приходом. Потому и ученики говорят: что убо книжницы глаголют, яко Илии подобает приити прежде? По той же причине фарисеи посылали к Иоанну и спрашивали: Илиа ли еси ты? вовсе не упоминая о первом пришествии. Какой же ответ дал Христос? Илия точно придет тогда, пред вторым Моим пришествием; но и ныне пришел Илия, - называя этим именем Иоанна. Этот Илия пришел. А если ты спрашиваешь о фесвитянине, то он придет; потому и сказал: Илиа приидет и устроит вся. Что такое - все? То, о чем сказал пророк Малахия: послю вам Илию Фесвитянина, иже устроит сердце отца к сыну, да не пришед поражу землю в конец (Мал. IV, 5-6). Видишь точность пророческого изречения! Когда Иоанна назвал Илиею Христос, то назвал по причине сходства служения. А чтобы ты не подумал, что то же самое говорится и у пророка, последний присовокупил и родину его, называя фесвитянином; а Иоанн фесвитянином не был. Вместе с тем он указывает и другой признак, говоря: да не пришед поражу землю в конец, - означая этим второе страшное Его пришествие. В первом Он не пришел поразить землю: не приидох, говорит, да сужду мирови, но да спасу мир (Ин. XII, 47). Итак означенные слова пророка показывают, что фесвитянин придет пред тем пришествием, когда будет суд. Он вместе показывает и причину пришествия его. Что же это за причина? Чтобы он, пришедши, убедил иудеев уверовать во Христа и чтобы, когда Христос придет, не все они совершенно погибли. Потому-то и Христос, приводя им это на память, сказал: и устроит вся, т. е. исправит неверие иудеев тогдашнего времени. Вот почему и пророк весьма точно сказал; он не сказал: устроит сердце сына к отцу, но: отца к сыну. Так как отцы апостолов были иудеи, то сказано: обратит к учению сынов, т. е. апостолов, сердца отцов, т. е. расположение народа иудейского.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 11-12 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них

Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел

Тот самый, который должен придти во второе пришествие Спасителя телесно, уже пришел ныне в лице Иоанна в духе и силе.

и не узнали его, а поступили с ним, как хотели

То есть: отнеслись с презрением и обезглавили его.

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 11-13 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели, так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе

Говоря: «правда, Илия должен придти прежде», показывает, что он еще не пришел, придет же, как предтеча второго пришествия, и устроит в вере во Христа всех евреев, которые окажутся послушными, устрояя их как бы в отеческое наследие, которого они давно лишились. Говоря же: «Илия уже пришел», намекает на Иоанна Предтечу. Они сделали с ним, что и хотели, убив Его, ибо, позволив Ироду убить его, хотя имели возможность воспрепятствовать, они сами убили. Тогда ученики, став вдумчивее, поняли, что Господь назвал Иоанна Илиею, потому что он был предтеча первого, как Илия будет предтечей второго пришествия Его.

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 10-13 И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе

Когда апостолы услышали от Господа заповедь, – никому не рассказывать о преображении до Его воскресения, они в недоумении говорили друг другу: «Что это значит, воскреснуть из мертвых?» Книжники учили, что перед пришествием Мессии будет всеобщее воскресение мертвых и придет пророк Илия, а Господь говорит только о Своем воскресении… Не притча ли слова Его о воскресении? Однако же, апостолы не решились спрашивать об этом Господа, опасаясь, может быть, показаться невнимательными. Но, размышляя о скором открытии Царства Мессии, они остановились мыслью на явлении пророка Илии, которого только что видели на Фаворе. И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде Твоего пришествия и прежде воскресения мертвых? Вот, мы теперь совершенно веруем, что Ты – Христос, истинный Мессия; но как же нам думать о пришествии Илии? Сейчас мы видели Илию на Фаворе: считать ли это его явление за обещанное пророками, или ждать еще другого его явления? Господь и раньше говорил, что Его Предтеча Иоанн и есть возвещенный пророками Илия, но ученики еще неясно различали два пришествия Христова: Первое – во уничижении и Второе – во славе. Предтечей Второго будет действительно Илия, а Предтечей первого был Иоанн, которого Господь называет Илией не потому, что он был Илия, а потому, что он совершал служение в духе и силе Илии. Книжники смешивали пророческие изречения о двух пришествиях Христовых, и потому говорили, что если Иисус есть Христос, то прежде Его должен был прийти Илия. Вот почему фарисеи посылали и к Иоанну с вопросом: «ты Илия?» (Ин. 1:21).

В ответе ученикам Господь раскрывает учение о двух Своих пришествиях: Иисус сказал им в ответ: вы справедливо говорите, что Илия должен прийти предо Мною, Мессией. Илия древний, первый, должен придти прежде Моего Второго пришествия, как предсказано пророком Малахией: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5–6). Илия действительно придет тогда, И должен устроить все. Он исправит неверие Иудеев тогдашних времен, расположит иудейский народ к учению Моему. Он устроит все это не славой только имени своего, но тем, что слава Моя до того времени распространится по всей земле и будет для всех яснее солнца. Но то будет перед Вторым Моим пришествием на Страшный Суд, на что и в пророчестве Малахии указывается: «чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». А теперь Я пришел не поразить землю, а спасти людей: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17). Но об этом Первом Моем пришествии говорю вам, что Илия второй, новозаветный, уже пришел, действительно приходил, только не Фесвитянин, а Предтеча Мой, в духе и силе проповедовавший покаяние, – он приходил и исполнил свое служение, и не узнали его, не признали его Моим Предтечей, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. И Его они не узнают, но поступят с Ним по своей злой воле. Слова Господа были так ясны, что ученики не могли не понять их: тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе, причем им вспомнились и прежние слова Господа о том же. А называть одно лицо именем другого по сходству их служения и образа жизни было обычным у Иудеев: ибо пророки каждого благочестивого царя называли Давидом, а Иудеев – князьями содомскими и сынами ефиопов, именно из-за образа жизни их. Ибо «как Илия будет предтечей Второго пришествия, так Иоанн был предтечей Первого» (свт. Иоанн Златоуст).

Троицкие листки. №801-1050

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 11-12 Иисус же отвещав рече им: Илиа убо приидет прежде и устроит вся: глаголю же вам, яко Илиа уже прииде, и не познаша его, но сотвориша о нем, елика восхотеша: тако и Сын Человеческий имать пострадати от них

Иисус же отвещав рече им: Илиа убо приидет прежде и устроит вся: глаголю же вам, яко Илиа уже прииде, и не познаша его

Илия первый, или Фесвитянин, еще не пришел; он придет около второго Моего Пришествия и устроит всякого, кто поверит ему, т.е. обратит сердце отца к сыну, как говорит пророк Малахия. Но Я говорю вам, что Илия второй, или Креститель, уже пришел пред этим первым Моим Пришествием, как говорят Писания. И книжники не знали, что и он – Илия, потому что был предтечей, – они не узнали его, так как худо разумеют Писания.

но сотвориша о нем, елика восхотеша

разумеется – приверженцы Ирода, так как они много сделали ему: ввергли в темницу, обезглавили и принесли голову его на блюде.

тако и Сын Человеческий имать пострадати от них

так и Он, потому что также не узнали, что Он – Христос, – не узнали по злонамеренности. Но если теперь евреи не поверили Христу, то почему же тогда поверят Илии? потому что они признают его и будут знать, что о нем предсказал Малахия; кроме того, столь великий промежуток времени и такая сила проповеди смягчит ожесточение сердец их.

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; тáк и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.

Правда и пр.: Господь в ответе своем подтверждает истину того, о чем пророчествовал пророк Малахия (Мал.4:5,6), на чем основывалось народное мнение, что Илия должен прийти пред пришествием Христовым и устроить все, что о Нем предсказано, т.е. приготовить или приготовлять народ к принятию Мессии. Но вместе с сим Господь подтверждает и то, что высказал прежде, – что Илия пришел уже, что сей Илия есть Иоанн предтеча и креститель, действовавший в духе и силе Илии (ср. Лк.1:17).
Но не узнали Его: хотя многие из народа уверовали в Иоанна, как предтечу, крещением приготовлявшего иудеев к открытию царства Христова на земле, и крестились от него (ср. Мф.3:5,6); но, вообще говоря, народ еврейский не узнал сущности его служения и всего великого значения его лица, а потому и поступили с ним, как хотели: ввергли в темницу, поругались, умертвили, принесли главу его на блюде. «Ибо позволив Ироду убить его, тогда как могли воспрепятствовать сему, они тем самым сделались убийцами его» (Феофил.).

Так и Сын Человеческий пострадает от них. Ученики поняли, что Он говорит о Крестителе. Св. Златоуст о вопросе учеников и ответе Спасителя (Мф.17:10-12) замечает: «была молва о пришествии Христа и Илии; но они (книжники) несправедливо толковали ее. Писание повествует о двух пришествиях Христа, о бывшем и будущем. И апостол, открывая оные, сказал: «явися благодать Божия» и пр. (Тит.2:11-13). Также пророки о том и другом упоминают; они говорят, что предтечею одного из них, именно второго, будет Илия, а первого – был Иоанн, которого Христос называет Илиею не потому, чтобы он был Илия, а потому, что он совершал служение его. Ибо как Илия будет предтечею второго пришествия Его, так Иоанн был предтечею первого. Но книжники, сливая и то и другое и развращая народ, упоминали пред народом об этом только втором пришествии и говорили, что ежели сей есть Христос, то Илия должен предварить его своим пришествием... Какой же ответ дал Христос? Илия точно придет тогда пред вторым Моим пришествием, но и ныне пришел Илия, а ежели ты спрашиваешь о Фесфитянине, то он придет... дабы убедить иудеев принять веру в Иисуса Христа и дабы, когда сей придет, не все они совершенно погибли. Посему Он, приводя им сие на память, сказал: «и устроит все», т.е. исправит неверие иудеев тогдашнего времени» (ср. Феофил.).

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё

(Мк. 9:12 — подробнее). Русский перевод этого стиха возможно неточен. У Матфея вместо “надлежит,” как у Марка, поставлено подчеркнутое “должен.” Буквально: Илия приходит и восстановит все. Возможно неточен и славянский перевод рассматриваемого стиха у Матфея: “Илия убо приидет прежде.«

В словах Спасителя содержится ответ на вопрос учеников. Сначала формулируется переданное учениками мнение книжников, а затем Спаситель поправляет его в следующем стихе. То, что говорят книжники, справедливо; но не о том Илии, который явился во время преображения, а о другом.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 11-13 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе

Правда, Илии надлежит приити (Илия убо приидет) прежде и устроит все (вся). Да он уже и пришел, как Я высказал вам это и прежде (11 гл. 14 ст.) и теперь говорю (глаголю же вам), что Илия уже пришел (уже прииде). Кто же этот Илия? Это Иоанн Предтеча и Креститель Христов. Назван он Илиею потому, что действовал в духе и силе Илии. У Евреев было в обычае называть одно лицо именем другого по сходству их служения и образу жизни. Он (предтеча) предыдет пред Ним (Иисусом Христом) духом и силою Илииною (Лк. 1, 17), сказал арх. Гавриил, возвещая рождение Предтечи. Только прибавляет Господь о своем Предтече — не узнали (не познаша) его, а поступили с ним, как хотели (сотвориша о нем, елика восхотеша) и пр. Хотя многие из Иудеев и уверовали во Иоанна, как Предтечу Христова, и приняли крещение от него; но вообще-то Иудеи не узнали сущности его служения и великого его назначения: и потому он был ввержен в темницу и убит (14 гл. 1-12). Известно, что убил Иоанна Предтечу Ирод Галилейский за то, что он обличал его в отнятии жены у брата своего Филиппа; но Господь говорит, как будто убил его народ. Блаженный Феофилакт объясняет это так: «народ позволил Ироду убить Иоанна, тогда как мог воспрепятствовать сему, и тем самым сделался убийцею его». Тако и Сын человеческий (Он, Христос) имать пострадати (пострадает) от них. Мученическая смерть Крестителя наводит на мысль о мученической смерти Его Самого, и Он пользуется этим случаем сказать об этой смерти апостолам, о чем еще так недавно говорил им (16 гл. 21 ст.). В последнее время Своей земной жизни Иисус Христос часто говорил Своим ученикам о предстоящей Ему искупительной смерти.

Толкование на Евангелие от Матфея

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible