Скрыть
Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.

Святые отцы

Прочие

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя

Думая, что легион бесов изгнан из меня, я хотел забыть, что знал, и успокоиться у ног Спасителя. И вот мне, против воли моей, говорят строго: Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь.

Собрание писем.

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 18-19 Бесновавшийся просил Его (Христа), чтобы быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя

Почему Христос в другой раз указывает оставить дом, идти за Собой? «Приходи, следуй за Мной», — сказал юноше (Лк. 18:22). И еще: «Всякий, кто оставит домы… отца… мать… жену… ради имени Моего, наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29). Есть заповедь о любви к Богу, и она первая и главнейшая. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:37-38). Есть заповедь о любви к ближнему, и она по своей важности подобна первой: «вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). Исполнение первой контролируется второй: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин. 4:20). Потому Господь, утверждая исцеленного бесноватого в любви к Себе, посылает его на дело любви к ближним: «иди домой к своим»… Конечно, первое дело любви к своим, родным — открыть им истину жизни, если они пребывают во тьме. Исцеленному и заповедуется пойти к неверующим и рассказать им о Господе и о чудных делах Его милосердия. Когда дело любви уже исполнено («все это сохранил я от юности моей» — (Мф. 19:20), тогда человеку указывается, как предел совершенства, всецелая отдача себя Богу.«Если хочешь быть совершенным… приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Или когда при исполнении дела любви обнаружилось, что «ближние» принадлежат к миру не Христа и не покинут его, тогда естественно, по слову Господа, разделение человека «с отцом его» (Мф. 10:35), и человек ради Царства Христова оставляет дом, отца, мать, жену, чтобы наследовать жизнь вечную (Мф. 19:29). Этими же словами Господа, обращенными к исцеленному, указывается обязанность верующего не скрывать Божией милости, явленной человеку, поведывать ее миру, особенно в тех случаях, когда окружающие нуждаются в утверждении в вере. Как Господь во имя долга любви направил исцеленного бесноватого к своим, чтобы открыть им истину, так же точно во имя любви наш святой долг — открыть своим, ходящим во тьме, Истину Христа и своей жизни по Его правде.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

18. И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.
19. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.
20. И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.

 

     «Вошел в лодку»: чтобы переправиться обратно на западный берег Геннисаретского озера в Галилею (ср. ст. 21).

     «Просил Его, чтобы быть с Ним»: основанием такой просьбы было, вероятно, чувство благодарности к Чудотворцу; это чувство влекло исцеленного следовать постоянно за Господом, чтобы служить Ему, чем он в силах и чем укажет ему Господь. Есть впрочем мнение, которое отвергать нет оснований, что бывший бесноватым опасался, как бы по отшествии Чудотворца, когда он останется опять один, снова не овладели им духи нечистые и снова не стали мучить его (Евф. 3игб., ср. Феофил.). 

     «Не дозволил ему»: почему не последовало дозволения, объясняется далее – «иди домой к своим» и пр. Бывший бесноватым был родом из того города, близ которого совершилось исцеление; там были его родные и конечно знакомые, и он должен был сделаться проповедником дела Христова среди них (ср. Феофил.) и в этой полуязыческой стране вообще. Он был живым свидетелем чудотворной силы Христовой, и потому слово его могло быть особенно действенно для жителей страны, той. – «Господь», т. е. Бог. Иисус Христос не говорит прямо, что Он сам своей божественной силой сотворил это, может быть, потому, что для полуязычников страны той было еще не вместимо сие высочайшее учение о Божестве Христа, как Сына Божия истинного и единородного и что их постепенно нужно было вести к вере в сию тайну.

     «Помиловал тебя»: обуревание человека духом нечистым есть наказание за грехи; освобождение от сего наказания через изгнание духа нечистого есть явление именно милости Божией к человеку.

     «В Десятиградии»: ср. прим. к Мф.4:25. Благодарный исцеленный начал проповедовать о чудодействии Христовом не только в своем городе и своим родным, как заповедал ему Христос, но и во всей стране той; чувство признательности к Господу не позволило ему ограничиться только своим городом и своими. Для дела Христова такое усердие исцеленного было без сомнения полезно. Почему Господь не только не запретил исцеленному проповедовать об исцелении, как нередко случалось при других исцелениях (напр. Мф.8 и дал.), но повелел рассказать о чуде? Причина сему была кажется та, что это происходило не в Галилее или Иудее, где по разным причинам неудобно было разглашать до времени о чудесах Господа (ср. прим. к Мф.8:4.), но именно в полуязыческой Перее, где таких причин не было, и где такое распространение молвы о Господе могло принести много плодов для последующей проповеди о Христе, приготовляя мало-помалу умы народа к принятию ее.

     «Все дивились»: это возбуждение чувства удивления к Чудотворцу заменило то чувство страха (ст. Мк.5:15), по которому Гадаряне просили Господа удалиться из пределов их. Это показывает, что взгляд их на Господа, может быть, мало-помалу изменялся и изменился к лучшему для дела Христова: ибо переход от чувства к вере не далек.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-20 И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились

Господь не остается в этой стране, но удаляется отсюда, потому что время для проповеди здесь еще не наступило. Но это не мешало рассевать здесь семена евангельского учения исцеленному бесноватому, и Господь посылает его возвестить о том, что с ним случилось, всем его родственникам. В полуязыческой стране эта проповедь о Христе Чудотворце не могла произвести того чрезвычайного увлечения мессианскими надеждами, какое нередко проявлялось среди чистокровного иудейского населения и которое обыкновенно кончалось тем, что народ стремился объявить Христа Царем (ср. Мф.8:4).

Если исцеленный пошел с проповедью по всему Десятиградию (см. Мф.4:25), то это объясняется тем, что он, вероятно, имел немало родных, живших в разных городах этой области.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя

Иди в дом твой ко твоим (т. е. родным и знакомым) и возвести, елика ти (что с тобою) Господь сотвори. Так повелевает Господь исцеленному потому, что тот мог расположить многих в своей полуязыческой стране к вере в Него своим рассказом об исцелении. Сотворил Господь, т. е. Бог. Иисус Христос не говорит, что Он Сам, как Сын Божий, Своей Божеской силой сотворил чудо, по всей вероятности потому, что для жителей той стороны – полуязычников невместимо еще было учение о Нем, как об истинном Сыне Божием (Мих.). Господь не запретил исцеленному проповедовать о чуде, как иногда Он делал (Мф.8:3 и дал.), но повелел, потому что видел, что проповедь Его может быть полезной, как это и было на самом деле, по словам Евангелиста Луки (см. объясн. Мк. 5:12 и 14). Помиловал тебя. Исцеленный был наказан беснованием за грехи, и потому освобождение его от мучений злых духов было ничем другим, как явлением милости Божией к нему.

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible