Скрыть
потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-5 И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни

В списках более исправных читается: «в страну Гергесинскую». Матфей говорит, что было два бесноватых, а Марк и Лука говорят об одном. Сии последние избрали лютейшего из них и повествуют о нем. Бесноватый идет и исповедует Христа Сыном Божиим. Поскольку бывшие на корабле недоумевали о том, кто Он, то последует достовернейшее свидетельство о Нем от врагов, разумею бесов. Бесноватый жил во гробах, потому что бес хотел внушить через это ложную мысль, что души умерших становятся бесами, чему никак не должно верить.

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 2-5 Встретил Его (Христа) вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни

Здесь образ человека, находящегося в плену зла, в руках сатаны. Такой человек живет, как в гробах, потому что его жизнь есть путь смерти. На высотах самовлюбленности, на крутизнах гордости, на утесах эгоистической самости (…я сам лучше других, умнее других… кто авторитет для меня?), в ложбинах греха, в ущельях одной неправды, лжи, в пропастях смертных падений — вот тропинки его пути. «Он жил в гробах»… Он живет в скалистых стремнинах… Там нет жизни: ни растения, ни зверя… Это путь смерти! На этом пути смерти человек уже не выносит ничего, что не подходит к этому пути, отрицает его и осуждает. Душа, порабощенная злом, как будто продалась своему хозяину и за совесть работает на него. Отбрасывается, коверкается, уничтожается все, что пытается выправить душу или только содержит намек на другой мир, отличный от мира зла. Все это вызывает бешеную ненависть, и человек, как безумный, рвет все связи жизни добра. Он рвет связи чести, совести, долга, рвет семейные связи и, наконец, добирается до Бога и хулит Его и рвет святые веленья, твердые как оковы, веленья Божия закона. И кто может укротить его? Его хозяин, которому он продался, — зло, диавол. И только он властен над ним, и только ему он работает. Жалкое состояние, ужасное состояние! Ты думаешь, что за рабство диаволу человек имеет счастье? Вот его счастье: «всегда, днем и ночью, он кричал и бился о камни». Вечная тревога, вечное недовольство, вечная погоня за неуловимым «нужным для жизни». Бесконечный круг недовольства, тупиков и какой-то нескончаемой пустоты кругом, при всех усилиях наполнить жизнь. И, конечно, крик пустоты… Крик без устали, ночью и днем, как печать отверженности. И окружающее очень скоро обращается в то, что оно есть, человек зла живет в горах. Понятно, что кругом его голые камни зла, и он бьется о камни, бьет ноги до крови, бьет руки… Камни давят грудь. Он весь в ранах кругом от пути смерти.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Лактанций (†320)

потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его

Дай мне мужа гневного, изрыгающего проклятия, одержимого - немногими словами Божьими сделаю его смирным, словно овечка. Дай мне алчного, скупого, скаредного - верну его тебе щедрым, протягивающим полные пригоршни монет. Дай боящегося боли и смерти - и он выдержит крест, огонь и Периллова быка. Дай похотливого, прелюбодейного, распутного - и увидишь его скромным, целомудренным, воздержанным (ср. Ис. 55:13, 1Кор. 6:9-11).

Божественные установления.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

3. он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,
4. потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;
5. всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;


     «Имел жилище в гробах»: см. прим. к Мф.8:28.

     «Никто не мог его связать» и пр.: многократно делали попытки укротить его бешеное буйство наложением на него цепей и оков, чтобы лишить его возможности вредить себе и другим, все и всякие попытки оставались тщетными; он рвал с себя цепи, разбивал оковы; страшной силе бешеного не могли противостоять никакие цепи, ни оковы. Свидетельств об изумительной, превосходящей иногда вероятие силе обуреваемых духами нечистыми в истории очень много. Цепи и оковы различаются между собой, вероятно, тем, что цепи употреблялись для связывания ввобще всего тела, как представлялось удобнее; оковы же налагались только на ноги и, может быть, на руки, – главнейшие орудия буйства бесноватого.

     «Всегда ночью и днем» и пр.: до такой степени освирепел и одичал этот бесноватый, что уже совершенно не мог быть в обществе людском, да и опасен был для людей, а потому, удалившись и удаленный от сожительства людского, он жил в местах уединенных, мрачных и пустынных, – в горах и гробах (ср. прим. к Мф.8:28).

     «Кричал он и бился о камни»: дух нечистый так мучил его, что несчастный терзал и уродовал свое тело, диким криком выражая ужасное состояние свое душевное.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни

«Бился о камни»… Точнее: он цеплялся за камни, и они падали на него, когда он обрывался и падал со скалы (κατακόπτειν)».

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 3-4 он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его

Иже жилище имяше (имел) во гробех и пр. Так как Палестина, где жил Иисус Христос, страна каменистая и гористая, то в ней было много пещер, вырытых в холмах и пригорках, или высеченных в скалах; иные из этих пещер были обширны. Пещеры служили для разного употребления. В них загоняли скот в ненастную погоду, – в такой из пещер родился Господь. Большая же часть пещер служила гробницами для умерших, почему они и названы здесь гробами. В такие пещеры удалялись люди, которым тяжело было жить в обществе других, каковы сумасшедшие и бесноватые, им нравились сии убежища по самой своей мрачности, которая соответствовала их характеру или мрачному душевному настроению. В пещерах также находили себе убежище воры и разбойники.

Никтоже можаше его связати и пр. Евангелист Матфей (Мф.8:28) повествует, что бесноватый был очень свиреп, так что никто не мог проходить путем, лежавшим близ его жилища. Посему, для того, чтобы укротить его буйство и лишить его возможности вредить другим, а также и самому себе, потому что он бился о камни (Мк. 5:5), многократно сковывали его оковами и цепями. И растерзатися от него ужем железным (разрывал цепи) и пр. Т. е. все и всякие попытки укротить буйство бесноватого оказывались тщетными, потому что силой злого духа он рвал с себя цепи и разбивал оковы. Известно, что обуреваемые духами нечистыми обладают необыкновенной силой.

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible