Скрыть
И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 11-14 Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и деревнях

Бесы молили Господа, чтобы Он не высылал их вон из страны, но чтобы пустил в стадо свиней. Он соглашается на это. Поскольку жизнь наша есть брань, то Господь не хотел удалить от нее демонов, дабы они своей борьбой с нами делали нас искуснейшими. Попускает им войти в свиней, дабы мы знали, что они как не пощадили свиней, так не пощадили бы и человека того, если бы не сохранила его сила Божия. Ибо бесы, будучи враждебны нам, тотчас истребили бы нас, если бы не охранял нас Бог. Итак, знай, что демоны не имеют власти даже над свиньями, и тем более над людьми, если не попустит Бог. Но знай и то, что в людей, живущих по-свински и валяющихся в тине чувственных удовольствий, вселяются демоны, которые низвергают их со стремнин погибели в море сей жизни, и они утопают.

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них

Какая ужасно жалкая молитва! Просить, как особенной милости, позволения войти на пребывание во стадо свиней; может ли быть участь презреннее? И кто просит такой жалкой милости? Бесплотные духи, кои обитали некогда на небе, обладали величайшею силою и властью, выну блаженствовали во свете Лица Божия.

Вот что значит грех! Ибо грех свергнул сатану и ангелов его с неба; грех сделал их столь несчастными, что позволение войти в стадо свиней составляет для них великую милость.

В одном ли мире духов грех производит такое ужасное превращение? Нет, везде, где только может появиться хотя тень греха. С намерением говорим: тень греха. В мире вещественном, среди творений неразумных, нет греха в собственном его виде, поелику нет и свободы; но и здесь может быть тень греха: уклонение от лучших законов бытия к менее совершенным. Ибо каждая тварь может со всею точностью следовать образцовой форме своей породы, может и уклоняться от нее, не достигать, так сказать, своего предназначения вполне. Это самое мы называем тенью греха.

Что же производит сия тень?

Всегда сопровождается несовершенством, безобразием, слабостью, бренностью. Возьмите кристалл с неправильными гранями, с незаконным, так сказать, изломом; в нем нет надлежащей чистоты и блеска; он ломок и малоценен. Посмотрите на растение, уклоняющееся от образца своей породы; оно мало росло, криво, безобразно; менее приносит плодов, живет не так долго. Обратите внимание на животных, произошедших от неестественного смешения пород: они бывают также малорослы, слабы и неспособны к продолжению своего рода.

Производя таким образом безобразие и разрушение на обоих концах мироздания - в мире духов и в мире вещественном - грех с особенною свирепостью обнаруживает ядовитую силу свою в средоточии творения, где стоит человек. Как существо, связующее между собою видимое и телесное с невидимым и духовным, как сокращение всего сотворенного, человек, по тому самому, способен и к самому высшему блаженству, и к самому большому несчастью. Посему грех никого так не губит, как человека. И в мире вещественном, и в мире духовном грех произвел смерть; но в первом одну телесную, в последнем одну духовную; в человеке грех произвел смерть сугубую, телесную и духовную. В самом аде будет едва ли не отраднее злому духу, нежели нераскаянному грешнику, ибо дух будет мучиться одним духом, а грешный человек - духом и телом.

Итак, человек, бойся более всего греха: это первый и последний враг твой!

Мысли о бессмертии

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них

Почему бесы не хотели идти вне страны, или в бездну, – по другому евангелисту, а лучше войти в свиней? Должно быть, в бездне им очень нехорошо или делать нечего, а на этом свете им есть где попакостить. Так как природа их зла, то делать зло есть их жизнь, их удовольствие. Вероятно, им не внутренности свинины нравились – бесы бесплотны и не имеют причины любить внутренность того или другого животного, а нравилось им мучение животных, ощутивших в себе силу нечистую, их смерть в море. Слава Тебе, Слове Божий, Творче духов и всемогущий Повелитель их!

Дневник. Том II. 1857–1858

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 10-13 И много (бесы) просили Его (Христа), чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море

Бесы просили не высылать их из той страны. Зло, как живая стихия, группируется; сродное притягивается сродным. Группирующаяся стихия крепнет… Создается могучая среда, которая властвует, поглощает окружающее. Так наслаивается стихия зла. Понятно, что агентам зла невыгодно расслоять среду. В своей стихии они сильнее, их гибельная работа идет легче и усиленнее. Вот почему бесы просят оставить их в той же среде. Так и бывает в человеческом обществе: зло, как зараза, ширится, оседает черными пятнами на человечестве и имеет тенденцию подчинить себе все окружающее. Зло оседает в семьях… Бывают семьи лжи, семьи легкомыслия, семьи черствости, семьи гордости и пр. Зло захватывает совокупность семей (род), отпечатлевается на племени, бросает свою тень на целый народ. А то зло концентрируется по группам; люди обозначают группы названием «среда» и говорят: «Среда (т.е. окружающее общество) погубила». Бывает, что зло концентрируется по районам. Бывают районы жестокости, черствости, замкнутости; бывают районы легкомыслия и разврата; бывают районы бесшабашия, удали, всяких обид и т.д. Так как в этом мире зло не истребляется Господом поголовно, то Господь снисходит к очагам зла и терпит их. Вот почему Он разрешает бесам остаться в том же районе. И бесы удаляются в свиней. Свиньи — образ порочного человечества. Значит, бесы уходят в свою среду, в большую, сложившуюся, укоренившуюся среду («стадо большое»). Святой евангелист дважды подчеркивает, что это среда зла. Свиньи паслись «при горе». Горы, где жил и бесноватый, — это пути смерти и зла. И в другом месте: «свиньи бросаются с крутизны» самости и пороков. На ней бился и бесноватый. Это среда зла. Итак, бесы уходят в свою среду. Но конец их один — гибель. Свиньи тонут в море. Конец пути смерти — одна гибель, духовная смерть.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

11. Паслось же там при горе большое стадо свиней.
12. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.
13. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.


     «Около двух тысяч»: точное обозначение, находящееся только у ев. Марка; у Матфея и Луки говорится неопределенно – «большое стадо».

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-13 Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море

(Ср. Мф.8:30–32.)

Евангелист Марк один точно обозначает число свиней.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 12-14 И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось

Посли ны (нас) во свиния. Просятся бесы в стадо свиное, толкует блаж. Феофилакт для того, чтобы погублением свиней огорчить хозяев их, и чрез то возбудить против Христа. Так сначала и случилось (Мк. 5:17). Но впоследствии эта уступка Христова бесам послужила к лучшему; потому что, как видим далее (Мк. 5:18-19), Иисус Христос повелел самому исцеленному рассказывать о своем исцелении, и затем когда, как повествует евангелист Лука, Господь снова пришел в землю Гадаринскую, то жители сей земли приняли Его с радостью, и многие из них уверовали в Него (Лк. 8:40).

Между тем лишением гадаринцев свиней Господь вразумлял, что люди нередко из-за привязанности к земному не радят о душе. Наконец, обстоятельством погубления свиней бесами Господь поучал саддукеев (особую секту у Евреев), которые не верили в бытие злых духов (о саддукеях чит. в объясн. Мк. 12:18), что они заблуждаются: бесы заставили свиней броситься в море.

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible